Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Если в какой-то момент времени на предприятии будет выяснено, что актив, относящийся к расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, потерял свою актуальность и не приносит никаких экономических выгод, он может быть списан по акту и переведен в состав текущих внереализационных затрат:
Д 91 - К 08-9 - списана остаточная стоимость расходов на НТР,
где: субсчет 08-9 "Законченные научно-технические работы", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Контрольные вопросы по теме
1. Что входит в понятие долгосрочных активов?
2. Проанализируйте структуру активов промышленных и торговых предприятий по их стоимости и укажите на главные отличия.
3. Дайте определение основных средств. Приведите примеры.
4. Из каких затрат складывается первоначальная стоимость объектов основных средств при их принятии на учет?
5. Дайте понятие срока полезного использования основного средства.
6. Объясните механизм амортизации как приема накопления капитала (денежных сумм) для приобретения новых основных средств по истечении срока их полезного использования.
7. Охарактеризуйте способы начисления амортизации на основные средства.
8. Дайте определение остаточной стоимости основных средств.
9. Какое значение имеет выбор способа амортизации основных средств?
10. Нужно ли списывать с баланса полностью амортизированное основное средство?
11. Напишите проводки по начислению амортизации на основные средства, находящиеся в эксплуатации и переданные в аренду.
12. Как амортизируются объекты основных средств стоимостью до 10 тыс. руб.?
13. С чем связана необходимость переоценки объектов основных средств? На каком счете фиксируется сумма увеличения стоимости объекта при его переоценке?
14. Поясните разницу между арендой и лизингом основных средств.
15. Дайте определение остаточной стоимости основных средств.
16. Как оформить с помощью проводок механизм списания основных средств.
17. При разборке ликвидируемого объекта извлечено определенное количество материальных ценностей. Как это учесть, какой проводкой?
18. Раскройте понятие нематериального актива.
19. Считаются ли способности и квалификация работника нематериальным активом?
20. Определите особенности организационных расходов и деловой репутации организации.
21. Что вы можете сказать о сроках полезного использования нематериальных активов?
22. Напишите проводки по приему на учет безвозмездно полученного нематериального актива.
23. Чем отличается генеральная лицензия от простой лицензии?
24. Какой проводкой можно отразить передачу нематериального актива по лицензионному договору? Дайте пояснения.
25. Перечислите виды ценных бумаг.
26. Чем отличается акция от облигации?
27. Как определяется балансовая стоимость ценных бумаг?
28. Напишите проводки по учету поступления дивидендов по акциям и процентов по облигациям.
29. Как оформить в бухгалтерском учете ценных бумаг расходы на услуги депозитария?
30. Объясните понятие вклад в уставный капитал другого предприятия и напишите проводки.
31. Какие счета используется для учета совместной деятельности предприятий, и какими проводками можно отобразить прибыли и убытки ее участников?
32. На каких условиях коммерческое предприятие может предоставлять займы другим фирмам?
33. Перечислите методы оценки инвестиционных проектов.
34. Опишите особенности учета капитального строительства. Дайте определение понятиям: инвестор, застройщик и подрядчик.
35. Кто из участников договора капитального строительства использует в бухгалтерском учете балансовый счет 07 "Оборудование для монтажа", а кто - забалансовый счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа"?
36. Определите, чем отличаются расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) от затрат на нематериальные активы? Назовите счета, на которых они отражаются.
37. Укажите срок использования и способы погашения расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
38. Если расходы на консультационные услуги при покупке ценных бумаг значительно ниже их стоимости, то куда можно списывать данные затраты?
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
В процессе хозяйственной деятельности наемные работники предприятия для достижения поставленных перед ними целей используют предметы труда, т.е. объекты, составляющие материальную основу продукции (работ, услуг), и средства труда, т.е. объекты, предназначенные для преобразования предметов труда и придания им необходимых потребительских свойств.
Предметами труда служат сырье, материалы, тара, запасные части, инвентарь и т.п. (в обобщенном смысле просто материалы), а средствами труда - основные средства. Как было отмечено в главе 5, основные средства характеризуются длительными сроками использования. Они переносят свою стоимость на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение нескольких лет (за исключением малоценных предметов). Материалы относятся к категории одноразовых элементов производства: их стоимость одномоментно включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Это касается и малоценных предметов (инвентаря), которые непосредственно не выступают в качестве материальной основы продукции (работ, услуг), а близки по функциональному применению к средствам труда, но отличаются от них коротким сроком полезного использования - менее 12-ти месяцев. В бухгалтерском учете все виды материалов, в том числе и малоценные предметы, отражаются на счете 10 "Материалы".
В соответствии с методологией бухгалтерского учета материалы входят в состав более общей группы активов, которая именуется материально-производственными запасами, и включает в себя следующие три элемента:
материалы;
готовую продукцию предприятия;
товары, приобретенные для продажи.
Не относится к материально-производственным запасам незаконченная изготовлением продукция, называемая незавершенным производством.
Основным документом, регламентирующим учет материалов, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.07.2001 г. N 44н.
Главные задачи бухгалтерского учета материалов:
формирование рационального документооборота по заготовлению, поступлению, хранению и отпуску в производство и/или на реализацию указанных материальных ценностей;
обеспечение сохранности на всех этапах их движения;
определение норм запаса и выявление излишков;
работа с поставщиками по обеспечению регулярности поставок в заданном объеме и с высоким качеством, а также по своевременному расчету с ними.
На большинстве коммерческих предприятий материалы являются объектами двух видов учета: управленческого (производственного) и бухгалтерского. В управленческом учете (на складах, в производственных помещениях и в экспедиции) они чаще всего отражаются количественно на специальных карточках, в бухгалтерском учете - в стоимостном выражении в мемориальном ордере или ведомости. В конце каждого месяца производится сверка обоих учетов, путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков материалов на складе. Бухгалтер и кладовщик совместно проверяют остатки материальных запасов на складе. Затем в бухгалтерии по имеющимся ценам определяют сумму остатков. При несовпадении делаются корректировки. Не реже одного раза в год проводится инвентаризация ценностей, в том числе и производственных запасов.
На практике реализуются разные варианты сочетаний управленческого и бухгалтерского учета материалов. В малых организациях часто обходятся без управленческого учета.
Контроль сохранности и движения материалов может быть существенно облегчен, если на предприятии проводятся специальные организационно-технические мероприятия:
складские и другие аналогичные помещения для хранения ценностей оснащены прогрессивным погрузочно-разгрузочным оборудованием и механизмами;
места размещения объектов разделены на секции и ячейки, которые пронумерованы и поименно обозначены;
в секциях размещены точные измерительные и весовые приборы и приспособления;
приказом руководителя предприятия определены материально-ответственные лица, а также работники, которым предоставлено право получать и отпускать материальные ценности.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, т.е. по сумме произведенных расходов при их приобретении, включающих в себя:
суммы, уплаченные поставщику;
вознаграждения, переведенные посредникам, в том числе за информацию, необходимую для приобретения данных материальных ценностей;
таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с покупкой материалов;
затраты по заготовке, погрузке, разгрузке, транспортировке и по содержанию заготовительно-складского аппарата предприятия;
расходы по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик с целью доведения заготовленной продукции до пригодного состояния;
прочие расходы, в том числе проценты по кредитам, связанным с приобретением материалов.
Особое место в составе фактических затрат занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Их объем может составлять около 10% от всей стоимости материалов. Для разных типов предприятий, использующих различные способы заготовки материалов, транспортно-заготовительные расходы могут либо включаться непосредственно в себестоимость материалов, либо учитываться отдельно. Это решение принимается руководством конкретной организации. Применение второго способа требует от бухгалтерии при передаче материалов в производство одновременно включать в себестоимость продукции (работ и услуг) соответствующую долю ТЗР.
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
Как отмечалось выше, материалы являются основой для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Это ткани, металл, дерево, мука, сахар, хлопок и т.п.
Их учет ведется на соответствующих субсчетах счета 10 "Материалы", разграничивающих предметы по отдельным видам:
сырье;
основные и вспомогательные материалы;
топливо и горючее;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
тару и тарные материалы;
строительные материалы;
запасные части для текущего ремонта основных средств;
возвратные материалы;
инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы - это предметы, непосредственно участвующие в производстве продукции, и составляющие ее основу.
Вспомогательные материалы - это предметы, которые придают сырью, основным материалам и готовой продукции соответствующее качество.
Топливо - это горючие вещества, дающие тепло и являющиеся источниками энергии.
Горючее - это топливо для двигателей.
Покупные полуфабрикаты - это сырье и материалы, которые прошли предварительную обработку на других предприятиях.
Комплектующие изделия - это объекты, изготовленные по отдельным заказам организации другими предприятиями и предназначенные для оснащения выпускаемой продукции.
Тара и тарные материалы - это предметы, используемые для постоянного хранения материальных ценностей на складах, а также для их перемещения по предприятию и отправки покупателю.
Строительные материалы (цемент, кирпич, стекло, керамика, асбест и др.) - это специализированные предметы труда, применяемые предприятиями-застройщиками в процессе строительных и монтажных работ для изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций, а также частей зданий и сооружений.
Запасные части - это предметы труда, используемые в процессе производства для замены и ремонта износившихся деталей и узлов основных средств.
Возвратные материалы - это сэкономленные остатки основных и вспомогательных материалов, топлива, тарных материалов и запасные части, пригодные для повторного применения по основному назначению или в качестве вспомогательных средств.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это предметы, участвующие в производственном процессе в качестве орудий труда, хозяйственного инвентаря или средств защиты персонала, имеющие срок службы (полезного использования) менее 12-ти месяцев. В их состав обычно входят:
1) инструменты и приспособления общего и специального назначения;
2) сменное оборудование и технологическая тара многократного производственного использования;
3) производственный и хозяйственный инвентарь;
4) специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления;
5) постельные принадлежности;
6) временные (нетитульные) сооружения, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов.
Выделение такого количества субсчетов для ведения бухгалтерского учета материалов связано со спецификой хозяйственных операций по поступлению, хранению, использованию и налогообложению различных их видов. Эта специфика проявляется по-разному и в отдельных отраслях экономики (например: в строительстве, торговле и т.п.). Особое внимание следует уделять горючему, таре, инвентарю и сырью, передаваемому на переработку в другие организации.