Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансами – бюджетированию.

Содержание

Введение

1. Бюджетирование как инструмент управления предприятием

1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования. Роль бюджетирования в системе управления предприятием

1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов на предприятии

1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии

2. Характеристика предприятия как объекта исследования

2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности

2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала

2.3. Динамика экономических показателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния

3. Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии

3.1. Разработка системы бюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов

3.2. Риски и проблемы, возникающие при внедрении системы бюджетирования

3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии.

Заключение

Литература

Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

 Бюджет продаж  может составляться различными  способами в зависимости от  специфики хозяйственной деятельности  компании. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или выручки от реализации. 

 Общий объем  продаж компании может быть  подсчитан двумя способами: по  контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам). 

 При формировании  бюджета продаж составляется  план-график продаж, в котором  присутствует информация об объемах  продаж в натуральном выражении,  цена за единицу изделия и  объемы продаж в стоимостном  выражении. Все данные разбиваются  по видам продуктов (изделий, услуг) и по месяцам планируемого периода.  

 Наряду с  планом-графиком в бюджете продаж  должен быть представлен график  поступлений денежных средств  от проданной продукции, т.к.  фактическая реализация продукции  и поступление денежных средств от нее часто не совпадают. Такой график необходим для более точного составления БДДС.  
 
 
 

  

Бюджеты отдельного бизнеса 

бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Корректировки  
 
 
 
 

Рис. 2 Общая схема  составления бюджетов предприятия 

 Для определения  объемов производства необходимо знать общий объем продаж и его распределение внутри бюджетного периода (в соответствии с бюджетом продаж), товарные остатки на начало бюджетного периода и установить такие целевые нормативы, как товарные остатки и запас готовой продукции на начало и на конец каждого бюджетного подпериода (месяца) и всего периода (года). Поэтому вначале составляют бюджет запасов готовой продукции, а затем на базе двух операционных бюджетов (бюджета продаж и бюджета запасов готовой продукции) можно разработать бюджет производства.  

Определенный  уровень запасов готовой продукции  необходим для повышения ритмичности  поставок, хотя это сопряжено с  дополнительными издержками производства и реализации. Бюджет запасов готовой  продукции составляют для того, чтобы точнее отразить эти запасы в расчетном балансе. 

Бюджет запасов  готовой продукции, как и бюджет производства, составляется только в  натуральных единицах измерения, а  затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном  выражении. 

Назначение бюджета  производства – определить производственную программу предприятия (для производственных структур) или план закупок товаров  для последующей перепродажи (для  торговых предприятий) на предстоящий  бюджетный период.  

Для точного  определения прямых затрат необходимо составить три бюджета, первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы (бюджет закупок сырья и материалов). 

 Бюджет прямых  затрат на материалы предназначен  для определения затрат сырья,  материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других продуктов, необходимых для производства готовой продукции, стоимость которой целиком относится на объем продаж и изменяется прямо пропорционально объему продаж (производства). 

 Информация  из бюджета прямых затрат на  материалы (товары) также может быть представлена в виде плана-графика и графика оплаты приобретаемых материалов (погашения кредиторской задолженности). Для определения режима закупок вначале необходимо определить желаемый запас сырья и материалов на начало и конец каждого периода.  

 Наряду с  планом-графиком закупок материалов  в бюджете прямых затрат должен  быть представлен график оплаты  поставок (график погашения кредиторской  задолженности).  

 Бюджет прямых  затрат на оплату труда предназначен  для определения прямых (переменных) издержек на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства (продаж). В соответствии с канонами экономической науки здесь учитываются только прямые издержки на оплату труда, т.е. основного производственного персонала или рабочих.  

 Информация  бюджета прямых затрат на оплату  труда также может быть представлена  в виде плана-графика и графика  выплаты заработной платы. Составление  таких графиков необходимо, прежде  всего в динамично развивающихся  производствах, где быстро увеличиваются объемы производства и соответственно прямые затраты на оплату труда. При стабильных объемах производства значения показателей плана-графика и графика погашения задолженности будут совпадать. 

Бюджет прямых производственных (операционных) затрат предназначен для определения издержек, связанных с теми категориями производственных или операционных затрат, которые прямо пропорционально зависят от изменения объемов производства. К числу таких производственных затрат в зависимости от специфики производства могут быть отнесены: электроэнергия, вода, некоторые сопутствующие материалы. Прямые операционные затраты включают страхование грузов, экспедиторские и другие расходы, связанные с доставкой груза. 

 В теории  обычно эти категории расходов  принято учитывать в составе накладных общепроизводственных затрат. Но если для компании данные затраты являются критическими (достаточно важными, составляющими весомую долю общей себестоимости продукции), то планировать их необходимо отдельно от накладных расходов. 

Назначение бюджета  накладных расходов – определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. В состав таких  расходов обычно включаются различные  виды общецеховых расходов: издержки на вспомогательные материалы, заработную плату вспомогательного и обслуживающего персонала, на доплату за сверхурочные работникам, занятым посменно, на капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, охрану труда, амортизацию оборудования цеха, издержки по содержанию производственных и вспомогательных площадей и хранению внутрицеховых запасов, а также прочие условно-постоянные расходы.  

 Все эти  расходы зависят от различных  факторов, не связанных непосредственно  с изменением объемов производства  или продаж. Среди таких факторов могут быть: 

производственная  или коммерческая целесообразность (увеличение расходов на оплату труда  ИТР и АУП); 

размер производственных площадей (расходы на уборку и содержание помещений); 

состояние оборудования (расходы на ремонт, амортизационные отчисления); 

нормативные акты (затраты на охрану труда) и др. 

После того как  составлены все бюджеты, входящие в  производственный бюджет, можно сосчитать  производственную себестоимость, включающей три основные категории затрат: 

основные материалы; 

заработная плата основного производственного персонала; 

общепроизводственные  накладные расходы. 

 Бюджет коммерческих  расходов предназначен для более  точного определения затрат на  мероприятия по стимулированию  сбыта.  

 В состав  коммерческих расходов принято включать расходы по доставке готовой продукции (транспортировке), заработную плату персонала, занятого сбытом, комиссионные посредникам, а также премиальные собственному персоналу, занятому сбытом (выплачиваемые в виде комиссионных), издержки на вспомогательные упаковочные материалы, маркетинговые исследования, рекламу и продвижение продукции на рынке. 

 Коммерческие  расходы также принято разделять  на условно-переменные и условно-постоянные. 

 В российской  практике применяют три подхода  к планированию коммерческих расходов: 

в виде определенного  процента от объема продаж (наихудший  подход, получивший наибольшее распространение  в России); 

по принципу «планирование от достигнутого» (несколько  лучший подход, характерный преимущественно  для новых коммерческих структур); 

 по принципу  конкурентного паритета (самый грамотный  подход, но применяется он только  в маркетингово ориентированных  компаниях, число которых в  России невелико). 

 Бюджет управленческих  расходов предназначен для точного  определения общих и административных расходов, необходимых для функционирования предприятия или фирмы как организации или юридического лица. В состав управленческих расходов, как правило, включают расходы на содержание (командировочные, представительские расходы, служебный транспорт и т.п.) и оплату труда (заработная плата и премии) высшего и среднего управленческого звена компании, содержание центрального офиса (связь, коммунальные и арендные платежи), услуги сторонних организаций (юридические, страхование, аудиторские и др.), содержание офисной техники, канцелярские товары и т. д.  

 При планировании  управленческих расходов их доля  в фонде оплаты труда должна  увеличиваться для обеспечения  роста эффективности производства  и повышения конкурентоспособности  предприятия на основе роста его технологического уровня. А в общем объеме продаж доля этих расходов должна оставаться стабильной и медленно снижаться (примерно на 1-1,2% в течение 10-15 лет). На практике планирование управленческих расходов осуществляется следующими методами: 

традиционным; 

по принципу «от достигнутого»; 

в увязке с конечными  результатами. 

 Традиционный  подход предусматривает ограничение  управленческих расходов определенным  процентом от фонда оплаты  труда основного производственного  персонала. 

 Планирование  по принципу «от достигнутого». В рамках этого подхода предполагается ежегодно увеличивать (индексировать) уровень управленческих расходов в соответствии с темпом их роста за определенный период. 

 Планирование  в увязке с конечными результатом.  Общим критерием эффективности коммерческих и управленческих расходов является опережающий рост объемов продаж по сравнению с темпами роста этих расходов. В результате размеры (масса) накладных расходов увеличивается, а их доля в объеме продаж может плавно снижаться. 

 Отличие бюджета общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), в во втором – те же самые затраты могут быть определены только для компании в целом.  

При наличии  каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывают соответствующие планы капитальных затрат (первоначальных) затрат и составляют предварительную заявку на внешнее финансирование. 

 Бюджет капитальных  затрат (инвестиционный план) отражает  распределение финансовых средств,  выделяемых для начала ведения в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план) либо на создание нового или модернизацию действующего производства. Бюджет первоначальных затрат обычно разрабатывается до составления бюджета доходов и расходов или одновременно с ним. 

Первоначальный  вариант кредитного плана обычно составляют после разработки плана  капитальных затрат. При этом определяют размер кредита, вероятную ставку процентов  за кредит ( учетом состояния финансового  рынка в стране) и условия возврата или погашения. окончательный вариант кредитного плана составляют после разработки бюджета движения денежных средств, когда будут известны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на пополнение оборотных средств. 

Бюджет доходов  и расходов показывает структуру  себестоимости продукции, соотношение  затрат и результатов хозяйственной  деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме  прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.  

 При разработке  бюджета доходов и расходов  существуют общие требования:  

Сопоставление изменений доходов и расходов по периодам (в динамике) и по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов. 

Информация о работе Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"