Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Важное дополнение к ПБУ 4/99 в виде "Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию" внесено приказом Минфина РФ от 21.03.2000 г. N 29н. Оно относится к акционерным обществам и касается раскрытия в отчетности информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Эта информация предоставляется в виде двух показателей: базовой прибыли (убытка) на одну обыкновенную акцию и разводненной прибыли (убытка) на одну обыкновенную акцию.
Базовая прибыль (убыток) выделяется из нераспределенной прибыли путем уменьшения ее на сумму дивидендов по привилегированным акциям. Число обыкновенных акций при этом вычисляется как их средневзвешенное количество за текущий период.
Разводненная прибыль (убыток) является минимальным значением базовой прибыли (максимальным значением базового убытка) акционерного общества. Она формируется из базовой прибыли (убытка) в результате:
конвертации всех конвертируемых ценных бумаг общества в обыкновенные акции;
размещения дополнительного количества обыкновенных акций по цене ниже их себестоимости.
Разводненная прибыль (убыток) выделяется путем корректировки базовой прибыли (убытка) на сумму других ценных бумаг, конвертированных в обыкновенные акции, и на сумму убытка от дополнительно размещенных обыкновенных акций, проданных по цене ниже их рыночной стоимости. Средневзвешенное число обыкновенных акций при этом увеличивается и за счет конвертации ценных бумаг, и за счет дополнительного выпуска акций.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 устанавливает перечень материально-производственных запасов, включая в их состав: сырье, материалы, тару, готовую продукцию, а также товары для продажи и перепродажи. Для этих активов положение определяет способы оценки и оформления в бухгалтерском учете, обосновывает состав информации, который следует отразить в учетной политике. Применительно к сырью и материалам оно регламентирует порядок и правила перенесения их стоимости на себестоимость выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 дает определение категории основных средств, критерии материальных объектов, отнесенных к классу основных средств, способы их денежной оценки, методы амортизации и их восстановления. Оно регламентирует вопросы аренды, выбытия и полноты раскрытия характеристик основных средств в бухгалтерской отчетности.
В нем рекомендуются применяемые в международной практике бухгалтерского учета четыре следующих подхода для расчета сумм амортизационных отчислений:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Основополагающей характеристикой объекта основных средств при определении сумм амортизационных отчислений является срок его полезного использования (длительностью свыше 12 месяцев), который устанавливается при принятии объекта к бухгалтерскому учету:
на основе действующих норм, устанавливаемых в централизованном порядке;
исходя из ожидаемого срока эксплуатации объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
исходя из предполагаемого физического износа, зависящего от режимов работы, естественных условий и влияния агрессивной среды;
на базе нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.
Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 определяет события после отчетной даты, как факты хозяйственной деятельности, имевшие место в период между отчетной даты и датой подписания годовой бухгалтерской отчетности. Причем такие события, которые могут оказать существенное влияние на результаты деятельности предприятия. Эти события должны быть оценены в денежной форме и отражены заключительными оборотами в годовой отчетности до момента ее подписания.
Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 характеризует в качестве условных фактов хозяйственной деятельности предприятия такие явления, в отношении последствий которых существует некая неопределенность. Эта неопределенность может быть связана с:
незавершенным судебным разбирательством в отношении исполнения договорных обязательств;
неразрешенными на отчетную дату разногласиями с налоговыми органами по поводу платежей в бюджет;
выданными до отчетной даты гарантиями, поручительствами и другими обязательствами в пользу третьих лиц, сроки исполнения которых еще не наступили;
учетом векселей, сроки исполнения которых не наступили;
согласованием разногласий между предприятиями по фактам их хозяйственного взаимодействия, в результате которых организация должна получить компенсацию, величина которой является предметом судебного разбирательства;
обязательствами по охране окружающей среды;
прекращением отдельных видов деятельности;
прочими обстоятельствами.
Предприятие оценивает последствия условных фактов в денежном выражении. Оно имеет право создавать резервы в связи с обязательствами, в отношении которых есть некая неопределенность, если одновременно действуют два условия: высокая вероятность уменьшения экономических выгод и возможность обоснованной оценки величины обязательства. Сумма конкретного резерва признается в бухгалтерском учете расходами по обычной деятельности или прочими затратами. Избыточный резерв по окончании отчетного года зачисляется в состав внереализационных доходов.
Положение предусматривает объем и характер раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о последствиях условных фактов.
Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 определяет основные принципы и правила бухгалтерского учета доходов коммерческих предприятий. Под доходами понимаются увеличения экономических выгод за счет поступления денежных средств и материальных ценностей или за счет уменьшения обязательств (задолженностей) предприятия, если эти операции приводят к росту капитала предприятия. (Исключение составляет прирост капитала за счет взносов собственников.)
Доходы предприятия подразделяются на:
доходы от обычных видов деятельности;
операционные доходы;
внереализационные доходы;
чрезвычайные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности признается выручка от реализации продукции, работ, услуг. Операционными доходами признаются поступления: от предоставления за плату во временное пользование другим организациям активов, от передачи прав на интеллектуальную собственность, от участия в совместной деятельности и вкладов в уставные капиталы других предприятий, от операций с ценными бумагами, от реализации основных средств и других активов предприятия. Внереализационными доходами признаются: полученные пени и штрафы по нарушенным другими организациями условиям договоров, стоимость безвозмездно полученных активов, прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году, положительные курсовые разницы, суммы дооценок основных средств, суммы депонентских и кредиторских задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности. Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие в качестве последствий чрезвычайных обстоятельств: страховые возмещения, ценности, оприходованные от списания поврежденных активов и т.п.
Доходы могут быть приняты к бухгалтерскому учету, если выполняется совокупность следующих требований:
1) у предприятия возникает право на доходы в соответствии с конкретным хозяйственным договором;
2) определена сумма поступлений;
3) есть обоснованная уверенность в том, что в результате хозяйственной операции произойдет увеличение экономических выгод;
4) право собственности на актив, товар (работу, услугу) уже перешло от предприятия к покупателю;
5) сумма произведенных (или будущих) расходов, связанных с данной хозяйственной операцией может быть вычислена.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 определяет основные принципы и правила бухгалтерского учета расходов коммерческих предприятий. Под расходами понимаются уменьшения экономических выгод за счет оттока денежных средств и материальных ценностей или за счет возникновения новых обязательств (задолженностей) предприятия, если эти операции приводят к уменьшению капитала предприятия. (Исключение составляет уменьшение капитала за счет сумм изъятий собственников.)
Расходы предприятия подразделяются на:
расходы от обычных видов деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы;
чрезвычайные расходы.
Расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции, работ, услуг. Операционными расходами признаются расходы, связанные: с предоставлением за плату во временное пользование активов организации и прав на интеллектуальную собственность, участием в уставных капиталах других предприятий, реализацией основных средств и других активов предприятия, оплатой процентов и услуг кредитных организаций. А также с отчислениями в оценочные резервы (по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг) и резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.
Внереализационными расходами признаются расходы, связанные: с уплатой пеней и штрафов по нарушенным условиям хозяйственных договоров, возмещением причиненных другим организациям убытков, а также убытки прошлых лет, выявленные в текущем году, отрицательные курсовые разницы, суммы уценок основных средств, суммы дебиторских задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности. К внереализационным расходам причисляются также благотворительные взносы и перечисления на осуществление социально-культурных и просветительских целей.
В составе чрезвычайных расходов отражаются затраты, связанные с потерями, возникшими в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и мероприятиями по ликвидации их последствий.
Расходы могут быть приняты к бухгалтерскому учету, если выполняется совокупность следующих требований:
1) они осуществляются в соответствии с конкретными хозяйственными договорами или нормативными актами;
2) сумма расходов может быть определена;
3) есть обоснованная уверенность в том, что в результате их осуществления произойдет уменьшение экономических выгод предприятия.
Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 устанавливает объем и содержание информации, которую обязаны показывать в бухгалтерской отчетности организации о взаимодействии с юридическими и физическими лицами, способными контролировать и (или) оказывать значительное влияние на их экономическую деятельность. Такие лица носят название аффилированных лиц.
Под контролем подразумевается:
1) право распоряжаться более чем 50% голосующих акций акционерных обществ и более чем 50% уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью;
2) право распоряжаться более чем 20% голосующих акций акционерных обществ и более чем 20% уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью и возможностью принимать в них решения.
Под значительным влиянием понимается возможность участия в принятии решений в хозяйственной деятельности другой организации.
В разряд операций, которые подлежат включению в информацию входят:
приобретение и продажа товаров, работ и услуг;
приобретение и продажа основных средств;
аренда и передача в аренду имущества;
передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
финансовые операции, в том числе предоставление займов и участие в уставных капиталах других предприятий;
предоставление гарантий и залогов;
прочие операции.
В отчетности следует раскрывать характер взаимодействия, виды операций и их объемы (по каждому виду в отдельности), стоимостные показатели по незавершенным хозяйственным операциям.
Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 определяет основные правила формирования и представления информации по сегментам коммерческих организаций.
Сегменты делятся на два типа:
1) по рискам и прибылям, отличающим производство определенных товаров (работ, услуг), - операционный сегмент;
2) по рискам и прибылям, отличающим производство товаров (работ, услуг) в определенных географических регионах, - географический сегмент.
Критерием выделения самостоятельных сегментов, информация по которым подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, является доля сегмента в общей выручке, прибыли или активах организации, которая должна составлять не менее 10%.
В данном Положении раскрыто понятия и дан перечень первичной и вторичной информации.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 содержит правила отражения операций по получению и использованию государственной помощи, предоставленной коммерческой организации. Под государственной помощью понимается получение бюджетных средств на финансирование капитальных и (или) текущих расходов. Организация принимает на бухгалтерский учет бюджетные средства в двух случаях:
1) при фактическом их получении;
2) если у нее есть уверенность в том, что она сможет выполнить условия, на которых ей предоставляются средства и что средства ей будут предоставлены.
Совокупность проводок учета бюджетных средств в случае их фактического получения приведена в главе 12 (п.12.5). Для второго варианта источник целевого финансирования формируется с одновременным возникновением дебиторской задолженности. Поступление средств уменьшает данную задолженность. После приобретения материально-производственных запасов или основных средств целевой источник преобразуется в совокупность доходов будущих периодов, которые трансформируются в текущие доходы долями, равными количеству переданных в производство материально-производственных запасов или сумме амортизационных отчислений на основные средства. Эти операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом: