Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
См. графический объект "Рис.8.6. Кривые спроса (Сп.) и предложения (Пр.) (цифры условные)"
Рис.8.6. Кривые спроса (Сп.) и предложения (Пр.) (цифры условные)
Приведем упрощенный подход к расшифровке процентных ставок по НДС и налогу с продаж, если их вычисление производить, исходя из цены реализации продукции. Согласно законодательству НДС составляет 20% или 10% от суммы себестоимости и прибыли. Если рассуждать элементарно, то НДС составляет 1/5 или 1/10 от суммы себестоимости и прибыли. Поскольку цена (без налога с продаж) включает в себя сумму НДС, то доля НДС в цене (без налога с продаж) будет на одну единицу ниже, чем в сумме себестоимости и прибыли, т.е. будет составлять 1/6 (16,67%) или 1/11(9,09%) соответственно. Таким же образом можно получить процентную ставку от цены для налога с продаж. В цене, включающей налог с продаж, последний будет составлять не 5% (1/20), а 1/21 (4,76%) или не 4% (1/25), а 1/26 (3,85%). Точно также следует определять адвалорные ставки акцизов (при этом из цены нужно последовательно исключать налог с продаж и НДС).
Особенности расчета цены в методе прямых затрат
Использование метода прямых затрат (direct-costing) требует корректировки формулы цены. Если выделить в полной фактической себестоимости продукции две составляющих, одна из которых - сумма прямых расходов, а другая - сумма косвенных затрат, соотношение (8.4) может быть преобразовано следующим образом:
Ц = СП + СК + П + С + С + С , (8.11)
А НДС НП
где:
СП - сумма прямых расходов;
СК - сумма косвенных расходов;
П - маржинальный доход (маржинальная прибыль).
Маржинальный доход (маржинальная прибыль) - это разница между выручкой (без налогов, возмещаемых покупателями) и суммой прямых расходов. Выручка исчисляется по договорным (рыночным) ценам.
Контрольные вопросы по теме
1. Сформулируйте понятие затрат и объясните, как они связаны с себестоимостью продукции.
2. Какой смысл вкладывается в процесс распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по видам продукции предприятия?
3. Определите понятие калькуляции продукции.
4. Назовите основные методы калькуляции продукции.
5. Приведите пример попроцессного метода калькуляции продукции.
6. Приведите пример позаказного метода калькуляции продукции.
7. Приведите пример нормативного метода калькуляции продукции.
8. Определите понятие метода калькуляции direct-costing (директ-костинг). Оцените его достоинства и недостатки.
9. Можно ли общехозяйственные расходы списывать на реализацию продукции? Если да, то какой в этом смысл?
10. В себестоимости продукции предприятия значительную часть составляют общехозяйственные расходы. Должно ли это обстоятельство волновать главного бухгалтера?
11. Дайте определение понятия расходов и перечислите условия, при которых они признаются.
12. Чем различаются метод начисления и кассовый метод признания расходов?
13. На какие основные типы подразделяются расходы по экономическому признаку?
14. Какой экономический смысл имеет понятие отчислений на социальное страхование и обеспечение?
15. Укажите отличительные качества эгоистической и альтруистической личности.
16. Дайте определение расходов будущих периодов. Напишите проводку их включения в себестоимость продукции (работ и услуг).
17. В производстве обнаружена бракованная продукция. Куда и как ее списать?
18. Чем отличается бухгалтерский учет исправимого и неисправимого брака?
19. Какой брак хуже (внутренний или внешний) и почему?
20. Определите понятие незавершенного производства. Укажите самый простой способ его оценки.
21. Сформулируйте понятие рентабельности производства. Чем она характеризуется?
22. Из чего складывается цена продукции?
23. Как определить сумму НДС, если известна себестоимость продукции?
24. Как определить сумму НДС, если известна цена продукции?
25. Известна цена продукции, включающая налог с продаж. Как определить сумму этого налога?
26. Дайте определение акциза. Приведите примеры подакцизной продукции.
27. Какие виды акцизных ставок вы знаете?
28. Напишите общую формулу отпускной цены со всеми входящими в нее налогами.
29. Определите понятие маржинального дохода (маржинальной прибыли).
Глава 9. Учет готовой продукции и ее реализации
9.1. Исходные представления
Готовая продукция - это результат законченного производственного процесса предприятия, материализованный в виде выработанных изделий, выполненных работ и оказанных услуг силами основного или вспомогательного производства. Она предназначена для продажи юридическим и физическим лицам, поэтому должна удовлетворять следующим требованиям:
1) быть полностью законченной и укомплектованной;
2) соответствовать стандартам и техническим условиям;
3) быть принятой службой технического контроля;
4) иметь необходимую документацию, удостоверяющую ее качество, комплектность, а также безопасность использования, потребления и эксплуатации.
Часть готовой продукции может быть израсходована на нужды собственного производства.
В состав готовой продукции включают:
изделия и полуфабрикаты собственного изготовления;
работы и услуги производственного характера;
работы и услуги социального назначения;
строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы;
выработка, очистка и отпуск воды, пара, электроэнергии и сжатого воздуха;
транспортные услуги;
услуги торговли и общественного питания;
информационно-консультационные услуги;
жилищно-коммунальные и гостиничные услуги;
прочие работы и услуг.
При передаче готовой продукции в качестве изделий, прошедших все стадии обработки и контроля, на склад или при сдаче ее покупателю непосредственно из производства должен составляться акт приемки или другой аналогичный документ.
Приемка по акту готовой продукции, проступившей из производства на склад, в бухгалтерском учете оформляется проводкой:
Д 43 - К 20, 23 - принята на склад готовая продукция основного или вспомогательного производства предприятия,
где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 43 "Готовая продукция".
Продукция, не прошедшая все стадии производственного цикла и не принятая по акту, числится в составе незавершенного производства (см. п.8.9).
Готовая продукция является конечным результатом производственного цикла. Ее последующая реализация завершает оборот хозяйственных средств и определяет эффективность производства. Если выручка от продажи готовой продукции превышает ее полную фактическую себестоимость и суммы налогов, включаемых в цену, возникает прибыль. Прибыль - главный источник развития коммерческого предприятия, поэтому она подсчитывается бухгалтерией больших и средних предприятий ежемесячно, а малых ежеквартально.
Согласно "Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (в редакции от 24.03.2000 г. N 31н), готовая продукция отражается в бухгалтерском учете одним из двух способов:
по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие производственные затраты;
по прямым статьям затрат.
Как отмечено в главе 8, в производственную себестоимость готовой продукции должны включаться материальные и трудовые производственные затраты, амортизация основных средств, отчисления в социальные фонды и другие расходы, непосредственно связанные с производством. Прочие расходы, в частности общехозяйственные (собираемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы"), могут включаться или не включаться в состав производственной себестоимости.
Главный бухгалтер обязан следить за учетом готовой продукции и темпами ее реализации, за своевременным и правильным оформлением документов на отгруженную продукцию и за расчетами с покупателями. Он должен контролировать также оперативное и полное выполнение договоров на поставку продукции покупателям.
Учет отгруженной продукции (сданных заказчику работ и оказанных потребителю услуг), в соответствии с упомянутым выше Положением по ведению бухгалтерского учета, осуществляется по полной фактической себестоимости, т.е. кроме производственных расходов в нем должны быть отражены остальные затраты, в том числе связанные с реализацией продукции. В рыночных условиях большое значение имеют формы договорных отношений между поставщиками и покупателями. Например, часть расходов по реализации продукции покупатель может взять на себя, равно как и часть рисков, связанных с транспортировкой и хранением на промежуточных складах. Поэтому бухгалтерский учет отгруженной продукции имеет несколько дополнительных тонкостей, обусловленных применением счета 45 "Товары отгруженные". В зависимости от условий договора в настоящее время указанный счет может включать или не включать в себя те или иные коммерческие расходы. Так например, если покупатель обязался компенсировать поставщику затраты на транспортировку, то они могут быть непосредственно включены в состав счета 45 "Товары отгруженные":
Д 45 - К 43 - списана производственная себестоимость продукции;
Д 45 - К 44 - учтены коммерческие расходы, оплачиваемые покупателем,
где: счет 44 "Расходы на продажу".
Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией и ее реализацией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, плодотворное функционирование подразделения рекламы и маркетинга, своевременное оформление хозяйственных операций.
Кроме того, в настоящее время у бухгалтерской службы появилась реальная возможность формировать на базе первичных учетных документов модель хозяйственной деятельности предприятия, что вывело ее в разряд подразделений, способных осуществлять прогнозирование финансового результата (см. главу 20). Обработав журналы хозяйственных операций, составленные в течение нескольких прошедших периодов, бухгалтерия может с определенной степенью точности предугадать величину будущей прибыли и повлиять на нее.
Одним из важных правил бухгалтерского учета является принцип действующего предприятия, который заключается в том, что хозяйствующий субъект предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени 336.
В этой связи бухгалтерия обязана регулярно проводить анализ объемов выпуска отдельных образцов продукции, размера нераспределенной (чистой) прибыли, полученной от их продажи, а также суммы нераспределенной прибыли на единицу продукции. Это позволит вырабатывать рекомендации по снятию с производства устаревших образцов изделий и переходу на новые виды продукции.
Известно, что каждый товар имеет определенный жизненный цикл, состоящий из следующих основных этапов 338:
1) разработки;
2) выведения на рынок;
3) роста продаж;
4) зрелости;
5) насыщения рынка;
6) упадка.
Основные финансовые цели на каждом из этих этапов, заключаются в следующем. На этапе разработки анализируется возможность безубыточности продаж. Сам по себе этот этап носит характер подготовки документации, технических средств, отработки технологии и оснащения производства. Непосредственных продаж и положительного финансового результата он не предусматривает. На втором этапе начинается выпуск продукции, появляется прибыль за счет продаж. Третий этап знаменуется бурным освоением рынка, значительным ростом количества продаж и наращиванием объема прибыли. На четвертом этапе (этапе зрелости товара) число продаж стабилизируется, производство и реализация максимально отлажены, и высокий объем прибыли достигается, кроме всего прочего, четкой организацией всех процессов хозяйствования и управления, а также за счет сокращения издержек производства и обращения. Пятый этап жизни товара, связанный с насыщением рынка и с моральным старением товара, характеризуется уменьшением количества продаж. Поддержание высокого или среднего объема прибыли достигается на данном этапе за счет дополнительного снижения издержек. Последний, шестой этап товара обусловлен устойчивым сокращением выпуска и продаж и переходом к товару нового свойства или качества.
С помощью логической или статистической модели деятельности предприятия, построенной на базе журналов хозяйственных операций, можно выполнить анализ уровней прибыльности продукции на каждом их этих этапов.
В качестве примера на рис.9.1-9.3 приведены результаты бухгалтерских исследований, связанных с созданием на промышленном предприятии специального участка для разработки и выпуска одного из новых видов товаров народного потребления 110. Расчеты проводились с помощью стандартной бухгалтерской программы "1С: Бухгалтерия" в период подготовки опытных образцов изделия к запуску в серийное производство.