Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:55, лекция
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
четко сформулировать цель задания;
четко формулировать задание, указав в нем, какие именно активы, регистры учета и другие документы и каким методом следует проверять;
убедиться в том, что ассистент правильно понял суть задания;
обеспечить ассистента необходимыми для выполнения задания данными;
проконтролировать выполнение задания.
Ассистент со своей стороны обязан:
приступить к выполнению полученного задания только тогда, когда цель и техника исполнения задания ему ясны;
выполняя процедуру, не пытаться "оптимизировать" ее в процессе выполнения;
при возникновении непредвиденных или не предусмотренных заданием обстоятельств при выполнении процедуры, незамедлительно известить об этом аудитора;
выполнив процедуру, аккуратно оформить ее результаты в том виде, который предусмотрен в задании;
в том случае, если в процессе работы возникли предложения по усовершенствованию процесса проверки или он обратил внимание на какую-либо иную закономерность в учете, чем та, которая составляла суть выполненной им процедуры, обсудить эти вопросы с аудитором.
5. Состояние рабочих аудиторских документов.
Аудит, проводимый аудиторской фирмой, должен сопровождаться обязательным документированием, то есть отражением полученной информации в рабочей документации аудитора, оформленной в соответствии с установленными требованиями.
К рабочей документации аудитора относят:
1. Планы и программа проведения аудита.
2. Описание использованных аудиторской фирмой процедур и их результатов.
3. Объяснения, пояснения и заявления проверяемого предприятия.
4. Копия документов проверяемого предприятия.
5. Описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета проверяемого предприятия.
6. Аналитические документы аудиторской фирмы.
7. Другие документы.
Рабочая документация может быть создана аудиторской фирмой, проводящей аудит, либо получена от проверяемого предприятия или от других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской фирмой.
Формы рабочей документации разрабатываются самостоятельно аудиторской фирмой. Рабочая документация находится в собственности аудиторской фирмы.
Экономический субъект, в отношении которого проводилась аудиторская проверка, и другие лица, включая налоговые органы, государственные органы, не имею право требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии в полном объеме или частично (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
Сведения, содержащиеся в рабочей документации являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению аудиторской фирмой.
К рабочим документам предъявляются определенные требования. Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые для:
составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией, для подтверждения того, что аудит проведен в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
планирования аудита аудиторской организацией.
Рабочая документация аудиторской организации должна содержать:
записи о планировании аудита;
записи о характере, времени проведения, объеме выполненных аудиторских процедур;
выводы, сделанные на основании полученных в ходе аудита сведений.
(см. лекцию №3 вопрос №2: требования к рабочим документам, классификация и т.д.)
Порядок хранения рабочей документации.
По окончанию аудита рабочая документация подлежит сдачи для обязательного хранения в архиве аудиторской организации (не менее 5 лет).
6. Аудиторская выборка.
Обычно выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагают, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов:
1. Случайный отбор.
2. Систематический отбор.
3. Комбинированный отбор.
Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем ста процентов объектов проверяемой совокупности, под которыми понимаются элементы, составляющие сальдо счетов или операции, составляющие обороты по счетам для сбора аудиторских документов, позволяющих составить мнение обо всей проверяемой совокупности.
При выборе порядка проведения проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, аудиторская организация должна определить цели и аудиторские процедуры, позволяющие достичь эти цели. Затем она должна определить возможные ошибки, оценить необходимые ей доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность рассматриваемых данных.
При определении объема выборки аудиторская организация должна установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибку.
Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности.
Риск выборки имеет место как при тестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверки достоверности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.
Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходимый размер выборки. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита.
Для каждой выборки аудиторская организация обязана:
а) анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
б) оценить риск выборки.
При анализе ошибок, попавших в выборку, аудиторская организация должна в первую очередь установить характер ошибок.
Аудиторская организация должна оценить качественный аспект ошибок, то есть оценить их существенность и причину их вызвавшую, а также устранить их влияние на другие участки аудита.
Результаты, полученные по выборке, распространяются на всю проверяемую совокупность.
Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии аудиторской выборки и анализ ее результатов.
7. Поведение аудитора при выявлении мошенничества (ошибки).
Искажение бухгалтерской отчетности, то есть неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил, его организации и ведения, может быть двух видов:
1. Преднамеренное (мошенничество).
2. Непреднамеренное (ошибка).
Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических либо логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.
В процессе аудита, аудиторской организации следует оценить риск появления искажений бухгалтерской отчетности и риск необнаружения искажений бухгалтерской отчетности. При этом аудиторской организации должен учитывать наличие определенных факторов, способствующих увеличению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений.
I. К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений относятся:
1) наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;
2) несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта при значительном снижении прибыли;
3) наличие зависимости экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков и поставщиков;
4) применение в практике или в учетной политике договорных отношений, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;
5) нетипичные сделки экономического субъекта, особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;
6) наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;
7) особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта и наличие недостатков в данной структуре;
8) особенности структуры капитала и распределения прибыли;
9) наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности.
II. К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений относятся:
1) состояние отрасли экономики, экономики страны в целом, способствующим появлению искажений в отчетности;
2) увеличение возможности возникновения несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли;
3) особенности производственной деятельности экономического субъекта, то есть, технологические особенности производства;
При проведении аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита, аудиторская организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Исходя из этого аудиторская организация разрабатывает аудиторские процедуры и оценивает риск искажений бухгалтерской отчетности.
В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.
В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности, аудиторской организации необходимо учитывать возможные виды нарушений, имеющих место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений, такие как:
а) отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
в) нарушение гражданского, налогового и валютного законодательства;
г) прочие виды нарушений, влияющие на искажение бухгалтерской отчетности.
Аудитор, в случае выявления искажений бухгалтерской отчетности, должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:
1) видов нарушений, имевших место в организации и ведущих к появлению искажений;
2) степени существенности выявленных искажений;
3) риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.
При выявлении искажений в бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна оценить насколько эффективна действующая у экономического субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности.
Выявленные в процессе аудита факты искажения бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации. Она должна включать сведения о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора при проведении инициативного аудита.
Аудиторская организация ответственна:
1) за выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском заключении или в отчете руководству проверяемого экономического субъекта;
2) за правильность и полноту данных, отраженных в заключении или отчете аудитора, о выявленных им существенных искажений бухгалтерской отчетности;
3) за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности третьим лицам, за исключением случаев прямо предусмотренных действующим законодательством (например, по поручению государства).
Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность:
а) за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерского учета;
б) за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;
в) за неустранение или несвоевременное устранение их.
Тема: Заключительная стадия аудиторской проверки.
1. Оценка аудитором результатов проверки.
2. Оформление результатов аудиторской проверки.
1. Оценка аудитором результатов проверки.
Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:
систематизацию результатов проверки;
анализ результатов проверки;
составление аудиторского заключения.
Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости от цели проверки (инициативный аудит, обязательный аудит, аудит по решению органов дознания) необходимо провести четкую систематизацию полученных сведений. Такую систематизацию обычно проводит руководитель группы аудиторов. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет основных средств, материальных запасов и т. п.), а внутри тем — по аналитическим и другим признакам. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др.
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности