Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

Организационные расходы - это затраты на создание предприятия, признанные частью вклада учредителей в уставный капитал. В России срок полезного использования организационных расходов - 20 лет, но не более срока деятельности самого предприятия.

Цена фирмы (деловая репутация) - это престиж, связанный с высокой профессиональной подготовкой ее работников, репутацией на рынке и т.п. Определяется по разнице между рыночной (аукционной) ценой фирмы и ее балансовой стоимостью. Срок полезного использования деловой репутации организации в России установлен в размере 20-ти лет, но не более срока деятельности самого предприятия. В зарубежной практике этот срок не превышает 40 лет.

Торговое имя фирмы - это название, под которым данная фирма действует. В РФ пока не применяется и юридически сроки не определены. За рубежом эти сроки не превышают 40 лет.

Франшиза - это предоставление покупателю некоторых монопольных прав и привилегий на продажу товаров в границах определенных территорий. Охраняется договором о франшизе, в котором оговариваются сроки действия.

Лизхолд - это специальное право по распоряжению и использованию лизинговым имуществом. Охраняется лизинговым договором, в котором устанавливается соответствующий срок (но не выше срока амортизации передаваемого имущества).

Практика использования понятия нематериальных активов в зарубежном бухгалтерском учете показывает, что в некоторых странах за них признают лишь те, которые созданы на других фирмах, и в их балансовую стоимость входят лишь затраты на приобретение. Так, например, Комитет по Бухгалтерским стандартам США в 1974 г. принял соответствующее положение, в котором указывается, что расходы по НИОКР не могут быть капитализированы в нематериальных активах.

В настоящее время из состава отечественных нематериальных активов выведены:

лицензии (кроме генеральных);

программные продукты (кроме тех, на которые имеются исключительные права);

квартиры в жилом доме.

Квартиры должны учитываться в составе основных средств, а лицензии и программные продукты - в текущих затратах или расходах будущих периодов.

Примечание. Минфин РФ разрешает имеющиеся на балансе организации нематериальные активы, входящие в приведенный выше перечень, учитывать по старому, вплоть до полной их амортизации.

Анализ совокупности нормативных актов России свидетельствует, что генеральные лицензии применяются в ограниченных сферах деятельности. Чаще всего для регулирования экспорта и импорта товаров. При этом они, как правило, оформляются в соответствии с решениями Правительства РФ на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости, без определения конкретного покупателя или поставщика.

В настоящее время в составе списка генеральных лицензий числятся:

генеральная лицензия Банка России на выдачу лицензий и контроль деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

генеральная лицензия кредитной организации на осуществление банковской деятельности;

генеральная лицензия кредитной организации на ведение валютных операций;

генеральная лицензия организации на международные перевозки;

генеральная лицензия предприятия на экспорт (импорт) этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

генеральная лицензия на осуществление аудиторской деятельности;

генеральная лицензия на право выполнения проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель;

генеральная лицензия на экспорт ядерных и специальных неядерных материалов;

генеральная лицензия на вывоз специальных товаров в страны СНГ.

Лицензии, не имеющие статуса генеральных, в категорию нематериальных активов не включаются, поэтому их стоимость формируется на счете 97 "Расходы будущих периодов":

Д 76 - К 51 - перечислено в оплату простой лицензии;

Д 97 - К 76 - отражена сумма полученной лицензии без НДС;

Д 19 - К 76 - учтен НДС по приобретенной лицензии;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по оплаченной лицензии,

где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 97 "Расходы будущих периодов".

Понесенные расходы при покупке лицензии затем списываются на соответствующие счета затрат, например:

1) Д 08 - К 97 - на частном охранном предприятии включена в затраты на покупку оружия стоимость (часть стоимости) лицензии на его приобретение;

2) Д 26 - К 97 - в частной охранной организации списана на общехозяйственные расходы доля стоимости лицензии на хранение гражданского и служебного оружия;

3) Д 26 - К 97 - включена в общехозяйственные расходы коммерческой организации доля стоимости лицензии, дающей право заниматься определенным видом деятельности,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" счет 26 "Общехозяйственные расходы".

Следует обратить внимание на то, что в первом случае стоимость лицензии (или ее часть - до постановки оружия на учет) включается в стоимость оружия (которое относится к категории основных средств).

Единицей учета нематериальных активов является инвентарный объект. При постановке на баланс они должны быть соответствующим образом оценены. Согласно "Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденному приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н, и упомянутому Положению по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, оценка нематериальных активов должна производиться следующим образом.

1. Первоначальная стоимость данных активов при покупке и при создании на самом предприятии складывается из суммы фактических затрат без НДС и других возмещаемых налогов. Совокупность производимых при этом расходов включает:

суммы, уплаченные продавцу (правообладателю) по договору уступки права;

регистрационные сборы, таможенные пошлины и другие платежи в связи с уступкой права;

невозмещаемые налоги;

вознаграждение посредникам;

прочие расходы, в том числе расходы по доведению актива до состояния пригодного для конкретного использования.

Все расходы собираются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", а затем по акту переводятся на счет 04 "Нематериальные активы". В простейшем случае при приобретении нематериального актива делаются следующие проводки:

Д 76 - К 51 - перечислена сумма платы правообладателю;

Д 08 - К 76 - отражена сумма вложений в нематериальный актив (без НДС);

Д 19-2 - К 76 - учтена сумма НДС по вложениям в нематериальный актив;

Д 08 - К 10 - отражены материальные затраты при доработке нематериального актива;

Д 08 - К 70 - учтены трудовые затраты по доведению нематериального актива;

Д 08 - К 69 - отражены суммы отчислений в социальные фонды от величины трудовых затрат по доработке нематериального актива;

Д 04 - К 08 - определена балансовая стоимость нематериального актива (акт приемки);

Д 68-2 - К 19-2 - осуществлен зачет с бюджетом по оплаченному НДС,

где: счет 04 "Нематериальные активы", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", субсчет 19-2 "НДС по приобретенным нематериальным активам", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Например, при постановке на учет имеют место следующие бухгалтерские записи:

1) Д 04 - К 08 - в издательстве подписан договор об исключительном авторском праве на рукопись, приобретенную у физического лица;

2) Д 04 - К 08 - туристической фирмой приобретены долгосрочные права пользования рекламным щитом.

Создание нематериального актива на предприятии может быть отражено в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:

Д 60 - К 51 - оплачено поставщику материальных ресурсов;

Д 10 - К 60 - отражена сумма приобретенных материалов без НДС;

Д 19-3 - К 60 - учтена сумма НДС по приобретенным материалам;

Д 08 - К 10 - отражены материальные затраты при создании нематериального актива;

Д 08 - К 70 - учтены трудовые затраты при создании нематериального актива;

Д 08 - К 69 - осуществлены отчисления в социальные фонды от величины трудовых затрат при создании нематериального актива;

Д 08 - К 51 - оплачено государственным органам за регистрацию актива;

Д 04 - К 08 - отражена балансовая стоимость нематериального актива (акт приемки);

Д 68-2 - К 19-3 - проведен зачет с бюджетом по оплаченному НДС по материалам,

где: субсчет 19-3 "НДС по приобретенным материалам", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Акт приемки составляется на дату получения удостоверяющих документов. В учете производятся, например, следующие записи:

1) Д 04 - К 08 - получен патент, удостоверяющий исключительное право организации на новое техническое решение задачи;

2) Д 04 - К 08 - организацией получено свидетельство об официальной регистрации разработанной ею программы ведения бухгалтерского учета на персональном компьютере.

2. При внесении нематериального актива в качестве вклада в уставный капитал предприятия его первоначальная стоимость устанавливается по согласованной оценке учредителей. В бухгалтерском учете проводки по формированию уставного капитала и вкладе одного из учредителей в виде нематериального актива оформляются следующим образом:

Д 75 - К 80 - отражена доля учредителя на сумму оценочной стоимости;

Д 08 - К 75 - отражен в виде капитальных вложений вклад учредителя;

Д 04 - К 08 - составлен акт приемки нематериального актива в эксплуатацию,

где: счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал".

Примечание. Процесс формирования уставного капитала отображается в бухгалтерском учете как обозначение на счете 80 общей суммы уставного капитала предприятия, заявленного в учредительных документах, с одновременным появлением на счете 75 обязательств учредителей по их вкладам.

3. Если нематериальный актив приобретается в обмен на другие ценности (в том числе материальные), то его первоначальная стоимость определяется по рыночной стоимости ценностей, передаваемых в обмен (см. ст.40 Налогового Кодекса РФ). Эта хозяйственная операция оформляется договором купли-продажи. В частности, при передаче в обмен материалов в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Д 91 - К 10 - списана балансовая стоимость материалов;

Д 62 - К 91 - предъявлен счет покупателю материалов;

Д 91 - К 68-2 - начислена сумма НДС по предаваемым материалам;

Д 91 - К 99 - определена прибыль от передачи (продажи) материалов;

Д 04 - К 60 - получен нематериальный актив от поставщика на сумму без НДС;

Д 19-2 - К 60 - учтен НДС по поступившему нематериальному активу;

Д 60 - К 62 - произведен зачет сумм по передаваемым материальным ценностям;

Д 68-2 - К 19-2 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,

где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчет с покупателями и заказчиками", субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Совокупность проводок, представленных выше, можно пояснить таким образом. Предприятие, которое получает нематериальный актив в обмен на материалы, показывает у себя в бухгалтерском учете процесс их реализации. Оно списывает в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" материалы по их балансовой стоимости, и выставляет счет покупателю на определенную сумму. При этом согласно бухгалтерскому и налоговому законодательствам начисляет НДС и определяет величину прибыли от реализации материалов. Затем осуществляет приемку нематериального актива с учетом выделения из его стоимости суммы НДС. Поскольку покупатель материалов и поставщик нематериального актива является одним и тем же юридическим лицом, то производится зачет обмениваемых ценностей. После этого производится зачет с бюджетом по НДС, так как оплата нематериального актива уже осуществлена, путем передачи материалов.

4. При безвозмездном получении нематериальных активов (равно как и всяких других активов) первоначальная стоимость их определяется комиссией по предприятию, исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учету. Сумму безвозмездно полученного нематериального актива, согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ следует относить к доходам будущих периодов. Эти доходы переводятся в доходы (прибыль) текущего периода по мере использования нематериального актива в хозяйственной деятельности и начисления амортизации. В бухгалтерском учете эти операции будут выглядеть следующим образом:

Д 04 - К 98 - отражена сумма доходов будущих периодов;

Д 20 - К 05 - начислена ежемесячная сумма амортизации нематериального актива;

Д 98 - К 91 - определен ежемесячный доход от использования нематериального актива,

где: счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 20 "Основное производство", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".

Информация о работе Основы бухгалтерского учета