Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
при смене материально-ответственных лиц;
в случаях расхождений бухгалтерского и складского учета;
при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
при передаче имущества в аренду;
при чрезвычайных ситуациях.
Инвентаризация может также проводиться в любое время по инициативе руководства предприятия.
При инвентаризации производственных запасов проверяются следующие моменты:
1) сохранность материальных ценностей, наличие излишков или недостач;
2) правильность хранения ценностей;
3) правильность отпуска материальных ценностей;
4) точность измерительных инструментов и приспособлений, используемых при приемке и отпуске материалов;
5) порядок учета ценностей;
6) количество материалов, находящихся в пути и пока не поступивших;
7) количество материальных ценностей, не вывезенных со складов поставщиков;
8) наличие и объем материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки);
9) суммы задолженностей предприятия перед поставщиками за полученные материальные ценности.
Чаще всего инвентаризация материалов проводится из-за расхождений бухгалтерского и складского учетов.
Во всех случаях наличия излишков или недостач составляются акты и делаются соответствующие проводки. Излишки приходуются по рыночным ценам, их стоимость включается в состав доходов (для коммерческого предприятия - счет 91 "Прочие доходы и расходы", для некоммерческой организации - счет 86 "Целевое финансирование"):
Д 10 - К 91 (86) - оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации.
Недостачи материалов списываются на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с последующим анализом и определением виновных лиц. В большинстве случаев потери списываются за счет материально-ответственных лиц. При расчете сумм недостач материалов необходимо учесть долю транспортно-заготовительных расходов, приходящихся на утраченные материалы, а также разницу между балансовой стоимостью и рыночными ценами, по которым необходимо будет их приобретать. Кроме того, следует помнить, что списанный на зачет с бюджетом НДС, приходящийся на утраченные материалы, следует восстановить и перечислить в бюджет. В бухгалтерском учете эти операции будут отражаться следующим образом:
Д 94 - К 10 - выявлена недостача на сумму учетной стоимости материалов без НДС;
Д 19-3 - К 68 - восстановлена сумма НДС, списанная на зачет с бюджетом;
Д 94 - К 19-3 - включен в состав недостач НДС, списанный ранее на зачет с бюджетом;
Д 73-2 - К 94 - предъявлена к взысканию сумма недостачи (учетная стоимость + НДС);
Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и суммой недостачи,
где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 73-3 "Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 98 "Доходы будущих периодов".
Более удобным, на взгляд автора, является прямое восстановление списанного НДС в стоимости материалов, при котором операции по предъявлению претензии материально-ответственному лицу по недостачам отражаются такими проводками:
Д 10 - К 68 - восстановлена в недостающих материалах величина списанного НДС;
Д 94 - К 10 - списана с баланса сумма утраченных материалов с НДС;
Д 73-2 - К 94 - предъявлена к взысканию сумма недостачи (учетная стоимость + НДС);
Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и суммой недостачи.
В случае бесспорной вины материально-ответственного лица у него будут осуществляться вычеты из заработной платы, при этом сумма доходов будущих периодов (разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью материалов) будет переводиться в текущие доходы в доле пропорциональной сумме удержания:
Д 70 - К 73-2 - отражено очередное ежемесячное удержание из зарплаты виновного лица;
Д 98 - К 91 - переведена часть доходов будущих периодов в текущие доходы,
где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Недостача может возникнуть не только по вине материально-ответственного лица. Она может быть обусловлена хищением. В этом случае руководство предприятия обязано составить заявление в органы внутренних дел. Пока проводится следствие, недостача числится на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При установлении и поимке похитителя делается проводка:
Д 76 - К 94 - недостача отнесена на похитителя,
где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Удержания с расчетного счета похитителя в сберегательном банке отражаются следующим образом:
Д 51 - К 76 - отражен процесс погашения похитителем недостачи материалов.
Если органам внутренних дел в заданные сроки не удается раскрыть дело о хищении материальных ценностей, они обязаны официально известить об этом руководство предприятия. В этом случае недостача относится на текущие расходы предприятия:
Д 91 - К 94 - сумма недостачи списана на текущие расходы предприятия,
где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При определении суммы недостач материалов следует иметь в виду, что некоторые продовольственные и промышленные ценности в процессе хранения под влиянием внешних факторов могут высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться. Для таких материалов разрабатываются и утверждаются отраслевые нормы естественной убыли.
При инвентаризации подобных материалов часть недостачи (в пределах норм естественной убыли) может быть списана на издержки производства и обращения (счета: 20 "Основное производство" и 44 "Расходы на продажу"), а оставшаяся часть должна быть отнесена на материально-ответственное лицо:
Д 94 - К 10 - отражена недостача материальных ценностей;
Д 20, 44 - К 94 - списана недостача в пределах норм естественной убыли;
Д 73-2 - К 94 - погашена недостача сверх норм естественной убыли;
Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и учетной стоимостью потерь.
Нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. Их нельзя использовать просто как инструмент списания части материалов.
Учет недостач и потерь товарно-материальных ценностей подробно изложен в главе 13.
6.7. Основные документы по учету материалов
Материалы относятся к категории производственных запасов. Их учет, как было уже отмечено выше, обычно ведется параллельно: в бухгалтерии в суммовом выражении и на складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются.
Для приемки, хранения, отпуска и списания материалов используют следующие унифицированные документы:
доверенность (формы N М-2 и N М-2а);
приходный ордер (форма N М-4);
акт о приемке материалов (форма N М-7);
лимитно-заборная карта (форма N М-8);
требование-накладная (форма N М-11);
накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15);
карточка учета материалов (форма N М-17);
акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35);
ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма N МХ-19);
инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3).
Кроме них в практической деятельности предприятий могут применяться и другие традиционные документы, например:
сигнальная справка об отклонениях материала от установленных норм.
Важно, чтобы эти документы имели необходимые реквизиты.
Поскольку бухгалтерский учет в настоящее время проводится при помощи программ на персональном компьютере, то электронные документы (будучи выведены на бумажный носитель) имеют юридическую силу при том же главном условии. Эти документы могут содержать дополнительные важные для конкретного предприятия данные, не противоречащие действующим законодательным актам.
Приемка материалов обычно осуществляется по приходному ордеру. Чаще всего поставки материалов для нужд производства производятся по договорам купли-продажи с поставщиками. В соответствии с этими договорами в адрес предприятия поступает груз с товаросопроводительными документами (или они пересылаются предприятию отдельно). Эти документы вместе с доверенностью, которую выписывает бухгалтерия своему материально-ответственному лицу, служат основанием для получения груза. Если налицо фактическое совпадение груза с документами, то приемка материальных ценностей может быть оформлена приходным ордером. В случаях расхождения, а также при поступлении груза без документов, оформляется акт о приемке с участием представителя поставщика (или третьего лица).
Затем материалы заносятся в карточки учета материалов в соответствии с сортом, видом и размером, где фиксируется все их состояние и дальнейшая судьба.
Важными учетными документами являются: ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения и сигнальная справка об отклонении фактического остатка от установленных норм. Первый документ служит для сверки двух учетов: складского и бухгалтерского. Второй документ позволяет руководству принимать решение о необходимости дополнительных закупок материалов.
Отпуск материалов в производство осуществляется по требованиям-накладным или лимитно-заборным картам (если ценности лимитированы).
Проверка сохранности материалов осуществляется путем инвентаризации и составления соответствующей описи.
При разборке и демонтаже зданий и сооружений, которые исчерпали срок полезного использования, подрядные организации или отделы капитального строительства предприятия обычно извлекают ряд материальных ценностей, пригодных для дальнейшего производственного использования. Составляется соответствующий акт, согласно которому эти ценности приходуются на склад в качестве материалов, запасных частей или топлива.
Примечание. Для описания некоторых хозяйственных операций в данной главе были использованы разные варианты бухгалтерских проводок. Действующий план счетов это допускает при условии сохранения экономического смысла операций. Автором специально были переписаны по-своему журналы хозяйственных операций ряда предприятий, в которых проводки были выполнены разными бухгалтерами и различными способами. А затем были проведены расчеты балансов. Они получились одинаковыми. Это подтверждает тот факт, что бухгалтерский учет является специфическим языком экономики, адекватно отражающим хозяйственную действительность.
Контрольные вопросы по теме
1. Определите понятие материально-производственных запасов. Какие компоненты оно включает?
2. Перечислите, какие предметы входят в состав материалов.
3. Назовите главные задачи по учету материалов.
4. Как провести оценку материалов при их постановке на учет?
5. В чем разница основных и вспомогательных материалов в производстве?
6. Какова роль комплектующих изделий?
7. Подотчетное лицо приобрело материалы в оптовом магазине. Назовите максимальную сумму, которую оно могло истратить на эту цель.
8. Какие две составляющие выделяет бухгалтер при оприходовании приобретенных материалов? Напишите проводки.
9. Что должен предпринять бухгалтер при обнаружении недопоставки материалов?
10. Поставщик перевел на расчетный счет предприятия денежные средства в качестве компенсации недопоставки материалов. Оформите бухгалтерскую проводку.
11. Какой проводкой следует отразить безвозмездно полученные материалы?
12. Материалы изготовлены собственным вспомогательным производством предприятия. Какой проводкой их следует принять на учет?
13. Назовите основные методы списания материалов в производство.
14. Материалы отпущены на изготовление продукции. Как оформить в учете факт передачи?
15. Назовите основные причины выбытия материалов.
16. Напишите проводку по формированию резерва под снижение стоимости материалов.
17. Раскройте понятие учетных цен. Поясните, какие преимущества дает их использование в учете.
18. Какие счета используются при ведении учета материалов по учетным ценам?
19. На предприятии в конце месяца определено положительное отклонение фактической стоимости использованных материалов от их учетных цен в размере 2 тыс. руб. При подведении итогов продаж продукции зафиксирована прибыль сумме 7 тыс. руб. Какова фактическая прибыль? Напишите корректирующую проводку.
20. Что такое НДС по приобретенным материальным ценностям? Для чего его надо выделять?
21. Перечислите ставки НДС.
22. Когда списываются на зачет с бюджетом суммы НДС по приобретенным материалам?
23. Какие виды тары вы знаете?
24. Чем отличается бухгалтерский учет невозвратной и возвратной тары?
25. Дайте определение инвентаризации.
26. Если при инвентаризации выявлены излишки материальных ценностей, как должен поступить бухгалтер? Напишите проводку.