Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:55, лекция
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Анализ результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:
общий анализ учетной политики, принятой клиентом;
правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;
соблюдение налогового законодательства;
анализ финансового состояния клиента.
Учетная политика анализируется в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах, выявляются наиболее существенные моменты и делаются выводы о соответствии учетной политики положениям по ведению учета и их соблюдению.
Правильность ведения учета определяется на основании таких документов, как Закон о "Бухгалтерском учете" в РФ, Положение о ведении учета и отчетности в Российской Федерации, плана счетов и других положений по организации учета.
Большой удельный вес занимает анализ правильности начисления налогов и платежей по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. По каждому налогу и платежу необходимо выявить правильность определения налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налогов и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществления платежей.
Анализ финансового положения клиента проводится по данным баланса (ф.№1), отчета о финансовых результатах (ф.№2), отчета о движении капитала (ф.№3), отчета о движении денежных средств (ф.№4), приложения к балансу (ф.№5).
При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента и аудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.
При аудите по решению органов дознания учитывается, что именно органы дознания (следователь, прокурор) определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. В процессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимо согласовать со следователем или другим лицом, давшим задание по проверке. Результаты проверки после ее окончания передаются органам дознания, и за ними остается право сделать окончательные выводы или согласиться с мнением аудитора.
Важно отметить, что при решении вопроса о согласии на проведение проверки по поручению следственных или судебных органов аудитор или аудиторская фирма должны самым тщательным образом проанализировать, достаточно ли у них квалифицированных кадров для выполнения этой работы в зависимости от ее содержания и объема. При необходимости можно посоветоваться непосредственно со следователем, поскольку следственные органы не заинтересованы в формальном назначении аудитора.
Наиболее распространенным вариантом проведения аудиторской проверки является проверка в рамках обязательного аудита, при котором требуется представить заключение, определяющее результаты проверки.
2. Оформление результатов аудиторской проверки.
По результатам проведенной проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение. Форма и принципы составления аудиторских заключений регулируются "временными правилами аудиторской деятельности в РФ" №2262 и порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного протоколом № от 9.02.96 г. комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности.
Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.
Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное или финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме:
1) безусловно положительного заключения;
2) условно положительного заключения;
3) отрицательного аудиторского заключения;
4) отказа в даче аудиторского заключения.
В случае безусловно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации. А это значит, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерских учет и отчетность в Российской Федерации.
В случае условно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации, за исключением определенных обстоятельств.
В случае отрицательного аудиторского заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает достоверность информации при любых обстоятельствах.
Случай отказа аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении, означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной их установленных порядком форме.
Принципы составления аудиторского заключения:
1. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.
2. В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности либо просто обозначается бухгалтерская отчетность. Аудиторское заключение должно содержать отчетный период, отчетную дату и полное наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительскими документами.
3. Аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, который является юридическим лицом, таким образом бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта, независимо от географического расположения, степени финансовой и хозяйственной самостоятельности, структуры отчетности, внутренних взаимоотношений (включая выделенные на отдельной базе, а также представительства).
4. При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта (существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта). Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита, никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской фирмой при проведении проверки. Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения, как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказывать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта не существуют.
5. В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторского заключения отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать (если это возможно) оценку в стоимостном выражении влияние таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
6. Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до предоставления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
7. Аудиторское заключение должно быть собственноручно подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке и поставлена соответствующая печать (на каждой странице отчета ставятся подписи всех лиц, производивших проверку).
8. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке.
9. Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации (то есть в рублях).
10. В аудиторском заключении исправления не допускаются.
Состав и содержание аудиторского заключения.
Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:
1. Вводная часть.
2. Аналитическая часть.
3. Итоговая часть.
1. В вводной части указывается общие сведения об аудиторской фирме, также она должна включать:
название документа в целом (например, "аудиторское заключение");
юридический адрес и телефоны;
номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок лицензии;
Ф.И.О. всех аудиторов, принимающих участие в аудите.
2. В Аналитической части содержится отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки:
а) состояния внутреннего контроля;
б) состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта;
в) соблюдение экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций
Аналитическая часть должна включать:
название части (аналитический отчет);
кому она адресована;
наименование экономического субъекта;
объекты аудита;
общие результаты проверки состояния внутреннего контроля;
состояние бухгалтерского отчета и бухгалтерского учета
соблюдение нормативного законодательства.
а) Состояние внутреннего контроля. При изложении общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта, отчет должен включать:
1) ответственность руководителей экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля;
2) цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;
3) общая оценка соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта;
4) описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.
б) Отчет о состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта должен включать:
1) общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
2) описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
в) Отчет о соблюдении экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должен включать
1) цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций, применимому законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
2) общая оценка соответствия во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций к применимому законодательству;
3) описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях к применимому законодательству;
4) ответственность исполнительного органа (руководства предприятия) экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации
Оценка общих результатов проверки выражается в произвольной форме.
3. В итоговой части содержится мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого объекта.
Итоговая часть включает:
название данной части;
кома она адресована;
наименование экономического субъекта;
объекты аудита;
указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;
распределение ответственности экономического субъекта (и аудиторской фирмы), в отношении которого проводится аудит;
указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводится аудит;
мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными требованиями.
Итоговая часть должна быть адресована учредителям или участникам экономического субъекта. Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерского отчета экономического субъекта.
Если в результате аудита выявлено какое-либо существенное искажение бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, то есть бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности