Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:55, лекция

Описание работы

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Работа содержит 1 файл

Лекции краткие аудит.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Анализ результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:

                    общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

                    правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;

                    соблюдение налогового законодательства;

                    анализ финансового состояния клиента.

Учетная политика анализируется в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах, выявляются наиболее существенные моменты и делаются выводы о соответствии учетной политики положениям по ведению учета и их соблюдению.

Правильность ведения учета определяется на основании таких документов, как Закон о "Бухгалтерском учете" в РФ, Положение о ведении учета и отчетности в Российской Федерации, плана счетов и других положений по организации учета.

Большой удельный вес занимает анализ правильности начисления налогов и платежей по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. По каждому налогу и платежу необходимо выявить правильность определения налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налогов и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществления платежей.

Анализ финансового положения клиента проводится по данным баланса (ф.№1), отчета о финансовых результатах (ф.№2), отчета о движении капитала (ф.№3), отчета о движении денежных средств (ф.№4), приложения к балансу (ф.№5).

При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента и аудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.

При аудите по решению органов дознания учитывается, что именно органы дознания (следователь, прокурор) определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. В процессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимо согласовать со следователем или другим лицом, давшим задание по проверке. Результаты проверки после ее окончания передаются органам дознания, и за ними остается право сделать окончательные выводы или согласиться с мнением аудитора.

Важно отметить, что при решении вопроса о согласии на проведение проверки по поручению следственных или судебных органов аудитор или аудиторская фирма должны самым тщательным образом проанализировать, достаточно ли у них квалифицированных кадров для выполнения этой работы в зависимости от ее содержания и объема. При необходимости можно посоветоваться непосредственно со следователем, поскольку следственные органы не заинтересованы в формальном назначении аудитора.

Наиболее распространенным вариантом проведения аудиторской проверки является проверка в рамках обязательного аудита, при котором требуется представить заключение, определяющее результаты проверки.

 

2. Оформление результатов аудиторской проверки.

 

По результатам проведенной проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение. Форма и принципы составления аудиторских заключений регулируются "временными правилами аудиторской деятельности в РФ" №2262 и порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного протоколом № от 9.02.96 г. комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное или финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме:

1) безусловно положительного заключения;

2) условно положительного заключения;

3) отрицательного аудиторского заключения;

4) отказа в даче аудиторского заключения.

В случае безусловно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации. А это значит, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерских учет и отчетность в Российской Федерации.

В случае условно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации, за исключением определенных обстоятельств.

В случае отрицательного аудиторского заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает достоверность информации при любых обстоятельствах.

Случай отказа аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении, означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной их установленных порядком форме.

Принципы составления аудиторского заключения:

1. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.

2. В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности либо просто обозначается бухгалтерская отчетность. Аудиторское заключение должно содержать отчетный период, отчетную дату и полное наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительскими документами.

3. Аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, который является юридическим лицом, таким образом бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта, независимо от географического расположения, степени финансовой и хозяйственной самостоятельности, структуры отчетности, внутренних взаимоотношений (включая выделенные на отдельной базе, а также представительства).

4. При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта (существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта). Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита, никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской фирмой при проведении проверки. Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения, как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказывать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта не существуют.

5. В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторского заключения отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать (если это возможно) оценку в стоимостном выражении влияние таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

6. Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до предоставления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

7. Аудиторское заключение должно быть собственноручно подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке и поставлена соответствующая печать (на каждой странице отчета ставятся подписи всех лиц, производивших проверку).

8. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке.

9. Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации (то есть в рублях).

10. В аудиторском заключении исправления не допускаются.

Состав и содержание аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

1. Вводная часть.

2. Аналитическая часть.

3. Итоговая часть.

1. В вводной части указывается общие сведения об аудиторской фирме, также она должна включать:

                    название документа в целом (например, "аудиторское заключение");

                    юридический адрес и телефоны;

                    номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок лицензии;

                    Ф.И.О. всех аудиторов, принимающих участие в аудите.

2. В Аналитической части содержится отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки:

а) состояния внутреннего контроля;

б) состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

в) соблюдение экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций

Аналитическая часть должна включать:

                    название части (аналитический отчет);

                    кому она адресована;

                    наименование экономического субъекта;

                    объекты аудита;

                    общие результаты проверки состояния внутреннего контроля;

                    состояние бухгалтерского отчета и бухгалтерского учета

                    соблюдение нормативного законодательства.

а) Состояние внутреннего контроля. При изложении общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта, отчет должен включать:

1) ответственность руководителей экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля;

2) цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;

3) общая оценка соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта;

4) описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

б) Отчет о состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта должен включать:

1) общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

2) описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

в) Отчет о соблюдении экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должен включать

1) цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций, применимому законодательству и нормативным актам при проведении аудита;

2) общая оценка соответствия во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций к применимому законодательству;

3) описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях к применимому законодательству;

4) ответственность исполнительного органа (руководства предприятия) экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации

Оценка общих результатов проверки выражается в произвольной форме.

3. В итоговой части содержится мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого объекта.

Итоговая часть включает:

                    название данной части;

                    кома она адресована;

                    наименование экономического субъекта;

                    объекты аудита;

                    указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;

                    распределение ответственности экономического субъекта (и аудиторской фирмы), в отношении которого проводится аудит;

                    указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводится аудит;

                    мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными требованиями.

Итоговая часть должна быть адресована учредителям или участникам экономического субъекта. Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерского отчета экономического субъекта.

Если в результате аудита выявлено какое-либо существенное искажение бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, то есть бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности