Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:55, лекция

Описание работы

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Работа содержит 1 файл

Лекции краткие аудит.doc

— 377.00 Кб (Скачать)
p>3. Права заказчика во время выполнения работы. В соответствии с временными правилами аудитор самостоятельно определяет форму и методы проверки, но заказчик, согласно статье №715 Гражданского кодекса, вправе проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем не вмешиваясь в его деятельность.

4. Содействие заказчикам. В соответствии с временными правилами аудиторской деятельности, руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны создавать аудиторам условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки. Со своей стороны, статья №718 Гражданского кодекса также обязывает заказчика в случае, в объеме и в порядке, предусмотренным договором, отказывать подрядчику содействие в выполнения работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности аудитор вправе требовать возмещения причиненных убытков, вызванные простои, либо перенесения сроков исполнения работ, либо увеличения указанной в договоре стоимости услуг.

5. Конфиденциальность получения сторонами информации. Если одна сторона, благодаря исполнению своего обязательства получила от другой стороны информацию о новых решениях, технических знаниях, а также сведениях, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то сторона, получившая такую информацию не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяется соглашением сторон.

6. Ответственность аудитора за ненадлежащее качество. Согласно со статьей №723 Гражданского кодекса, в случаях, когда аудиторская фирма выполнила аудиторскую проверку с отступлениями от договора, ухудшившими результаты работы, заказчик по своему выбору может потребовать либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков или иное, если это установлено законом или договором.

7. Приемку заказчиком работы, выполненной аудитором. В соответствии со статьей №720 Гражданского кодекса заказчик обязан в сроки и в порядке, предусмотренным договором, при участии аудиторов обсудить и принять результаты выполненной работы.

8. Качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора, соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

9. Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы (обычно устанавливаются в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иное не предусмотрено законом или договором).

 

3. Разработка программы и планирование аудиторской проверки.

 

Аудиторская проверка ограничена во времени. Для обеспечения качества работы необходимо планировать процесс проверки, для чего необходимо разработать и документально оформить программу аудита, в которой указывают:

1. Цель аудита.

Формирование цели аудита имеет важное значение, потому что она знакомит клиента с тем, зачем пришел аудитор на предприятие и какую пользу может принести данная проверка. В связи с этим следует подробно указать, что аудитор ставит своей задачей выявление недочетов в бухгалтерской и финансовой работе предприятия, а также внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению их в дальнейшем (а не сбор отрицательных фактов и накопление компрометирующих материалов).

2. Основные участки работы предприятия и разделы учета, подлежащие проверке.

В программе указывают те участки работы, которые будут исследованы в процессе аудиторской проверки. Здесь необходимо:

а) отметить более важные участки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для формирования ее результата. При этом необходимо обосновать выбор тех или иных участков для проверки и указать, что данные проверки по этим участкам важны для оценки деятельности предприятия в целом.

б) указать, что другие участки финансово-хозяйственной работы предприятия, будучи нужными и полезными, значительного влияния на результаты деятельности не оказывают.

3. Характер проверки (метод):

а) сплошная;

б) выборочная;

в) визуальная

и т.д.

По каждому проверяемому участку нужно определить характер проверки.

Сплошная проверка проводится в отношении кассовых, банковских операций, авансовых отчетов, расчетов с учреждениями.

Выборочная проверка применяется при исследовании первичной документации по заработной плате, производственным запасам, расчетам.

Визуальная проверка применяется при инвентаризации и т.д.

4. Закрепление обязанностей за членами бригады.

Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то необходимо заранее определить, какие участки проверяет тот или иной аудитор и нужно учитывать квалификацию и опыт, приобретенные в ходе предыдущих аудиторских проверок.

5. Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

 

Программа аудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия для ознакомления и согласования содержания объекта и этапов проверки. По просьбе руководства в программу могут вноситься изменения и дополнения. Также, программа может быть скорректирована с учетом организации и эффективности внутреннего контроля на предприятии.

Для составления программы проверки, подбора специалистов в группу, а в конечном итоге для формирования обоснованного заключения о достоверности отчетности, нужна общая информация о специфике и устройстве предприятия-клиента. Для этого необходимо выяснить:

o                                              отраслевые особенности предприятия;

o                                              организационное устройство предприятия;

o                                              производственные связи (поставщики, подрядчики, закупки);

o                                              финансовые связи;

o                                              участие в уставном капитале других предприятий;

o                                              долевое участие;

o                                              совместная деятельность;

o                                              юридические обязательства (судебные разбирательства, акты налоговой полиции и т.д.).

 

Основные источники информации о предприятии:

1. Мнение об интересующих вопросах высшего руководства, работников управления среднего звена, исполнителей, работников предприятия, несвязанных с ведением учета.

2. Посещение и осмотр основных производственных участков, цехов, складов. Это позволит убедиться в наличии и сохранности активов, составить представление о процессе производства и отгрузки продукции.

3. Внешние и внутренние отчеты и публикации.

 

Аудиторская проверка в среднем должна продолжаться от двух до четырех недель. Ее продолжительность зависит от объема проверки, количества аудиторов, квалификации специалистов, состояния и качества ведения бухгалтерского учета.

Временными правилами установлено, что длительность аудиторской проверки не должна превышать более двух месяцев.

Важное значение приобретает выработка стратегии проверки с учетом специфических особенностей каждого экономического субъекта.

Стадия проверки предусматривает:

1) сбор информации для составления программы проверки;

2) изучение собранной информации;

3) предварительную оценку аудиторского риска;

4) определение глубины, существенности и продолжительности проверки по счетам.

Стратегия иногда формируется в виде плана проверки. Цель плана проверки:

o                                              предварительно определить объем и характер необходимых тестов;

o                                              определить затраты времени по их проведению;

o                                              иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

 

Рабочие документа аудитора.

Большое значение при планировании аудиторской проверки имеют рабочие документы аудитора. Ход аудиторской проверки и ее результаты должны быть документально оформлены. Зарубежные аудиторские фирмы, к решению вопросов ведения рабочих документов аудитора, подходят индивидуально. Такие документы являются конфиденциальными и методика их ведения составляет коммерческую тайну аудиторской фирмы.

Рабочие документы аудитора – это записи, сделанные им во время планирования аудиторской проверки, в процессе подготовки проведения проверки, обобщения ее данных, а также документальная информация, полученная в ходе аудита от третьих лиц предприятия-клиента или установленные сведения, задокументированные аудитором при помощи тестирования.

Состав и количество аудиторских документов определяется аудитором в каждом конкретном случае, при этом решающее значение имеет цель составления рабочих документов, а именно:

o                                              планирование аудиторской проверки;

o                                              документальное подтверждение выполненных аудитором процедур, работ;

o                                              сбор материалов по проверке финансовой отчетности с последующим их обобщением;

o                                              составление аудиторского отчета и подготовка заключения о финансовой отчетности;

o                                              осуществление текущего контроля самим аудитором, за ходом выполнения аудита в соответствии с планом и программой;

o                                              обеспечение юридической обоснованности в проведении аудита и его законности;

o                                              контроль рабочего времени аудитора и обоснованность оплаты его труда;

o                                              контроль качества проведенной проверки;

o                                              документарное оформление установленного или определенного самим аудитором аудиторского риска с указанием его величины и др.

На выбор количества, состава, содержания и формы аудиторских документов влияют также такие факторы:

1) квалификация аудитора;

2) его предыдущий опыт;

3) условия договора;

4) правила и внутренние стандарты, установленные для аудиторской фирмы.

Независимо от того, какие рабочие документы разрабатываются, они должны отвечать ряду требований:

1. Содержать достаточно полную и детализированную информацию (чтобы другой аудитор мог понять суть выполненной работы).

2. Документы должны быть составлены в ходе проверки. Составление их после завершения проверки и подготовки аудиторского заключения не допускается.

3. Составляя рабочие документы, аудитор должен учитывать не только информацию, относящуюся к проверяемому рабочему периоду, но и данные предыдущего периода.

4. Документы должны отражать более существенные моменты, по которым аудитору нужно высказать мнение и охватывать более важные направления проверки и задачи, поставленные и решенные аудитором.

5. Позволять оценить финансовую отчетность в соответствии с установленными критериями и признаками.

6. Отражать состояние и оценку системы внутреннего контроля на предприятии, и степень доверия к нему.

7. Фиксировать проведенные аудиторские процедуры по проверке и оценке системы бухгалтерского учета клиента, соблюдение принятой учетной политики и соответствие бухгалтерского учета клиента установленным принципам, стандартам, требованиям и законам.

8. Документы должны быть составлены четко, разборчиво.

9. Необходимо обязательно указывать

o                                              место и дату составления документа;

o                                              фамилию аудитора, его подпись;

o                                              номер документа, порядковый номер страницы в рабочей документации.

10. Должны быть приведены источники информации и данные о происхождении, приложенные в документах, фиксирующих хозяйственно-финансовую деятельность предприятия, а также о выполнении аудиторских процедур.

 

Классификация рабочих документов аудитора:

I. По времени ведения и исполнения:

1) долгосрочные;

2) непродолжительного исполнения.

II. По способу и источникам получения:

1) документы, полученные от третьих лиц;

2) документы, полученные от предприятия-клиента;

3) документы, составленные аудитором.

III. По характеру информации:

1) информация правового характера;

2) информация о руководстве и персонале предприятия;

3) информация о структуре и организации предприятия;

4) информация об экономических основаниях деятельности предприятия;

5) информация о системе внутреннего контроля;

6) информация о системе бухгалтерского учета;

7) аудиторские организационно-функциональные документы;

8) документы оценки аудиторского риска;

9) аудиторские документы по проверке отдельных статей и показателей годового отчета;

10) корреспонденция аудиторов;

11) итоговое заключение;

12) предложения и рекомендации.

IV. По назначению:

1) обзорные;

2) информативные;

3) проверочные;

4) подтверждающие;

5) расчетные;

6) сравнительные;

7) аналитические.

V. По степени стандартизации:

1) стандартизированные;

2) в произвольной форме.

VI. По форме представления:

1) графические;

2) табличные;

3) текстовые;

4) комбинированные.

VII. По технике составления:

1) ручные;

2) на машинных носителях.

 

4. Оценка материальности (существенности) в аудите.

 

Материальность – это максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в отчетности и рассматривается как несущественная (то есть, не вводящая пользователей отчетности в заблуждение).

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности