Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансами – бюджетированию.

Содержание

Введение

1. Бюджетирование как инструмент управления предприятием

1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования. Роль бюджетирования в системе управления предприятием

1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов на предприятии

1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии

2. Характеристика предприятия как объекта исследования

2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности

2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала

2.3. Динамика экономических показателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния

3. Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии

3.1. Разработка системы бюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов

3.2. Риски и проблемы, возникающие при внедрении системы бюджетирования

3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии.

Заключение

Литература

Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

 Структурные  подразделения – объекты бюджетирования, различающиеся технологией и  организацией бюджетного процесса:  

- места возникновения  затрат (МВЗ) – не несут ответственности  за доходы, а отвечают только  за регулируемые или контролируемые  затраты (на уровень которых  руководители МВЗ могут повлиять); 

- центры финансового  учета – возможность контролировать  и влиять на доходы и некоторые виды затрат (ЦФУ); 

- центры финансовой  ответственности – несут ответственность  за все финансовые результаты. Как правило, они имеют полную  бюджетную схему (ЦФО). 
 

1.2. Бюджет в  системе планов. Виды бюджетов 
 

 Система планов  – это результат процесса планирования. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы 

 Процесс планирования  сложен и разнообразен. Этим определяется  комплексный характер системы  планов, которую можно разделить  на следующие элементы. 

Стратегический (генеральный) план фирмы (часто составляется на 5 лет вперед). 

Общефирменные планы, составленные в продолжение  стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития. 

Оперативные планы  организации: 

- Общефирменные  планы текущей деятельности, так  называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок; 

- Текущие планы  подразделений, в том числе  бюджетные, дополняют общефирменные  планы текущей деятельности. 

Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и  проекты. 

 Система планов  на предприятии может быть  систематизирована по различным  классификационным признакам. Классификация  планов представлена в данных табл. 2.  
 

Таблица 2 

Классификация системы плановКлассификационный  признак  Виды планирования

1  2

1. По содержанию   

Технико-экономическое; 

Оперативно-производственное; 

Организационно-техническое; 

Социально-трудовое; 

Снабженческо-сбытовое; 

Финансовое; 

Бизнес-планирование; 

Стратегическое; 

Программное; 

и др.

2. По уровню  управления (в зависимости от  числа линейных звеньев на  предприятии)  

2.1. Корпоративное  (заводское) – на высшем уровне  управления; 

2.2. Цеховое –  на среднем уровне; 

2.3. Производственное  – на нижнем уровне. Охватывает  участки, бригады и рабочее  место.

3. По методам  обоснования  

3.1. Рыночное; 

3.2. Индикативное; 

3.3. Административное (централизованное)

4. По времени  охвата  

4.1. Краткосрочное  (текущее) – до года; 

4.2. Среднесрочное  – в пределах 1-3 лет; 

4.3. Долгосрочное (перспективное) – от 3 до 10 лет.

5. По сфере  применения  

Межцеховое; 

Внутрицеховое; 

Бригадное; 

Индивидуальное.

6. По стадиям  разработок  

6.1. Предварительное;

6.2. Окончательное.

7. По степени точности  

7.1.Уточненное; 

7.2. Укрупненное

8. По типам  целей  

8.1. Оперативное; 

8.2. Тактическое; 

8.3. Стратегическое; 

8.4. Нормативное. 
 
 

 Бюджет –  это количественное воплощение  плана, характеризующее доходы  и расходы на определенный  период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия. 

 Бюджеты имеют  множество видов и форм; отдельные  бюджеты, характеризующие промежуточные  операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут  нести информацию только о  расходах или только о доходах (бюджет продаж,) а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации. 

 Составление  бюджетов является неотъемлемым  элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.  

 Основные  требования к информации, содержащейся  в бюджете, следующие: достаточность,  неизбыточность, ясность и доступность.  Конкретные формы составления  бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно. 

 Классификацию  бюджетов также можно считать  дискуссионным вопросом. Мнения  разных авторов по этому вопросу  представлены в данных табл. 3.

Таблица 3 

 Классификация  бюджетовАвторы  Классификация бюджетов  

      Группы   Подгруппы  Виды бюджетов

1  2  3  4

Карпов А. Е.  Операционные  Функцио-нальные  

бюджет продаж;  

бюджет коммерческих расходов; 

 бюджет производства;  

 бюджет производственных  расходов;  

бюджет закупок; бюджет оплаты труда;  

бюджет складирования; 

бюджет транспортных расходов; 

бюджет налогов; 

бюджет административных расходов 
 

      Бюджеты текущих проектов  

В зависимости  от видов проектов 
 
 

      Инвестици-онные   

-бюджет вывода  новой продукции 

-бюджет освоения  нового рынка сбыта 

бюджет создания филиала 

бюджет приобретения и ввода в эксплуатацию нового производственного оборудования 

бюджет строительства  объектов производственного и хозяйственного назначения. 
 

      Бюджеты ЦФО  В зависимости от ЦФО  

      Финансовые    

бюджет доходов  и расходов; 

бюджет движения денежных средств; 

бюджет по балансовому  листу.

Хруцкий В.Е., Гамаюнов В. В.  Основные  -  

бюджет доходов  и расходов; 

бюджет движения денежных средств; 

расчетный (прогнозный баланс); 

      Операционные   -  

бюджет продаж; 

бюджет запасов  готовой продукции; 

бюджет производства; 

бюджет прямых материальных затрат; 

бюджет прямых затрат на оплату труда; 

бюджет прямых производственных затрат; 

бюджет накладных  расходов; 

бюджет управленческих расходов; 

бюджет коммерческих расходов. 

      Вспомогательные  -  

план капитальных  затрат; 

кредитный план; 

бюджет технической  реконструкции производства. 

      Специальные  -  

бюджет балансовой прибыли; 

бюджет чистой прибыли; 

бюджет НИОКР; 

налоговый бюджет.

Стоянова Е. С.  Операционные  -  

бюджет продаж; 

бюджет производства; 

бюджет закупки/использования  сырья и материалов; 

бюджет по труду; 

бюджет общецеховых  расходов; 

бюджет цеховой  себестоимости; 

бюджет общепроизводственных расходов; 

бюджет производственной себестоимости; 

бюджет коммерческих расходов; 

бюджет административных расходов; 

бюджет коммерческой себестоимости; 

бюджетный отчет  о прибылях и убытках 

      Финансовые   -  

бюджет капитальных  вложений; 

бюджет движения денежных средств; 

бюджетный баланс. 
 
 

 Несмотря  на некоторые различия в классификациях, можно выявить две общие группы бюджетов, присутствующие у всех авторов: финансовые (у Хруцкого В.Е. и Гамаюнова В.В. - основные) и операционные. 

 Финансовые (основные) бюджеты предназначены  для управления финансами предприятия,  оценки финансового состояния бизнеса для выполнения определенных управленческих задач. В финансовых бюджетах отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовые бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. 

Операционные  бюджеты – это бюджеты, характеризующие  доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для отдельных объектов бюджетирования. Операционные бюджеты, прежде всего необходимы для более точного составления финансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении финансовых бюджетов. 

 Все авторы  сходятся в одном мнении, что  составление общего бюджета компании  должно начинаться с операционных  бюджетов, а именно, с бюджета  продаж.  

 Далее приводится  характеристика видов бюджетов  наиболее характерных для производственных структур в той последовательности, которая рекомендуется авторами Хруцким В.Е, Гамаюновым В.В. Общая схема составления бюджетов показана в рис.2. 

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом. Термин «планирование продаж» необходимо отличать от термина «прогнозирование продаж». Последний термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность.  

Информация о работе Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"