Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

Д 43 - К 40 - отражен выпуск продукции основного или вспомогательного производства по плановой (нормативной) производственной себестоимости;

Д 40 - К 20, 23 - списана сумма фактической производственной себестоимости.

В случае если фактическая себестоимость выше нормативной себестоимости, то при реализации продукции делаются следующие проводки:

Д 90 - К 43 - списана на реализацию плановая (нормативная) производственная себестоимость продукции;

Д 90 - К 40 - списана на реализацию сумма превышения фактической себестоимости над плановой;

Д 90 - К 44 - списаны на реализацию продукции коммерческие расходы;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;

Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;

Д 90 - К 99 - определена ежемесячная прибыль от реализации продукции.

В случае если фактическая себестоимость ниже нормативной себестоимости, то при реализации продукции делаются следующие проводки:

Д 90 - К 43 - списана на реализацию плановая (нормативная) производственная себестоимость;

 

      ———————————————

     |  Д 90 - К 40  | - сторнирована сумма экономии;

      ———————————————

 

Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;

Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;

Д 90 - К 99 - определена сумма ежемесячной прибыли от реализации продукции.

 

9.3. Учет полуфабрикатов

 

Полуфабрикатом называют продукцию, прошедшую предварительную обработку в одном или нескольких цехах (подразделениях) предприятия, и нуждающуюся в дальнейшей окончательной доработке.

К полуфабрикатам относятся:

материалы, изделия и детали промышленных предприятий;

чугун передельный в черной металлургии;

сырая резина и клей в резиновой промышленности;

фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты в мебельной промышленности;

пряжа в текстильной промышленности;

серная кислота на азотно-туковых комбинатах химической промышленности;

виноматериалы в винодельческой промышленности;

сокоматериалы, томатная паста, крахмал, патока, солод, овощные и фруктовые пюре в пищевой промышленности;

кулинарные изделия на предприятиях общественного питания;

прочие материалы и изделия.

Их учет обычно проводится с использованием счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Однако предприятия могут также отражать полуфабрикаты в составе незавершенного производства на счете 20 "Основное производство".

Выпущенные полуфабрикаты приходуются на склад основного и вспомогательного производства, в их себестоимость включаются также соответствующие суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов:

Д 21 - К 20, 23, 25, 26 - приняты на учет полуфабрикаты собственного производства,

где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы".

В дальнейшем судьба полуфабрикатов может складываться в зависимости от обстоятельств: они либо используются в собственном производстве, либо дорабатываются до степени готовой продукции, либо реализуются на сторону. При принятии решения о продаже другим организациям полуфабрикаты могут быть переведены в категорию готовой продукции (но это не обязательно):

Д 43 - К 21 - полуфабрикаты, предназначенные для продажи, учтены в составе готовой продукции, где: счет 43 "Готовая продукция".

Продажа полуфабрикатов оформляется в бухгалтерском учете проводками, аналогичными тем, которые используются для отражения реализации готовой продукции:

Д 90 - К 21 (43) - списана на реализацию производственная себестоимость полуфабрикатов;

Д 90 - К 44 - списаны на продажу полуфабрикатов коммерческие расходы;

Д 90 - К 68 - начислен НДС с реализации полуфабрикатов;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю полуфабрикатов;

Д 90 - К 99 - подведен ежемесячный результат продаж полуфабрикатов (прибыль),

где: счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".

 

9.4. Учет продукции (работ, услуг) обслуживающих

производств и хозяйств

 

Исторически сложилось так, что многие отечественные коммерческие предприятия имеют в своем составе различные вспомогательные подразделения и хозяйства, среди которых подсобные сельскохозяйственные производства, ведомственные гостиницы, детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, жилищно-коммунальные хозяйства, фабрики-кухни, столовые и прочие обслуживающие производства и хозяйства. Все эти подразделения имеют социальную направленность, не приносят прибыли предприятию и содержатся за счет средств основного производства или целевого (полного или частичного) финансирования со стороны государства.

Переход на рыночные условия хозяйствования потребовал существенного изменения ситуации. Поставлена задача сделать эти подразделения рентабельными. В настоящее время, согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, убытки обслуживающих производств и хозяйств, включая жилищно-коммунальную и социально-культурную сферу, признаются только в том случае если:

стоимость их продукции (работ и услуг);

качество продукции (работ и услуг);

расходы на их содержание;

- не отличаются существенно от тех, которые реализуются у специализированных организаций, у которых эта деятельность является основной. При этом возможны минимальные целевые поступления из бюджетов различных уровней.

Убытки, возникшие в ходе деятельности обслуживающих производств и хозяйств, не выполняющих любое из трех упомянутых условий, разрешено переносить на срок, не превышающий 10 лет и погашать их только за счет прибыли от деятельности этих производств и хозяйств.

Таким образом, бухгалтерский учет хозяйственных операций в обслуживающих производствах и хозяйствах должен вестись обособленно от основной деятельности на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

На практике могут реализоваться два случая: когда обособленное подразделение выделено или не выделено на отдельный баланс. При наличии отдельного баланса калькуляция затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг полностью осуществляется на счете 29, а затем с него реализуется собственным сотрудникам, а также сторонним физическим и юридическим лицам с отражением на счете 90 "Продажи". Если обслуживающие производства и хозяйства не выделены на собственный баланс, то при калькуляции затрат в дополнение к счету 29 может использоваться счет 26 "Общехозяйственные расходы", на котором выделяется доля административно-хозяйственных расходов, обусловленных нуждами этих производств и хозяйств. Функционирование таких структурных подразделений относится к категории внереализационной деятельности, итоги которой подводятся с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Рассмотрим несколько примеров.

 

Пример N 1. Предприятие имеет подсобное сельское хозяйство, выделенное на отдельный баланс. Все расходы оно собирает на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Выпускаемую продукцию реализует работникам предприятия и сторонним организациям с использованием счета 90 "Продажи". Совокупность хозяйственных операций подсобного хозяйства может выглядеть следующим образом:

Д 29 - К 01, 10, 11 - учтены материальные затраты подсобного хозяйства, включая забой животных;

Д 29 - К 70 - начислена оплата труда работников подсобного хозяйства;

Д 29 - К 69 - отражены взносы в социальные фонды от оплаты труда работников подсобного хозяйства;

Д 29 - К 02 - выделены амортизационные отчисления на основные средства подсобного хозяйства;

Д 29 - К 04, 05, 68, 76 - учтены прочие расходы подсобного хозяйства (в том числе услуги сторонних организаций без НДС);

Д 19 - К 76 - учтена сумма НДС по приобретенным услугам;

Д 76 - К 51 - оплачены услуги сторонних организаций;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом оплаченная сумма НДС;

Д 43 - К 29 - принята на склад товарная продукция подсобного хозяйства;

Д 10 - К 29 - оприходована продукция, предназначенная для внутреннего пользования;

Д 11 - К 29 - учтен приплод животных, находящихся на откорме, и прирост их массы;

Д 90 - К 43 - списана на реализацию плановая себестоимость продукции подсобного хозяйства;

Д 90 - К 44 - списаны коммерческие расходы;

Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;

Д 90 - К 68 - начислен налог с продаж;

Д 50 - К 90 - отражена наличная выручка от продаж;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет оптовому покупателю продукции;

Д 90 - К 99 - подведен ежемесячный итог от продаж (прибыль),

где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 04 "Нематериальные активы", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы", счет 11 "Животные на выращивании и откорме", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".

Примечания:

1. В материальные затраты включены основные средства, стоимостью до 10 тыс. руб., которые списываются одномоментно без применения счета 02.

2. В сельскохозяйственных подразделениях калькуляция затрат осуществляется по нормативной (плановой) себестоимости. В конце текущего года производится корректировка данных в соответствии с фактическими затратами.

 

Пример N 2. Предприятие имеет структурное подразделение в виде жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которое не выделено на отдельный баланс. Все затраты собираются на счете 29. Источниками поступления денежных средств являются плата за проживание. (Согласно ст.149 НК РФ, услуги ЖКХ НДС не облагаются.) В бухгалтерском учете будут выполнены следующие проводки:

Д 29 - К 02, 10, 26, 60, 68, 69, 70, 76 - отражены расходы предприятия на ЖКХ;

Д 76 - К 91 - начислена плата за проживание;

Д 91 - К 29 - списана фактическая себестоимость расходов на ЖКХ;

Д 51 - К 76 - отражено поступление платы за проживание;

Д 91 - К 99 - подведен ежемесячный итог деятельности ЖКХ (прибыль),

где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

 

Пример N 3. Предприятие имеет на своем балансе детское дошкольное учреждение. Часть средств на его содержание поступает в виде платы родителей, а часть из местного бюджета. В бухгалтерском учете операции по содержанию данного учреждения будут выглядеть следующим образом:

Д 29 - К 02, 10, 26, 60, 68, 69, 70, 76 - отражены расходы предприятия на детское дошкольное учреждение;

Д 76 - К 86-Р - начислена сумма оплаты, которая должна поступить от родителей;

Д 76 - К 86-Б - отражен бюджетный источник денежных средств;

Д 86-Р - К 29 - списана часть фактической себестоимости расходов на содержание детского дошкольного учреждения за счет платы родителей;

Д 86-Б - К 29 - списана часть фактической себестоимости расходов на содержание детского дошкольного учреждения за счет бюджетных средств;

Д 55 - К 76 - отражена сумма поступившей платы от родителей и дотации из местного бюджета,

где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 55 "Специальные счета в банках", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 86-Б "Целевое бюджетное финансирование" субсчет 86-Р "Целевые поступления от родителей".

 

9.5. Расходы по отгрузке продукции

 

При заключении договора между покупателем и поставщиком обязательно делается оговорка о том месте, где передается право собственности на товар и до которого расходы по отгрузке и транспортировке несет поставщик.

В бухгалтерском учете это место называется "франко-место". Слово "франко" (по-итальянски franco) обозначает понятие "свободен", т.е. с какого места поставщик свободен от обязательств и не несет ответственность за пропажу и порчу товара, а также не оплачивает расходы по страховке и транспортировке груза.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета