Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

Налоговое ведомство не интересуют такие понятия, как воспроизводство рабочей силы и социальные гарантии, относящиеся к существенным элементам производственной экономики.

В представленном пособии бухгалтерский учет излагается с позиций реальной экономики, базирующейся на конкретных законах природы и общества, свидетельствующих о том, что:

в основе функционирования всех систем (в том числе коммерческих предприятий) лежат три главных элемента: масса, энергия и информация, которые приводятся в действие и (или) используются людьми;

мир познаваем, и важнейшим условием человеческой деятельности является целеполагание (т.е. планирование), а критерием этой деятельности служит достижение практического результата (в том числе получение определенной величины прибыли).

Обобщая два упомянутых нормативных документа, можно говорить о том, что базовой составляющей себестоимости продукции (работ и услуг) являются прямые затраты, а косвенные расходы, т.е. расходы по реализации результатов деятельности по управлению организацией и контролю всех процессов, могут включаться в себестоимость полностью или частично по выбору руководства предприятия. Этот выбор должен быть отражен в учетной политике.

Расходами в бухгалтерском учете считаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации (за исключением уменьшения вкладов учредителей по их собственному решению).

Каждый конкретный расход в бухгалтерском учете признается таковым, если одновременно выполняются три главных условия:

он производится в соответствии с конкретным договором, требованием закона, или нормативным актом;

сумма расхода может быть определена;

имеется твердая уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономической выгоды, т.е. обязательно наступит передача (или произойдет выбытие) актива.

Иначе - это кредиторская задолженность предприятия, которая не должна учитываться в составе затрат.

Все расходы следует относить к тому отчетному периоду, в котором они мели место, независимо от того, когда осуществлялась их реальная оплата. Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется либо методом начисления (когда установлен факт уменьшения экономической выгоды, но оплата еще не произведена) либо кассовым методом (когда выплачены или переведены денежные средства).

Кассовый метод имеют право применять только коммерческие организации, у которых за 4 предыдущих квартала хозяйственной деятельности выручка от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (без НДС и налога с продаж) в среднем не превышала сумму в 1 млн. руб. Для остальных обязателен метод начисления.

 

8.6.1. Материальные расходы

 

Материальные затраты коммерческих предприятий подразделяются на:

расходы на приобретение сырья, материалов, тары, упаковки, спецодежды;

расходы на содержание и эксплуатацию основных средств (в том числе собственного транспорта), проведения контроля качества продукции (работ и услуг), на другие производственные, коммерческие и хозяйственные цели;

затраты на инструменты, приспособления, инвентарь, оборудование и другое имущество, не относящееся к разряду амортизируемых активов;

расходы на приобретение топлива, воды и всех необходимых видов энергии, используемых для осуществления процесса изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг;

затраты на приобретение услуг производственного и коммерческого характера, выполненных другими организациями;

потери и недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, а также технологические потери при транспортировке и производстве продукции (работ, услуг).

Сумма материальных расходов текущего периода (месяца) уменьшается на сумму остатков, переданных в производство, но не использованных до конца периода (месяца) и возвратных отходов:

Д 10 - К 20, 23 - отражены остатки сырья и материалов, не использованных в процессе хозяйственной деятельности (по балансовой стоимости), и возвратные отходы (по стоимости, соответствующей пониженному качеству сырья и материалов). В представленной проводке: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства".

 

8.6.2. Расходы на оплату труда

 

В понятие расходов на оплату труда сотрудников коммерческих организаций с позиций формирования себестоимости и налогооблагаемой базы по прибыли входят следующие элементы компенсации трудовых затрат наемных работников и других граждан, привлекаемых для выполнения определенных трудовых обязанностей:

1) суммы окладов, тарифных ставок, сдельных расценок и других традиционных форм оплаты;

2) размеры премий и других выплат, стимулирующих трудовой процесс;

3) начисления компенсирующего и стимулирующего характера, связанные с интенсификацией режимов работы и повышенным трудовым напряжением;

4) стоимость бесплатной фирменной одежды, остающейся в личном пользовании работников;

5) суммы среднего заработка, подлежащие выплатам работникам при выполнении ими государственных или общественных обязанностей;

6) стоимость коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством;

7) суммы оплаты отпусков;

8) денежные компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников;

9) оплата труда на время учебных отпусков;

10) вознаграждения за выслугу лет;

11) оплата рабочего времени при вынужденных прогулах;

12) доплата работникам при временных утратах ими работоспособности;

13) суммы взносов в пользу работников на добровольное страхование в пределах 12% от сумм расходов на оплату труда;

14) доплаты работающим инвалидам;

15) оплата труда по договорам гражданско-правового характера;

16) другие виды расходов.

Оплата труда и связанные с ними отчисления в фонды социального страхования и обеспечения - важнейшие элементы затрат, оказывающих существенное влияние на весь процесс производственной жизни организации и на финансовый результат. Известный американский руководитель Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "В основе хозяйственной деятельности коммерческого предприятия три движущие силы: люди, продукция, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то с помощью двух остальных факторов вам мало что удастся сделать".

 

8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение

 

Одной из важнейших сторон рыночной экономики является обеспечение социальных гарантий граждан, что требует планирования и осуществления отчислений в специальные фонды, снижающие риски утраты части дохода или вообще возможности его заработать в связи с возрастом, болезнью, несчастным случаем или потерей рабочего места.

И в историческом прошлом, и в современных условиях человек - представитель биологического вида, борющийся за свое выживание. В наследство от своих животных предков он получил два важных свойства: инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения вида, которые проявляются в таких мотивах поведения, как эгоизм и альтруизм соответственно. Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общественным и интересам других людей. Альтруизм - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Эти качества частично передаются по наследству, а отчасти формируются в процессе воспитания и становления конкретной личности.

Социальные гарантии позволяют обеспечивать гармонию и равновесие в обществе, которое состоит из представителей, обладающих обоими упомянутыми свойствами, развитыми в той или иной степени.

В рыночной экономике эта проблема связана с противопоставлением интересов учредителей (собственников) коммерческой фирмы и наемных работников. Так как отчисления в социальные фонды являются весомым элементом затрат, то их увеличение при сохранении спроса на продукцию предприятия, автоматически уменьшает размер прибыли, т.е. дивидендов собственников. Это снижает мотивацию к труду носителей предпринимательского таланта, который тоже является важным компонентом экономического развития государства. Необходимо тонкое и взаимоприемлемое регулирование трех категорий: минимального размера оплаты наемного труда, процентной ставки отчислений в социальные фонды и процентной доли чистой прибыли по отношению к себестоимости продукции, работ и услуг или к их цене.

Рассмотрим практический пример в двух вариантах:

N 1 - деятельность предприятия при нулевой ставке отчислений в социальные фонды;

N 2 - деятельность предприятия при установленной ст.241 НК РФ ставке отчислений в социальные фонды, равной 35,6% от оплаты труда.

Вариант N 1. Пусть предприятие выпускает товары народного потребления, среди которых цветочные вазы. Себестоимость отдельной вазы с учетом расходов на ее продажу составляет 100 руб., в том числе расходы на оплату труда - 30 руб. Предприниматель планирует получать с каждой проданной вазы 20 руб. прибыли, что соответствует средним мировым показателям рентабельности. Следовательно, чтобы определить цену вазы, необходимо к себестоимости прибавить 20 руб. Действующие нормативные акты требует также с каждой проданной вазы перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 20% от величины себестоимости с прибылью (120 руб.), т.е. 24 руб., которые предприниматель должен заложить в цену. Таким образом, предполагаемая цена продукции - 144 руб., прибыль 20 руб.

От этой величины прибыли предприятие должно перечислить в бюджет 24% в виде налога на прибыль, т.е. 4,8 руб. В результате чистая прибыль составит 15,2 руб.

Вариант N 2. Все то же самое, только в состав себестоимости единицы продукции следует добавить 35,6% от 30 руб., т.е. 10,7 руб. Не повторяя рассуждений, аналогичных приведенным в варианте N 1, представим в табл. 8.1. совокупность бухгалтерских проводок, отражающих оба варианта хозяйствования.

 

Таблица 8.1. Бухгалтерские проводки по определению

влияния отчислений в социальные фонды

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  |Корреспонден- |    Сумма     |   Содержание хозяйственной операции  |

|  |  ция счетов  |              |                                      |

|  |——————————————|——————————————|                                      |

|  |Дебет |Кредит | N 1  |  N 2  |                                      |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|1 |  20  |  70   |  30  |  30   |Начислена оплата труда                |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|2 |  20  |  69   |  0   | 10,7  |Выделены суммы отчислений в социальные|

|  |      |       |      |       |фонды                                 |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|3 |  20  |02, 10,|  70  |  70   |Отражены  амортизационные  отчисления,|

|  |      |  76   |      |       |материальные и другие расходы         |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|4 |  43  |  20   | 100  | 110,7 |Выпущена готовая продукция            |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|5 |  90  |  43   | 100  | 110,7 |Продана готовая продукция             |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|6 |  62  |  90   | 144  |  144  |Предъявлен счет покупателю            |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|7 |  90  |  68   |  24  |  24   |Начислен НДС к уплате в бюджет        |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|8 |  90  |  99   |  20  |  9,3  |Определена прибыль от продажи         |

|——|——————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————————|

|9 |  99  |  68   | 4,8  |  2,2  |Начислен налог на прибыль организации |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

В табл.8.1. следующие обозначения счетов: 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 43 "Готовая продукция", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки".

Для удобства анализа дополним табл.8.1 еще одной таблицей (см. табл.8.2), в которой отразим основные сравнительные показатели

 

Таблица 8.2. Оценка влияния на чистую прибыль

доли отчислений в социальные фонды

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|N |Себестоимость ва-|Зарплата|Прибыль|  НДС   | Цена  |Налог  |Чистая  |

|  |зы               |        |       |        | вазы  |на при-|прибыль |

|  |                 |        |       |        |       |быль   |        |

|——|—————————————————|————————|———————|————————|———————|———————|————————|

|1 |    100          |   30   |  20   |   24   |  144  |  4,8  |  15,2  |

Информация о работе Основы бухгалтерского учета