Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Д 20 - К 02 - учтены ежемесячные суммы амортизационных отчислений;
Д 98 - К 91 - определена доля дохода текущего периода,
где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 20 "Основное производство", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".
При постановке на учет возвращенного основного средства его балансовая стоимость определяется в общеустановленном порядке (см. п.5.1).
Учет у участника, ведущего общие дела.
Контроль использования общего имущества и расчетов с отдельными участниками товарищества осуществляется следующим образом. Для учета суммы вкладов применяется счет 80 "Уставный капитал", который в данном случае получает другое название, а именно "Вклады товарищей", т.е. приобретает статус подвижного уставного капитала, так как вклады товарищей могут пополняться и изыматься без ограничения.
В бухгалтерском учете организации, которая ведет общие дела товарищей по договору о простом товариществе, вкладываемое имущество и денежные средства приходуются при помощи следующих проводок:
Д 01, 04, 10, 41, 50, 51, 52 - К 80,
где: счет 01 "Основные средства", счет 04 "Нематериальные активы", счет 10 "Материалы", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 80 "Вклады товарищей".
При возвращении вкладов делается обратная проводка.
Прибыль, полученная в результате совместной деятельности, в бухгалтерском учете распределяется следующим образом:
Д 99 - К 84 - отражена сумма прибыли, подлежащая распределению;
Д 84 - К 75 - начислена прибыль участникам совместной деятельности;
Д 75 - К 51 - перечислена прибыль участникам совместной деятельности,
где: счет 51 "Расчетные счета", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 99 "Прибыли и убытки".
Убыток, понесенный в результате совместной деятельности, в бухгалтерском учете распределяется следующим образом:
Д 84 - К 99 - отражена сумма убытка, подлежащая распределению;
Д 75 - К 84 - начислена сумма убытка, подлежащая погашению участниками совместной деятельности;
Д 51 - К 75 - получены средства от участников совместной деятельности для погашения убытка.
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
Коммерческое предприятие может оказывать финансовую поддержку другим предприятиям, предоставляя им заемные средства. (Одна из форм заемных отношений, обеспеченная финансовым векселем, рассмотрена выше в п.5.8.1.) Если эта деятельность носит регулярный характер, то на нее необходимо получить специальную лицензию Центрального Банка России. На практике чаще всего займы предприятий имеют разовый характер и, преимущественно, в виде денежных сумм. Договор займа предполагает взаимодействие двух сторон: заимодавца (кредитора) и заемщика. Он может носить как безвозмездный, так и возмездный характер.
В бухгалтерском учете операции по предоставлению долгосрочного займа оформляются с использованием счета 58 "Финансовые вложения" (субсчет 58-3 "Предоставленные займы") с помощью таких проводок:
Д 58 - К 76 - отражена сумма договора займа с учетом процентов;
Д 76 - К 51 - перечислено заемщику (без суммы процентов),
где: счет 51 "Расчетные счета", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Проценты по займу, которые получает кредитор от заемщика, являются его операционными доходами. Они отражаются в бухгалтерском учете кредитора следующим образом:
Д 76 - К 91 - отражен процесс регулярного начисления текущей суммы процентов;
Д 51 - К 76 - получена текущая сумма процентов по займу;
Д 91 - К 68 - начислен НДС от суммы полученных процентов,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС"), счет 91 "Прочие доходы и расходы".
НДС уплачивается только предприятием, которое не имеет лицензии на осуществление заемной деятельности (т.е. выдачи денежных кредитов).
При возврате займа у кредитора в бухгалтерском учете делаются такие проводки:
Д 51 - К 76 - отражен возврат заемной суммы (без процентов);
Д 76 - К 58 - закрыт договор займа (сумма с процентами).
Доходы, получаемые предприятием-кредитором в виде процентов по займу (за вычетом суммы НДС), должны учитываться при налогообложении прибыли.
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
Долгосрочные финансовые вложения в бухгалтерском учете рассматриваются как капитал, вкладываемый в определенный инвестиционный проект. Под инвестициями в данном случае понимают вложения в основные и оборотные средства других предприятий с целью получения части прибыли от их деятельности. В этом смысле можно говорить об амортизационных отчислениях на данные вложения. В реальной практике оперируют понятием срока окупаемости инвестиционного проекта. Если, например, при оценке проекта установлено, что ожидаемый срок окупаемости составит 12,5 лет, то из ежегодно поступающей суммы дохода от данного проекта можно резервировать 8% (100% : 12,5) суммы вложенного капитала для его воспроизводства.
При выборе соответствующего инвестиционного проекта обычно исходят из того, что чистая прибыль от вложенного капитала должна превышать прибыль от помещения средств на банковский депозит (с учетом инфляции) и что вероятность потерь не превысит определенной заданной величины.
Фактор риска вложений капитала в производство не должен вызвать у предпринимателя боязни заниматься инвестиционными проектами. Хотя получение процентов по депозитным вкладам - дело куда более надежное, но специалисты считают, что капиталовложения в производство необходимы по двум важнейшим причинам 8, 9, 83, 198, 306, 307, 349, 354.
1. Любое предприятие рано или поздно столкнется с проблемой физического и морального старения оборудования, падением качества и конкурентоспособности его продукции.
2. Вложение денежного капитала в производство прибыльнее, нежели получение процентов по депозитным вкладам. (При этом проявляется закономерность: чем выше прибыльность проекта, тем он более рискованный.)
Обычно на практике рассматривают несколько инвестиционных проектов и выбирают наиболее оптимальный из них. Для количественной оценки применяют один из следующих пяти методов.
1. Метод окупаемости, заключающийся в определении срока, в течение которого совокупный доход, полученный от внедрения проекта, будет равен вложенному капиталу. Чем меньше этот срок, тем проект выгоднее.
2. Метод отдачи на вложенный капитал, заключающийся в определении процентного отношения ожидаемой среднегодовой прибыли к величине среднегодового инвестируемого капитала. Чем выше это отношение, тем лучше.
3. Метод дисконтирования (пересчета) денежных поступлений, заключающийся в определении отношения суммарных будущих доходов от внедрения проекта, пересчитанных через формулу сложных процентов на момент вложения капитала, к данному вложенному капиталу. Чем выше отношение, тем проект выгоднее.
4. Метод чистой текущей стоимости, заключающийся в определении разницы между суммарными денежными поступлениями от проекта, пересчитанными через формулу сложных процентов на момент вложения капитала, и величиной инвестируемого капитала. Чем выше показатель, тем проект лучше.
5. Метод определения внутренней ставки доходности, заключающийся в том, что методом чистой текущей стоимости рассчитываются несколько вариантов рассматриваемого проекта, и определяется зависимость его рентабельности от величины чистой текущей стоимости. По этой зависимости находится величина внутренней ставки доходности, которая является величиной рентабельности проекта при нулевом значении чистой текущей стоимости. Чем выше внутренняя ставка доходности проекта, тем проект выгоднее.
Указанные методы имеют определенные преимущества и недостатки. Комплексное их применение может позволить бухгалтеру успешно решить задачу выбора инвестиционного проекта.
Во многих же случаях можно использовать самые простые прикидки.
Рассмотрим пример. Необходимо выбрать, какой станок из двух ("А" или "Б") следует пробрести. Известно, что их стоимость и сроки полезного использования одинаковы (10 тыс. руб. и 5 лет, соответственно), а ожидаемые денежные поступления разные (см. табл.5.7).
Таблица 5.7. Ожидаемые денежные поступления
от внедрения станков (в тыс. руб.)
——————————————————————————————
| N года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого |
|———————————————————————|—————
| Станок "А" | 1,0 | 2,0 | 4,0 | 5,0 | 7,0 | 19,0 |
|———————————————————————|—————
| Станок "Б" | 5,0 | 5,0 | 3,0 | 2,0 | 1,0 | 16,0 |
——————————————————————————————
Если исходить из метода окупаемости, то из табл.5.7 следует, что станок "Б" окупится уже в конце второго года, а станок "А" в середине четвертого. Поэтому, на первый взгляд, целесообразно остановить выбор на станке "Б". Однако если оценить суммарные поступления за весь срок службы обоих станков, то станок "А" принесет больше дохода (почти на 20%), поэтому он предпочтительнее.
Эти выводы должны быть скорректированы с учетом дисконтирования денежных поступлений. Поскольку поступающие от эксплуатации станков денежные средства приносят дополнительный доход в виде сложных процентов, то для сравнимости результатов следует пересчитать денежные поступления на момент приобретения станков (рассматривать текущие денежные поступления). С этой целью необходимо умножить суммы в табл.5.7 на величину процентного фактора, которая может быть вычислена по формуле (5.12):
F = (1 + r) (5.12)
где:
F - процентный фактор;
r - ставка процента на капитал в виде десятичной дроби;
n - число лет в расчетном периоде.
Предположим, что в исследуемом периоде времени ежегодные проценты на капитал составляют в среднем 12%. Тогда табл.5.7 может быть преобразована следующим образом (см. табл.5.8).
Таблица 5.8. Текущие денежные поступления от внедрения
станков (тыс. руб.)
——————————————————————————————
| N года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого |
|————————————————————|———————|
| F | 0,893 | 0,797 | 0,712 | 0,636 | 0,567 | |
|————————————————————|———————|
| Станок "А" | 0,893 | 1,594 | 2,848 | 3,180 | 3,969 | 12,484 |
|————————————————————|———————|
| Станок "Б" | 4,465 | 3,985 | 2,136 | 1,272 | 0,567 | 12,425 |
——————————————————————————————
Из материалов табл.5.8 следует, что суммарные текущие поступления от использования обоих станков практически одинаковы, но станок "Б" окупится быстрее, поэтому его приобретение целесообразнее.
5.9. Учет капитального строительства
В бухгалтерском учете внеоборотных активов важное место занимает отражение процесса капитального строительства, который регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.12.1994 г. N 167.
Особенности отражения данного процесса проявляются в специфике применения балансовых счетов 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы" и забалансового счета 005 "Оборудование, принятое для монтажа".
При обсуждении данной проблемы следует подчеркнуть, что методология бухгалтерского учета с применением плана счетов и двойной записи создавалась многими столетиями и обладает исключительной важностью. Она представляет уникальный язык экономики, способный качественно и количественно описать преобладающее большинство взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Поэтому при формировании проводок во время обработки первичных документов бухгалтеру следует глубоко вникнуть в суть и смысл договоров, заключенным между предприятиями. Как только ситуация будет зафиксирована системой бухгалтерских счетов в определенной взаимосвязи и последовательности, то финансовый результат экономического взаимодействия будет предопределен.
Капитальным строительством называется создание и (или) воспроизведение объектов основных средств. Его учет предполагает отражение хозяйственных связей трех сторон: инвестора, застройщика и подрядчика. (При этом возможно совмещение функций инвестора и застройщика, а также застройщика и подрядчика.)
Инвестор - это юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или привлеченные средства в процесс капитального строительства.
Застройщик - это инвестор или уполномоченное им юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта по капитальному строительству.
Подрядчик - это юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство.