Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

В соответствии с "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (в редакции от 24.03.2000 г. N 31н), незавершенное производство оценивается тремя способами:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям расходов;

по стоимости израсходованных материалов, сырья, полуфабрикатов.

У современного бухгалтера в повседневной работе столько задач, что поиск любого пути, облегчающего ему принятие ответственного решения, имеет большое практическое значение.

Проблема оценки незавершенного производства может быть упрощена при использовании нормативного метода. Если для различных видов изделий специалисты предприятия рассчитали с помощью персонального компьютера зависимость нарастания их себестоимости по времени изготовления, то сравнительно просто определить затраты на каждый образец, зная на какой стадии производственного процесса он находится.

Рассмотрим простой пример. Предположим, что:

производственная себестоимость одного образца готового изделия составляет 53 руб.;

на изготовление каждого образца изделия затрачивается 8 рабочих дней;

с помощью нормативного метода определена и построена графическая зависимость себестоимости (С) изделия от начала производства до полной его готовности (см. рис.8.5).

По графику в любой момент времени процесса изготовления изделия легко установить стоимость конкретного незавершенного образца (см. движение по стрелкам).

 

См. графический объект "Рис.8.5. Изменение себестоимости изделия (С) по дням изготовления"

 

Рис.8.5. Изменение себестоимости изделия (С) по дням изготовления

 

За рубежом для облегчения принятия решений часто практикуется совсем простой способ оценки незавершенного производства 67, 337: производственная себестоимость любого незаконченного образца принимается равной 50% себестоимости готового изделия, независимо от стадии его готовности.

 

8.10. Формирование цены продукции на основе

ее себестоимости Коэффициент рентабельности

 

Себестоимость продукции, определяемая как совокупность затрат на ее производство и продажу, может служить основой для формирования цены. В проблеме ценообразования себестоимость должна рассматриваться в тесной связи с состоянием цен на рынке аналогичной продукции. Если себестоимость продукции предприятия выше, нежели цены на рынке, то выходить на рынок нет смысла. Необходимо пересмотреть свои затраты и разработать мероприятия по их снижению. (Правда, выше мы отмечали уже, что иногда для завоевания рынка фирма сознательно идет на убытки, а затем, выйдя на рынок, пересматривает свои затраты).

Отпускная цена предприятия, с которой оно могло бы выйти на рынок, может быть вычислена по формуле:

 

                  Ц = С + П + С  + С    + С  ,

                               А    НДС    НП                       (8.4)

 

где:

Ц - отпускная цена продукции;

С - полная фактическая себестоимость продукции;

П - прибыль;

С - сумма акциза; (Акцизом называется налог, которым облагаются товары А повышенного спроса.);

С - сумма налога на добавленную стоимость; НДС

С - сумма налога с продаж. НП

Полная фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) включает в себя производственные затраты и коммерческие расходы.

Величина прибыли определяет рентабельность (прибыльность) продукции предприятия. Рентабельность продукции (работ, услуг) предприятия оценивается коэффициентом рентабельности, который вычисляется по формуле:

 

                                      П

                               К  =  ———— x 100%

                                р     С                             (8.5)

 

Сумма налогов, входящих в формулу цены (8.4) вычисляются следующим образом. К величине полной фактической себестоимости прибавляется значение прибыли, определенной по формуле (8.5), исходя из заданного коэффициента рентабельности. Для подакцизных товаров сумма акциза определяется двумя способами в зависимости от их видов. Для некоторых подакцизных товаров устанавливаются твердые акцизные ставки. Т.е. назначается определенная сумма взноса за единицу товара (за литр, килограмм, тонну, штуку, единицу мощности двигателя и т.п.). Такие ставки носят также название специфических ставок. Они применяются к такой продукции (см. главу 16, п.16.4):

спирт;

алкогольная продукция;

вина;

пиво;

табачные изделия;

легковые автомобили;

нефть и газовый конденсат;

бензин; дизельное топливо;

автомобильные масла;

ювелирные изделия (до 01.01.2003 г.).

Например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя в пределах 90150 л.с. установлена ставка акциза в размере 13 руб. за 1 л.с. Если предприятие производит и реализует автомобили с мощностью двигателей равной 100 л.с., то оно должно учесть в отпускной цене сумму акциза, равную 1300 руб.

Для ювелирных изделий (до 01.01.2003 г.) и природного газа применяются процентные ставки к их стоимости. Эти ставки носят также название адвалорных ставок. (Выражение ad valorem в переводе с латинского языка означает "соответствующий стоимости").

Если установлены ставки на единицу товара, то сумма акциза вычисляется, исходя из следующего выражения:

 

        С  = А  х К      (8.6)

         А    Е    Е

 

     где:

     А  - ставка акциза в рублях за единицу товара;

       Е

     К  - количество единиц товара.

      Е

Если установлены процентные (адвалорные) ставки, то сумма акциза определяется по формуле:

 

                                               А

                                                П

                             С  =  (С + П) x  ———— ,               (8.7)

                                 А            100%

 

где: А - ставка акциза в процентах. П

НДС определяется в процентах от полной фактической себестоимости продукции плюс прибыль, плюс сумма акциза:

 

                                                НДС

                         С   =  (С + П + С) x  ———— ,               (8.8)

                          НДС             А     100%

 

где: С - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. НДС

Налог с продаж определяется в процентах от полной фактической себестоимости продукции плюс прибыль, плюс сумма акциза, плюс сумма НДС:

 

                                                     НП

                      С   =  (С + П + С  + С   ) x  ———— ,          (8.9)

                       НП              А    НДС     100%

 

где: С - ставка налога с продаж в процентах. НП

Отпускная цена предприятия должна быть выше полной фактической себестоимости продукции на величину прибыли, на сумму акциза, величину НДС и сумму налога с продаж.

Последовательность формирования отпускной цены предприятия на товары (работ, услуги) можно проследить на следующем простом примере.

 

Пример N 1. Полная фактическая себестоимость золотого кольца 1600 руб. Коэффициент рентабельности 12,5%, ставка акциза 5%, ставка НДС 20%, ставка налога с продаж 4%. Определим цену кольца.

Последовательность действий по расчету цены выглядит следующим образом:

 

     С = 1600;

                 12,5%

     П = 1600 x  ————— = 200;

                 100%

                           5%

     С  = (1600 + 200) x  ————  = 90;

      А                   100%

                                  20%

     С    = (1600 + 200 + 90) x  ————— = 378;

      НДС                        100%

                                      4%

     С   = (1600 + 200 + 90 + 378) x —————  = 91;

      НП                              100%

 

     Ц = 1600 + 200 + 90 + 378 + 91 = 2 359.

 

Продажная цена кольца 2 359 руб.

Такой подход при назначении отпускной цены продукции не всегда реализуем, поскольку в условиях рыночных отношений величины цен чаще всего устанавливаются в результате процесса конкуренции производителей товаров.

Поэтому в бухгалтерском учете часто приходится проводить расчеты налоговых параметров не на основе себестоимости, а опираясь на рыночные цены. В этом случае при заданной полной фактической себестоимости продукции предприятие не может гарантировать себе планируемую прибыль, а вынуждено довольствоваться той, которая регламентируется рыночной ценой.

В этой ситуации задача сводится к установлению величины возможной прибыли, а расчеты проводятся в обратном порядке. При этом соответствующие налоговые ставки корректируются по формуле:

 

                                        Н

                             Н  = —————————————                    (8.10)

                              К    100%  +  Н

 

где:

Н - скорректированная ставка налога (налога с продаж, НДС, акциза); К

Н - соответствующая нормативная налоговая ставка.

Цикл расчетов по определению коэффициента рентабельности золотого кольца в рассматриваемом примере (при рыночной цене, равной 2 359 руб.) будет выглядеть следующим образом.

 

     Ц = 2359;

                         4%

     С   = 2359 x ———————————————— = 91;

      НП             100%  +  4%

                                20%

     С    = (2359 - 91) x ———————————————— = 378;

      НДС                    100%  + 20%

                                      5%

     С  = (2359 - 91 - 378) x  ———————————————— =  90;

      А                           100%  +  5%

     С + П = 2359 - 91 - 378 - 90 = 1800;

     П = 1800 - 1600 = 200;

             200

     К  = ———————— x 100%  = 12,5%

      Р     1600

 

На примере вычисления отпускной цены золотого кольца можно оценить процентную долю каждого из трех рассмотренных налогов (см. табл.8.5).

 

Таблица 8.5. Процентная доля налогов в отпускной

цене золотого кольца

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Обозначение налога                          | С   | С    | С    |Итого:|

|                                            |  А  |  НДС |  НП  |      |

|————————————————————————————————————————————|—————|——————|——————|——————|

|Доля в цене кольца, %                       | 3,8 | 16,0 | 3,9  | 23,7 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Пример N 2. Отпускная цена 1 тыс. кубометров газа на территории России - 150 руб. Коэффициент рентабельности его добычи 30%, ставка акциза 15%, ставка НДС 20%. Следует определить полную фактическую себестоимость 1 тыс. кубометров.

Последовательность действий по расчету себестоимости выглядит следующим образом:

 

     Ц = 150;

                      20%

     С    = 150 x ——————————  = 25;

      НДС         100% + 20%

                           15%

     С  = (150 - 25) x —————————— = 16,3

      А                100% + 15%

 

     С + П = 150 - 25 - 16,3 = 108,7;

                                30%

     П = (150 -25 - 16,3) x —————————— = 25,1;

                            100% + 30%

 

     С = 150 - 25 - 16,3 - 25,1 = 83,6.

 

На примере данного расчета можно оценить процентную долю двух налогов в отпускной цене 1 тыс. кубометров газа (см. табл.8.6).

 

Таблица 8.6. Процентная доля налогов в отпускной

цене 1 тыс. кубометров газа

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Обозначение налога                               | С    | С    |Итого: |

|                                                 |  А   |  НДС |       |

|—————————————————————————————————————————————————|——————|——————|———————|

|Доля в цене 1 тыс. кубометров газа, %            |10,87 |16,67 | 27,54 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Рентабельность работы предприятия в условиях рыночных отношений определяется путем сопоставления отпускной цены на его продукцию и цены равновесия, действующей на рынке аналогичных товаров. Под ценой равновесия (Цр) понимается цена, которая установилась на рынке совершенной конкуренции в результате взаимного влияния двух противоречивых факторов: спроса покупателей и предложения производителей данного вида товаров (работ, услуг). Можно показать, что такое равновесие реально. Если построить зависимость цены продукции на рынке (Ц) от количества предлагаемых товаров (К) для обоих факторов (спроса и предложения), то можно увидеть следующую картину, представленную на рис.8.6.

Характер кривых спроса и предложения легко объясним 331. При снижении цены возможности покупателей возрастают, и спрос на товар увеличивается, а возможности производителей уменьшаются, им становится невыгодно сохранять прежние масштабы производства. Если рынок имеет достаточно совершенную структуру в отношении конкуренции производителей (такую, что ни один из них не может диктовать свои условия), то равновесие спроса и предложения на рынке достигается при определенной цене, которая и носит название цены равновесия. Рентабельной для предприятия будет та продукция, себестоимость которой ниже цены равновесия (без НДС, акциза и налога с продаж).

Информация о работе Основы бухгалтерского учета