Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:55, лекция
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
4. Содействие заказчикам. В соответствии с временными правилами аудиторской деятельности, руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны создавать аудиторам условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки. Со своей стороны, статья №718 Гражданского кодекса также обязывает заказчика в случае, в объеме и в порядке, предусмотренным договором, отказывать подрядчику содействие в выполнения работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности аудитор вправе требовать возмещения причиненных убытков, вызванные простои, либо перенесения сроков исполнения работ, либо увеличения указанной в договоре стоимости услуг.
5. Конфиденциальность получения сторонами информации. Если одна сторона, благодаря исполнению своего обязательства получила от другой стороны информацию о новых решениях, технических знаниях, а также сведениях, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то сторона, получившая такую информацию не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяется соглашением сторон.
6. Ответственность аудитора за ненадлежащее качество. Согласно со статьей №723 Гражданского кодекса, в случаях, когда аудиторская фирма выполнила аудиторскую проверку с отступлениями от договора, ухудшившими результаты работы, заказчик по своему выбору может потребовать либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков или иное, если это установлено законом или договором.
7. Приемку заказчиком работы, выполненной аудитором. В соответствии со статьей №720 Гражданского кодекса заказчик обязан в сроки и в порядке, предусмотренным договором, при участии аудиторов обсудить и принять результаты выполненной работы.
8. Качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора, соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
9. Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы (обычно устанавливаются в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иное не предусмотрено законом или договором).
3. Разработка программы и планирование аудиторской проверки.
Аудиторская проверка ограничена во времени. Для обеспечения качества работы необходимо планировать процесс проверки, для чего необходимо разработать и документально оформить программу аудита, в которой указывают:
1. Цель аудита.
Формирование цели аудита имеет важное значение, потому что она знакомит клиента с тем, зачем пришел аудитор на предприятие и какую пользу может принести данная проверка. В связи с этим следует подробно указать, что аудитор ставит своей задачей выявление недочетов в бухгалтерской и финансовой работе предприятия, а также внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению их в дальнейшем (а не сбор отрицательных фактов и накопление компрометирующих материалов).
2. Основные участки работы предприятия и разделы учета, подлежащие проверке.
В программе указывают те участки работы, которые будут исследованы в процессе аудиторской проверки. Здесь необходимо:
а) отметить более важные участки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для формирования ее результата. При этом необходимо обосновать выбор тех или иных участков для проверки и указать, что данные проверки по этим участкам важны для оценки деятельности предприятия в целом.
б) указать, что другие участки финансово-хозяйственной работы предприятия, будучи нужными и полезными, значительного влияния на результаты деятельности не оказывают.
3. Характер проверки (метод):
а) сплошная;
б) выборочная;
в) визуальная
и т.д.
По каждому проверяемому участку нужно определить характер проверки.
Сплошная проверка проводится в отношении кассовых, банковских операций, авансовых отчетов, расчетов с учреждениями.
Выборочная проверка применяется при исследовании первичной документации по заработной плате, производственным запасам, расчетам.
Визуальная проверка применяется при инвентаризации и т.д.
4. Закрепление обязанностей за членами бригады.
Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то необходимо заранее определить, какие участки проверяет тот или иной аудитор и нужно учитывать квалификацию и опыт, приобретенные в ходе предыдущих аудиторских проверок.
5. Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
Программа аудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия для ознакомления и согласования содержания объекта и этапов проверки. По просьбе руководства в программу могут вноситься изменения и дополнения. Также, программа может быть скорректирована с учетом организации и эффективности внутреннего контроля на предприятии.
Для составления программы проверки, подбора специалистов в группу, а в конечном итоге для формирования обоснованного заключения о достоверности отчетности, нужна общая информация о специфике и устройстве предприятия-клиента. Для этого необходимо выяснить:
o
o
o
o
o
o
o
o
Основные источники информации о предприятии:
1. Мнение об интересующих вопросах высшего руководства, работников управления среднего звена, исполнителей, работников предприятия, несвязанных с ведением учета.
2. Посещение и осмотр основных производственных участков, цехов, складов. Это позволит убедиться в наличии и сохранности активов, составить представление о процессе производства и отгрузки продукции.
3. Внешние и внутренние отчеты и публикации.
Аудиторская проверка в среднем должна продолжаться от двух до четырех недель. Ее продолжительность зависит от объема проверки, количества аудиторов, квалификации специалистов, состояния и качества ведения бухгалтерского учета.
Временными правилами установлено, что длительность аудиторской проверки не должна превышать более двух месяцев.
Важное значение приобретает выработка стратегии проверки с учетом специфических особенностей каждого экономического субъекта.
Стадия проверки предусматривает:
1) сбор информации для составления программы проверки;
2) изучение собранной информации;
3) предварительную оценку аудиторского риска;
4) определение глубины, существенности и продолжительности проверки по счетам.
Стратегия иногда формируется в виде плана проверки. Цель плана проверки:
o
o
o
Рабочие документа аудитора.
Большое значение при планировании аудиторской проверки имеют рабочие документы аудитора. Ход аудиторской проверки и ее результаты должны быть документально оформлены. Зарубежные аудиторские фирмы, к решению вопросов ведения рабочих документов аудитора, подходят индивидуально. Такие документы являются конфиденциальными и методика их ведения составляет коммерческую тайну аудиторской фирмы.
Рабочие документы аудитора – это записи, сделанные им во время планирования аудиторской проверки, в процессе подготовки проведения проверки, обобщения ее данных, а также документальная информация, полученная в ходе аудита от третьих лиц предприятия-клиента или установленные сведения, задокументированные аудитором при помощи тестирования.
Состав и количество аудиторских документов определяется аудитором в каждом конкретном случае, при этом решающее значение имеет цель составления рабочих документов, а именно:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
На выбор количества, состава, содержания и формы аудиторских документов влияют также такие факторы:
1) квалификация аудитора;
2) его предыдущий опыт;
3) условия договора;
4) правила и внутренние стандарты, установленные для аудиторской фирмы.
Независимо от того, какие рабочие документы разрабатываются, они должны отвечать ряду требований:
1. Содержать достаточно полную и детализированную информацию (чтобы другой аудитор мог понять суть выполненной работы).
2. Документы должны быть составлены в ходе проверки. Составление их после завершения проверки и подготовки аудиторского заключения не допускается.
3. Составляя рабочие документы, аудитор должен учитывать не только информацию, относящуюся к проверяемому рабочему периоду, но и данные предыдущего периода.
4. Документы должны отражать более существенные моменты, по которым аудитору нужно высказать мнение и охватывать более важные направления проверки и задачи, поставленные и решенные аудитором.
5. Позволять оценить финансовую отчетность в соответствии с установленными критериями и признаками.
6. Отражать состояние и оценку системы внутреннего контроля на предприятии, и степень доверия к нему.
7. Фиксировать проведенные аудиторские процедуры по проверке и оценке системы бухгалтерского учета клиента, соблюдение принятой учетной политики и соответствие бухгалтерского учета клиента установленным принципам, стандартам, требованиям и законам.
8. Документы должны быть составлены четко, разборчиво.
9. Необходимо обязательно указывать
o
o
o
10. Должны быть приведены источники информации и данные о происхождении, приложенные в документах, фиксирующих хозяйственно-финансовую деятельность предприятия, а также о выполнении аудиторских процедур.
Классификация рабочих документов аудитора:
I. По времени ведения и исполнения:
1) долгосрочные;
2) непродолжительного исполнения.
II. По способу и источникам получения:
1) документы, полученные от третьих лиц;
2) документы, полученные от предприятия-клиента;
3) документы, составленные аудитором.
III. По характеру информации:
1) информация правового характера;
2) информация о руководстве и персонале предприятия;
3) информация о структуре и организации предприятия;
4) информация об экономических основаниях деятельности предприятия;
5) информация о системе внутреннего контроля;
6) информация о системе бухгалтерского учета;
7) аудиторские организационно-функциональные документы;
8) документы оценки аудиторского риска;
9) аудиторские документы по проверке отдельных статей и показателей годового отчета;
10) корреспонденция аудиторов;
11) итоговое заключение;
12) предложения и рекомендации.
IV. По назначению:
1) обзорные;
2) информативные;
3) проверочные;
4) подтверждающие;
5) расчетные;
6) сравнительные;
7) аналитические.
V. По степени стандартизации:
1) стандартизированные;
2) в произвольной форме.
VI. По форме представления:
1) графические;
2) табличные;
3) текстовые;
4) комбинированные.
VII. По технике составления:
1) ручные;
2) на машинных носителях.
4. Оценка материальности (существенности) в аудите.
Материальность – это максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в отчетности и рассматривается как несущественная (то есть, не вводящая пользователей отчетности в заблуждение).
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности