Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

денежного измерения;

учета по стоимости;

двойной записи.

Принцип хозяйствующей единицы. Он заключается в том, что имущество хозяйствующего субъекта (юридического лица) должно быть обособлено от его учредителей и что хозяйствующей единицей является любая организация, имеющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой более крупной организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения и стыковки) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Он заключается в том, что хозяйствующий субъект предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени. Поэтому нет необходимости производить переоценку активов предприятия.

Материальные ресурсы, которые были использованы при изготовлении продукции, производстве работ и оказании услуг, реализуются в их составе по продажным ценам. Основные средства, вследствие отсутствия необходимости их продажи, переоцениваются лишь в исключительных случаях, а именно: в условиях инфляции или при закрытии предприятия.

Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что вся бухгалтерская информация, в конечном счете, должна быть представлена в денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.

Однако следует помнить, что денежное выражение ряда элементов экономического состояния фирмы не может быть осуществлено. Это накладывает определенные ограничения на такие важные факторы бизнеса, как время, политика и др. Кроме того, покупательная сила денег также подвержена изменениям.

Принцип учета по стоимости. Он заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются.

Этот принцип вовсе не означает, что в бухгалтерском учете все без исключения активы отражаются по первоначальной покупной стоимости. Например, основные средства и нематериальные активы представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемой амортизации (износа).

Принцип двойной записи. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе экономические ресурсы предприятия отражаются в соответствующем разделе, называемом "активом" баланса. В другом разделе баланса, называемом "пассивом" баланса, отражаются требования различных лиц по отношению к данному предприятию. При этом пассивы подразделяются на два вида: требования кредиторов (любых лиц кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами капитала предприятия. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, то сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов. Данное обстоятельство предопределяет следующее основное уравнение бухгалтерского баланса, которое уже было представлено в главе 18:

 

Активы = Обязательства + Капитал.

 

Кроме того, данный принцип означает, что все хозяйственные операции записываются по дебету одного и по кредиту другого счета.

Следует напомнить, что представленное уравнение бухгалтерского баланса в международной практике трактуется с двух точек зрения:

как равенство сумм хозяйственных средств и их источников;

как соответствие сумм ресурсов предприятия и требований кредиторов или учредителей по отношению к этим ресурсам.

Первая точка зрения расшифровывается таким образом: каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями предприятия, и что каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.

Вторая точка зрения расшифровывается таким образом: активы предприятия - это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а обязательства и капитал - это требования кредиторов предприятия или учредителей. Данная точка зрения имеет прямой смысл при ликвидации организации в связи с ее банкротством.

 

22.3.3. Международные принципы представления

динамической бухгалтерской отчетности

 

Динамическая бухгалтерская отчетность включает в себя, главным образом, отчет о прибылях и убытках за определенный период времени. Он состоит из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов. Вторая часть отражает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов, и относится к категории расходов. Прибыль - это та сумма, на которую доходы превышают расходы.

Динамическая бухгалтерская отчетность составляется на основе следующих принципов:

учетного периода;

консерватизма;

начислений;

увязки доходов с расходами;

последовательности;

взаимосвязи бухгалтерского и налогового учетов.

Принцип учетного периода (принцип периодичности). Он заключается в том, что руководству предприятия и его учредителям, а также различным контролирующим и заинтересованным органам необходима периодическая информация о состоянии дел. Показатель прибыли (или чистой прибыли), полученной за учетный период, является основополагающим критерием для оценки работы организации за данный период.

Принцип консерватизма. Он заключается в следующем. Для предприятия, которое предположительно будет существовать неопределенно долго в будущем, не существует достаточной определенности в том, какая информация относится к прошлым или будущим отчетным периодам. Кроме того, неопределенной является и оценка степени прибыльности предприятия. Поэтому признание факта получения прибыли должно осуществляться с известной долей осторожности. В отношении же факта получения убытков такая осторожность может не соблюдаться. Таким образом, принцип консерватизма содержит в себе два следующих аспекта:

доход признается только тогда, когда на это есть обоснованная уверенность;

расход признается сразу же, как только возникает обоснованная возможность.

Этот принцип базируется на том, что последствия, связанные с убытками и банкротством значительно более серьезны, нежели последствия получения прибыли. А, значит, оценивать и отражать прибыли и убытки следует по разным правилам.

Принцип начислений. Он заключается в том, что при определении величины прибыли объем реализованной продукции должен сопоставляться с ее себестоимостью независимо от того, когда произошла оплата.

Данный принцип предполагает хорошую кредиторскую репутацию покупателя, которая дает обоснованную уверенность в получении в будущем суммы платежа. Однако, поскольку практический опыт свидетельствует о том, что не все клиенты оплачивают свои счета, то при определении величины прибыли за учетный период сумму продаж целесообразно уменьшить на величину возможных непоступлений.

Принцип увязки доходов с расходами. Он заключается в том, что для определения прибыли методом начислений необходимо, чтобы из всех производственных затрат были выделены только те, которые относятся к деятельности текущего периода и не относятся к доходам будущих периодов.

В соответствии с этим принципом целесообразно все затраты классифицировать либо как расходы, либо как активы. И подразумевать под расходами затраты текущего периода, а под активами затраты будущих периодов.

Принцип последовательности. Он заключается в том, что выбранная учетная политика предприятия должна последовательно применяться из года в год, если не появятся достаточно веские причины для ее изменения. Так как изменения в учетной политике затрудняют анализ финансовой отчетности предприятия разных периодов.

Принцип взаимосвязи бухгалтерского и налогового учетов. Он заключается в том, что налоговое законодательство предъявляет дополнительные требования к ведению бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости корректировок прибыли для целей налогообложения по величине и по времени ее получения.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенных в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают. Однако есть и определенные значительные отличия. При переходе на международные стандарты целесообразно, во-первых, обогатить их достижениями отечественной бухгалтерской теории и практики, а, во-вторых, максимально полно учесть все особенности реальной экономической жизни в России.

 

22.4. Сравнительный анализ российских и международных

стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности

 

Анализ международных стандартов позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.

Основное различие заключается в том, что российское государство ставит управление административно-политической сферой выше управления в области экономики. Это выражается в том, что в современной России юридические принципы имеют приоритет по отношению к экономическим правилам.

Если следовать взглядам французского экономиста Р. Барра о роли государства, то объяснить данное обстоятельство можно тем, что управление страной предоставило возможность достаточно узкому кругу физических лиц получить в частную собственность главные природные и рукотворные национальные богатства. Форма приемки-передачи была и остается в определенном противоречии с социальными целями России и международно-правовыми нормами. Одновременно страна встраивается в единую мировую систему хозяйствования. Поэтому субъекты, участвующие (и участвовавшие) в распределении и перераспределении собственности, опираются, и долгое время вынуждены будут опираться, не на экономическую систему государства, а на его правовые институты (режим собственности и наследства).

Отсюда различия в целях стандартов. В системе МСФО провозглашены следующие основные принципы составления отчетности:

максимальное соблюдение интересов инвесторов;

объективное отражение информации о финансовом состоянии предприятия;

обеспечение контроля активов с позиций возможного извлечения выгод;

осмотрительность (консерватизм) при признании доходов и расходов.

В России они трансформируются в такие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:

максимально полное соблюдение интересов контролирующих органов;

соответствие информации о финансовом состоянии действующим нормативным актам;

обеспечение контроля активов на основе вещного и обязательственного права;

признание доходов и расходов на основе осмотрительности, но только при наличии оправдательных документов.

Кроме принципиальных отличий есть заметные несходства в таких элементах, как:

1) план счетов и кодирование хозяйственных операций;

2) способы оценки активов;

3) использование вероятностных характеристик;

4) возможность капитализации некоторых расходов;

5) порядок составления отчетности;

6) способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли;

7) порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность;

8) методы анализа результатов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый пункт данного перечня.

1. Правила применения плана счетов и кодирование хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета более свободные, нежели в российском учете. Российский план счетов представляет собой хорошо отработанный на практике и достаточно строго регламентированный документ. Его преимущества состоят в том, что он позволяет составить достаточно подробную и четко работающую математическую модель хозяйственной деятельности предприятия и одновременно придает ей стандартный характер. Кроме того, устанавливаемая этим планом счетов последовательность кодирования операций в виде совокупности бухгалтерских проводок позволяет использовать модель в любом промежутке времени, в том числе, отличном от отчетного периода. Этим счетам необходимо придать более широкую трактовку, которая имеется в планах счетов некоторых систем международного учета, и предоставить возможность более разнообразного их экономического использования.

Расширение толкование счетов российского бухгалтерского учета можно осуществить, используя описанные выше особенности представления счетов международной системы стандартов. В них активные счета трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих выгод, а пассивные счета трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. Эти трактовки нисколько не противоречат нынешнему представлению активных и пассивных счетов российского плана.

Согласно общему уравнению баланса, план счетов в системе международных бухгалтерских стандартов обычно включает в себя на следующие основные разделы:

активы;

пассивы;

собственный капитал;

доходы (выручка);

расходы;

налоги от прибыли.

При этом счета актива, пассива и собственного капитала носят характер постоянных счетов, сальдо которых всегда отражается в балансе. Исключение составляют только счета собственного капитала, носящие название "Изъятие капитала" и "Вложения капитала" для предприятий единоличного владения и товариществ. Данные счета могут закрываться при реформации баланса.

Примечание. В ряде государств (в частности в США) существуют три типа коммерческих организаций:

единоличное (частное) владение, в котором учредитель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;

Информация о работе Основы бухгалтерского учета