Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

|3. Итого                               |   21 600      |   2 052       |

|———————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|

|4. Проценты                            |    100%       |    9,5%       |

|———————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|

|5. Отпущено в производство             |   13 579      |    1290       |

|———————————————————————————————————————|———————————————|———————————————|

|6. Остаток на конец периода            |    8 021      |    762        |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Процентное соотношение стоимости ТЗР и материалов в табл.6.1. вычисляется следующим образом. К остаткам материалов и ТЗР на начало периода прибавляются суммы поступлений согласно первичным документам. Затем берется процентное соотношение итоговых сумм, в котором за 100% принимается стоимость материалов. Если известна стоимость отпущенного материала, то по показателю процентов вычисляется сумма ТЗР. Затем определяются размеры остатков на конец периода, которые автоматически становятся остатками на начало следующего периода.

Материалы могут быть утрачены со склада в связи со стихийным бедствием. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт. В бухгалтерском учете делаются записи, зависящие от того, был ли списан НДС по приобретенным материалам или нет. Если материалы еще не были оплачены и НДС не списан, то делаются проводки:

Д 99 - К 10 - списана на убытки учетная стоимость материалов без НДС;

Д 99 - К 19-3 - списана на убытки сумма НДС по приобретенным материалам,

где: счет 99 "Прибыли и убытки".

Бухгалтерский учет допускает прямое списание на убытки суммы материалов (с НДС), утраченных в результате стихийного бедствия. Однако для точной оценки величины полученного убытка в большинстве случаев требуется инвентаризация, поэтому возможен вариант учета с использованием промежуточного счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей":

Д 94 - К 10 - отражена в качестве потерь учетная стоимость материалов без НДС;

Д 94 - К 19-3 - учтена в качестве потерь сумма НДС по приобретенным материалам;

Д 99 - К 94 - списана на убытки сумма потерь материалов с НДС.

Если материалы оплачены и НДС списан на зачет с бюджетом, то его надо восстановить в балансовой стоимости и затем оплатить, а сумму восстановленной балансовой стоимости списать на потери:

Д 10 - К 68 - восстановлена сумма НДС, списанная на зачет с бюджетом;

Д 99 - К 10 - отражена полная сумма потерь (стоимость материалов с НДС);

Д 68 - К 51 - уплачена в бюджет сумма восстановленного НДС.

Данный вариант может быть отображен другими аналогичными по экономическому смыслу проводками:

 

  ———————————————————

|  Д 68 -  К 19-3   |- сторнирована сумма НДС, зачтенная с бюджетом;

  ———————————————————

 

Д 99 - К 10 - списана на убытки балансовая стоимость материалов без НДС;

Д 99 - К 19-3 - списана на убытки сумма восстановленного НДС;

Д 68 - К 51 - уплачена в бюджет сумма восстановленного НДС.

Понятие "сторно" или "красное сторно" в бухгалтерском учете означает исправительную проводку, т.е. такую проводку, в которой сумма имеет отрицательную величину. "Красное сторно" - это конкретное воплощение такой проводки при ведении бухгалтерского учета вручную: она записывается красным карандашом или красными чернилами.

Реализация излишков материалов на сторону отражается в бухгалтерском учете с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы" с начислением НДС и последующим определением финансового результата от продажи, как сальдо операционных доходов и расходов.

Рассмотрим пример: пусть реализуются на сторону материалы балансовой стоимостью 7 тыс. руб. по договорной цене 12 тыс. руб.

Для приведения материалов в предпродажное состояние выполнена их подработка, при которой начислена оплата труда работникам в размере 1 тыс. руб. и сделаны отчисления в социальные фонды в размере 356 руб. Тогда в бухгалтерском учете будут зафиксированы следующие проводки:

Д 44 - К 70 1 000 - начислена зарплата персоналу, участвовавшему в подработке;

Д 44 - К 69 356 - учтены отчисления в социальные фонды от начисленной зарплаты;

Д 91 - К 10 7 000 - списана балансовая стоимость материалов;

Д 62 - К 91 12 000 - предъявлен счет покупателю на сумму договорной цены;

Д 91 - К 68 2 000 - начислен НДС по реализуемым материалам;

Д 91 - К 44 1 356 - списаны расходы по доработке материалов;

Д 91 - К 99 1 644 - отражена прибыль от реализации материалов;

Д 51 - К 62 12 000 - поступила на расчетный счет выручка от реализации,

где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Отражение процесса продажи материалов очень схоже с отражением механизма реализации готовой продукции, который будет подробно изложен в главе 9. Он заключается в том, что на счете 91 "Прочие доходы и расходы" сопоставляются: предполагаемая сумма выручки (договорная цена) со стоимостью материалов, суммой коммерческих расходов и с НДС, который необходимо будет перечислить в бюджет. Если выручка больше, чем стоимость материалов, коммерческих расходов и НДС, то получится прибыль от их продажи, если меньше, то получится убыток. НДС при реализации определяется по ставке 10% или 20% от договорной цены без НДС, в зависимости от вида материалов.

В настоящее время законодательство не требует специального подведения итогов от продажи материалов, поскольку на счете 91 собираются доходы и расходы от многих операций, о чем будет рассказано в последующих главах. Однако для конкретной организации представляет интерес иметь подробную информацию о степени прибыльности отдельных хозяйственных операций и действий, поэтому при подведении ежемесячных итогов целесообразно определять финансовый результат и от реализации прочих активов, в частности, материалов. При подведении итогов счет 91 должен закрыться (его конечное сальдо должно быть равно нулю). Механизм подведения итогов показан на схеме счета 91 ниже.

 

91 "Прочие доходы и расходы"

 

       —————————————————————————————————————————————————————

                 Дебет          |          Кредит

       —————————————————————————|———————————————————————————

                                |

       —————————————————————————|

        Балансовая     стоимость|Выручка от реализации  12

        материалов              |000 руб.

        7 000 руб.              |

       —————————————————————————|

        Коммерческие     расходы|

        1 356 руб.              |

       —————————————————————————|

        НДС по реализуемым мате-|

        риалам                  |

        2 000 руб.              |

       —————————————————————————|

        Прибыль?                |Убыток?

        1 644 руб.              |

       —————————————————————————|

                                |

 

При этом счет 91 может иметь ряд соответствующих субсчетов, учитывающих конкретные элементы прочих доходов и расходов, например: 91-1 "Прочие доходы", 91-2 "Прочие расходы", 91-3 "НДС от реализации прочих активов", 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов". В состав прочих доходов войдет выручка от реализации, а в состав прочих расходов - балансовая стоимость материалов, коммерческие расходы (затраты на подработку) и НДС. Их разница определяет финансовый результат, которым в конкретном случае является прибыль.

Балансовая стоимость отдельных материалов может в какой-то момент стать ниже их рыночной цены, что исказит финансовые показатели предприятия. Для таких материалов следует создать в конце отчетного периода резерв, который отражается на бухгалтерском счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". При наступлении нового отчетного периода этот резерв списывается. Таким образом, в конце отчетного периода в балансе стоимость материалов будет представлена двумя цифрами (на счете 10 и на счете 14), а в начале следующего - только одной. Эти операции в бухгалтерском учете формируются следующим образом:

Д 14 - К 91 - в конце периода сформирован резерв под снижение стоимости материалов;

Д 91 - К 14 - в начале следующего периода списана величина резерва,

где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" применяется для корректировки балансовой стоимости и других оборотных активов предприятия: готовой продукции, незавершенного производства и товаров.

 

6.3. Использование понятия учетных цен

 

Учет материалов - важный элемент бухгалтерского учета, занимающий одно из ведущих мест по затрате времени. Сокращение продолжительности оформления операций, отражающих движение данных активов, может быть достигнуто путем использования понятия учетных цен и применения в дополнение к счету 10 "Материалы" двух вспомогательных счетов: 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" может использоваться в четырех случаях:

для калькуляции себестоимости импортных материалов, товаров и других активов;

для калькуляции балансовой стоимости заготавливаемого сырья, материалов, тары, товаров и других активов с анализом доли ценностей, находящихся в пути;

для раздельного учета материалов и ТЗР (см. п.6.2);

для ведения учета материальных ценностей с применением учетных цен.

Способ калькуляции расходов по импорту товарно-материальных ценностей рассмотрен в главе 15. Метод калькуляции затрат по заготовке товарно-материальных ценностей с анализом доли, не поступившей по истечении текущего месяца, заключается в следующем. Все поставки предварительно собираются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а часть, реально поступившая на склад, переводится на счет 10 "Материалы". Разница в конце месяца отражает сумму оплаченных, но не поступивших ценностей.

 

Пример. Оплачено поставщикам 93 тыс. руб. Реально поступили материалы на сумму 91,2 тыс. руб.

В этом случае общая сумма на счетах 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" будет соответствовать всей сумме оплаты, а сумма на счете 10 "Материалы" будет соответствовать стоимости реально поступивших ценностей (без НДС):

Д 60 - К 51 93 000 - оплачено поставщикам материалов;

Д 15 - К 60 77 500 - принята на учет сумма оплаченных материалов без НДС;

Д 19 - К 60 15 500 - отражена сумма НДС по оплаченным материалам;

Д 68 - К 19 15 500 - предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным материалам;

Д 10 - К 15 76 000 - оприходованы на склад поступившие от поставщиков материалы.

Данный метод не дает заметного эффекта сокращения времени бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей. Лучше применять понятие учетных цен, и в дополнение к счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" использовать счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Так как на предприятие регулярно поступают однотипные материалы по разным ценам поставщиков и с различными транспортно-заготовительными затратами, то для существенного упрощения учета можно ввести на предприятии расчетные (учетные) цены основных материалов. Бухгалтерский участок, на котором отражается динамика поступления материалов, будет отслеживать их в учетных и фактических ценах, а также рассчитывать их отклонение. Все остальные службы будут вести учет по учетным ценам, внося необходимые корректировки в свои ежемесячные остатки или финансовые результаты по данным участка учета материалов. Механизм такого учета в сфере заготовки материалов будет выглядеть следующим образом:

Д 60 - К 51 - оплачено поставщикам материалов;

Д 15 - К 60 - отражена фактическая стоимость поступивших материалов без НДС;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по поступившим материалам;

Д 68 - К 19 - предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным материалам;

Д 10 - К 15 - оприходованы поступившие материалы по учетным ценам;

Д 16 - К 15 - отражено положительное отклонение в стоимости;

Д 15 - К 16 - отражено отрицательное отклонение в стоимости.

Положительное отклонение - это когда фактическая цена приобретенных ценностей выше, чем учетная цена, а отрицательное - когда ниже. Корректировка остатков по счетам в других подразделениях (участках) при необходимости будет осуществляться однотипно на сумму, пропорциональную той, которую в конце месяца определит участок учета материалов на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Например, все материалы израсходованы. А полученная готовая продукция принята на склад:

Информация о работе Основы бухгалтерского учета