Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:55, лекция
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
4. Права, обязанности и юридическая ответственность хозяйствующего субъекта при осуществлении аудиторской проверки.
Проверяемый экономический субъект имеет право:
1. Самостоятельно выбирать аудитора или аудиторские фирмы (кроме случаев, когда проверка проводится по поручению государственных органов);
2. Перед заключением договора и в процессе проверки получать от аудитора (АФ) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон;
3. После ознакомления с заключением аудитора (АФ) получать исчерпывающую информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (АФ). Аудитор (АФ) обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию (п. 14);
4. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам, обратиться в орган, выдавший лицензию, для предъявления претензий к аудитору или аудиторской фирме.
На основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию, с аудитора (АФ) могут быть взысканы в пользу экономического субъекта:
понесенные убытки в полном объеме;
расходы на проведение перепроверки;
Кроме того, с аудитора (АФ) взыскивается штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета РФ в сумме 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудиторской фирмы (п.15).
Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны (в соответствии с п. 16 Временных правил):
1) создавать аудитору (АФ) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки;
2) предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения;
3) давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
4) не предпринимать действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
5) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Юридическая ответственность хозяйствующего субъекта наступает за:
1) несоблюдение условий хозяйственного договора на проведение аудиторской проверки;
2) уклонение от проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влекут за собой:
взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым
прокурором,
органами Федерального казначейства,
органами ГНС,
органами ГНП.
штраф с предприятия в сумме от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда;
штраф с руководителей предприятия — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
3) непредставление заинтересованным лицам аудиторского заключения (в случае обязательной аудиторской проверки) влечет за собой взыскание, аналогичное уклонению от проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки либо препятствованию ее проведения.
Штрафные санкции.
В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда (арбитражного суда) по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:
1) понесенные убытки в полном объеме;
2) расходы на проведение перепроверки;
3) штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации в сумме 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда установленной законом с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и 100 – 500-кратного размера минимальной месячной оплаты труда с аудиторской фирмой.
Кроме того, деятельность, при которой аудитор или аудиторская фирма осуществляет аудиторские услуги без получения в установленном порядке лицензии, влечет за собой взыскание с указанного лица на основании решения арбитражного суда по рискам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами федеральной налоговой службы и органами налоговой полиции, полученных в результате незаконной деятельности доходов в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размере понесенных этими заказчиками расходов в виде штрафа в пределах от 500 до 1000 кратного размера установленного законом минимальной месячной оплаты труда.
Кроме того, минфин России в праве обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
5. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности.
Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирование аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации, утверждены постановление правительства Российской Федерации за №482.
Этим постановлением вся работа по проведению аттестации в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов возложена на министерство финансов Российской Федерации.
В постановлении, также, установлено, что к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы и имеющие высшее экономическое образование и стаж работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации,бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
Наряду с перечисленными выше требованиями, аттестация включает также сдачу экзамена по программе, утверждаемой центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) министерства финансов Российской Федерации, состоящей из пяти разделов:
1. Основы правового регулирования имущественных отношений.
2. Бухгалтерский учет и отчетность.
3. Налогообложение юридических лиц.
4. Финансы предприятия.
5. Аудит.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в России проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.
Всем лицам, успешно сдавшим письменный экзамен (набравшим в среднем по двум экзаменам не менее 85 баллов) после утверждения результатов экзаменов на заседании центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией выдаются квалификационные аттестаты сроком на три года с последующим их продлением.
Лицензирование аудиторов и аудиторских фирм.
Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г., № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" определен порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государством за соблюдением требований законодательства России, предъявляемых к аудиторской деятельности.
Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими лицами) вправе заниматься аудиторской деятельностью в России только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Осуществление юридическими и физическими лицами аудиторской деятельности, без полученной в установленном порядке лицензии, является основанием для применения мер ответственности, установленных указом президента Российской федерации за №2263.
Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью в проведении аудиторских проверок конкретного клиента.
Временными правилами предусмотрены определенные ограничения в отношении лиц, привлекаемых к работе в качестве аудиторов. В частности, аудиторская проверка не может проводиться:
а) Аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской и финансовой отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, и дети, а также братья и сестры родителей и дети супругов).
б) Аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также, в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами; в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами, отделениями и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.
в) Аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составление финансовой отчетности.
Если после заключения договора или дачи поручения (при аудите по заказу государственных органов) на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны вышеуказанные обстоятельства, то договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.
В случае умышленного сокрытия аудитором или аудиторской фирмой от экономического субъекта (заказчика) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещается за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы понесенные им в связи с заключением договора с аудитором или аудиторской фирмой.
Сокрытие данных обстоятельств служит также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Тема: Аудиторские стандарты.
1. Понятие аудиторского стандарта.
2. Основные международные аудиторские стандарты.
3. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
1. Понятие аудиторского стандарта.
Под термином "аудиторские стандарты" понимается описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок независимо от условий, в которых проводится аудит, а также целей, которые достигаются в результате их применения.
Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения.
В соответствии с международными аудиторскими стандартами, основной целью является выражение мнения о том, подготовлена ли проверяемая финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с принятыми и применяемыми нормами и правилами составления отчетности.
2. Основные международные аудиторские стандарты.
Среди организаций – разработчиков международных аудиторских стандартов следует выделить:
1. Международный комитет по аудиторской практике международной федерации бухгалтеров.
Основными документами. разработанными данной организацией являются:
1) международные стандарты аудита;
2) международное руководство по аудиторской практике.
2. Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров.
Основными документами. разработанными данной организацией являются:
1) общепринятые аудиторские стандарты;
2) положения о стандартах аудита.
Международные аудиторские стандарты подразделяются на следующие основные группы:
1. Общие стандарты.
2. Операционные стандарты.
3. Стандарты отчетности.
Аудиторские стандарты, разработанные этими организациями, базируются на следующих основополагающих принципах (см. лекцию принципы аудита).
3. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
Необходимость создания внутрифирменных аудиторских стандартов вызвана тем, что международные и национальные аудиторские стандарты описывают лишь наиболее общие признаваемые всеми аудиторами основные принципы и процедуры аудита.
Аудиторские фирмы должны самостоятельно разрабатывать на основе международных и национальных, свои внутренние стандарты, которые обеспечивают высокое качество оказываемых аудиторских услуг.
Такими стандартами могут быть стандарты контроля качества аудиторских услуг, стандарт независимости аудиторов и аудиторских фирм, стандарт профессионального уровня аудиторов и др.
В Российской Федерации в настоящее время разработано 18 стандартов и подготовлено два проекта стандарта, которые находятся на обсуждении в аудиторской палате Российской Федерации.
Тема: Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки.
1. Состав юридических документов клиента.
2. Документы бухгалтерского учета и отчетности. Взаимосвязь и соответствие данных синтетического учета, аналитического учета и отчетности.
1. Состав юридических документов клиента.
Чтобы сделать объективное заключение о достоверности отчетности проверяемой организации, аудитор должен изучить структуру, характер и направление ее деятельности.
С этой целью аудитор обязан проверить наличие и законность составления следующих юридических документов:
o
o
o
o
o
o
o
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности