Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

товарищество, в котором хотя бы один совладелец несет полную ответственность по обязательствам фирмы;

корпорация (акционерное общество), в котором каждый акционер отвечает по обязательствам общества только в размере своего вклада.

Счета доходов и расходов носят название временных счетов: в конце отчетного периода они закрываются, и определяется финансовый результат работы предприятия в виде прибыли или убытка. Это некие аналоги счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" российского бухгалтерского учета. Сальдо по счетам налогов от прибыли отражается в балансе аналогично отражению на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в российском бухгалтерском учете и показывает либо задолженность предприятия по налоговым платежам, либо переплату (зачет).

По иному трактуются операции с наличностью. Чаще всего под наличностью понимают денежные средства на расчетных счетах и в кассе. Объем денежных средств кассы может быть фиксирован, а все изменения, связанные с официальными расходами, могут проводиться на специальном счете. (Изменения устанавливаются путем инвентаризации). Например, в российском бухгалтерском учете это можно было бы отобразить следующим образом. Пусть счет 50 "Касса", а счет 53 "Излишек или недостача в кассе", тогда:

Д 50 - К 51 - формирование кассы;

Д 51 - К 53 - изъятие излишка из кассы при ее инвентаризации;

Д 53 - К 51 - компенсация недостачи в кассе при ее инвентаризации.

Очевидно, что данный подход отличается от российского учета только техническим отражением экономической сущности явления.

Кодирование хозяйственных операций в рамках международный стандартов не слишком регламентировано, что позволяет использовать упрощенные записи, сохраняя только экономический смысл. Например, расходы на приобретение материалов (без учета НДС) применительно к российскому плану счетов можно было бы оформить бухгалтерской проводкой типа:

Д 10 - К 51 - расходы на материалы,

вместо следующей комбинации:

Д 60 - К 51 - оплата поставщику материалов;

Д 10 - К 60 - приемка материалов на склад,

где: счет 10 "Материалы", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Подробнее отличия в счетах и кодировании хозяйственных операций будут рассмотрены ниже на практическом примере.

2. Способы оценки активов и пассивов в системе международных стандартов опираются на принцип осмотрительности. Стоимость активов отражается по правилу низшей оценки из двух сумм: из себестоимости и рыночной цены. Разница между этими двумя суммами по производственным запасам может списываться либо на себестоимость реализованной продукции, либо на убытки предприятия. (Эти суммы убытков, в соответствии с налоговым законодательством страны, могут не учитываться при налогообложении прибыли.)

Основные средства и долгосрочные инвестиции могут быть учтены по себестоимости или по переоцененной стоимости с учетом износа (амортизации). В бухгалтерском учете основных средств также есть специальное понятие, которое в давние времена существовало и в отечественном учете, называемое ликвидационной стоимостью объекта. Под ней понимают предполагаемую продажную стоимость объекта, отслужившего свой срок, или стоимость материальных ценностей (лома, скрапа, материалов и запасный частей), извлекаемых при его ликвидации. Амортизационные отчисления на основные средства рассчитываются, исходя не из их балансовой стоимости, а из разницы балансовой и ликвидационной стоимости.

Пассивы в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств могут оцениваться по приведенной (дисконтированной) или по полной стоимости.

В настоящее время российские стандарты в совокупности со счетом 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" позволяют использовать принцип осмотрительности на практике, но с теми ограничениями, о которых упомянуто выше.

3. В системе международных стандартов бухгалтерского учета применяются и вероятностные подходы. Это касается, например дебиторских задолженностей. Чтобы максимально достоверно оценить их величину, необходимо оценить финансовую надежность фирм-покупателей или вероятность оплаты ими поставленной им продукции. А также определить возможные затраты на продажу дебиторских задолженностей факторной фирме, которая возьмет на себя обязательства по инкассации соответствующих долгов. (По оценкам специалистов, оплата услуг факторных фирм составляют приблизительно 1% от величины дебиторской задолженности.)

Следует проводить оценки степени риска, средних остатков безнадежных долгов, а также возможных возвратов покупателями части отгруженной им продукции. Целесообразно даже вводить классификацию задолженностей по признакам рисков.

Вообще, дебиторским задолженностям международные стандарты уделяют повышенное внимание. Они предъявляют к их бухгалтерскому учету следующие основные требования:

выделение различных типов задолженностей, если это существенно;

обеспечение в отчетности правильного расположения статей задолженности со статьями оценок (коррекции) этих задолженностей;

соблюдение сроков превращения текущих задолженностей в активы;

раскрытие любых непредвиденных убытков, связанных с конкретной дебиторской задолженностью;

раскрытие каждой дебиторской задолженности, право на которую передано или отдано в залог в качестве обеспечения;

раскрытие всех значительных концентраций риска, связанных с задолженностью, и которые могут повлиять на сроки ее погашения.

Вероятностным оценкам подвергаются и непредвиденные убытки. Они могут начисляться согласно международным нормам в том случае, если событие вероятно, и его сумма может быть определена в разумных пределах. Непредвиденная прибыль никогда не начисляется.

В номенклатуру вероятных событий включаются и дополнительные расходы, связанные с гарантийными обязательствами предприятия по реализованной продукции. Эти расходы оцениваются статистическими данными за предыдущие периоды.

При анализе хозяйственной деятельности конкретного предприятия целесообразно использовать эти международные рекомендации и опыт. Правда, с учетом того, что в России управление дебиторскими задолженностями в современных условиях затруднено из-за целого ряда причин, главные из которых: нечеткость законодательства, низкая исполнительность судебных решений и значительно более высокие ставки факторинговых операций.

Действующие Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 и Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 дали импульс к использованию вероятностных оценок. Дополнительную возможность для применения в практической деятельности подобных вероятностных оценок предоставили также Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. Нужны научные методологические разработки.

4. В международных стандартах четко прописана возможность капитализации расходов на содержание основных средств и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Расходы на содержание основных средств капитализируются при одном из условий:

увеличивается их срок полезного действия;

увеличивается их мощность и производительность;

улучшается качество выпускаемой продукции.

Расходы на НИОКР капитализируются при наличии совокупности следующих условий:

имеется проект, и расходы на НИОКР выделены отдельно от других;

продемонстрирована техническая осуществимость проекта;

четко выражено намерение руководства или собственников производить и продавать результат реализации проекта;

проведен анализ рынка или установлена полезность использования НИОКР внутри производства;

у предприятия в наличии достаточно средств для завершения проекта и вывода его на рынок.

В российской практике бухгалтерского учета капитализация затрат на содержание основных средств разрешена Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 примерно при тех же условиях, однако опыта применения его мало и отсутствуют практические рекомендации.

Относительно расходов на проведение НИОКР в российском бухгалтерском учете в настоящее время существует два варианта капитализации расходов:

1) если они попадают в категорию затрат на нематериальные активы, которые зарегистрированы государственными органами соответствующим образом;

2) если они не подлежат включению в категорию нематериальных активов или являются таковыми, но их правовая охрана не оформлена соответствующим образом.

К нематериальным активам, отражаемым на счете 04 "Нематериальные активы" относятся:

исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных;

исключительное право автора или иного правообладателя на топологию интегральных микросхем;

исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара;

исключительное право патентообладателя на селекционное достижение.

К сожалению, для целей налогообложения нематериальные активы приходится учитывать отдельно, так как способы амортизации в обоих видах учетов (бухгалтерском и налоговом) отличаются (см. главу 8).

Вторая категория НИОКР, названная в данном пособии научно-техническими работами (НТР), включается в состав внеоборотных активов и учитывается на счете 08 "Вложение во внеоборотные активы" (см. п.5.9). Этот тип НИОКР относится к активам, предназначенным только для использования на собственном предприятии. Их бухгалтерский и налоговый учет тоже заметно различаются. В бухгалтерском учете их стоимость списывается на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) в срок до 5-ти лет одним из традиционных способов: линейным или единиц продукции. В налоговом учете согласно ст.262 НК РФ затраты на выполнение таких НИОКР после подписания акта об их завершении могут включаться организациями-налогоплательщиками в состав прочих расходов исключительно равными долями и только в течение 3-х лет.

5. Порядок составления бухгалтерской отчетности, соответствующий международным стандартам, отличается от российской практики несколько большей скрупулезностью и наличием дополнительных этапов. Это связано с рядом обстоятельств, среди которых основными являются:

упрощенное кодирование хозяйственных операций;

необходимость закрытия временных счетов в конце отчетного периода;

необходимость проведения корректировок по событиям, происшедшим в последние дни отчетного периода;

возможность оперативного составления и отображения отчета о прибылях и убытках предприятия.

Например, в системе стандартов бухгалтерского учета США (GAAP) предписывается поэтапное составление бухгалтерской отчетности:

расчет и отображение пробного баланса для выверки дебетовых и кредитовых оборотов счетов Главной книги;

корректировка пробного баланса путем добавления операций по соотнесению доходов и расходов одного периода, а также путем внесения дополнительных операций конца отчетного периода;

составление отчета о прибылях и убытках;

закрытие временных счетов и выделение из отчета о прибылях и убытках финансового результата;

реформация баланса (в конце года).

6. Особое место в бухгалтерском учете, проводимом по международным стандартам, занимают вопросы отражения прибыли и начисления налогов на прибыль. Согласно этим стандартам, предприятия в отчете о прибылях и убытках раздельно показывают прибыль, полученную от основной деятельности и от других, не традиционных хозяйственных операций. Из полученной суммы прибыли исключаются ошибки, связанные с неточностями предыдущих периодов и с изменениями, происшедшими в учетной политике. Кроме этого, вычитаются также убытки от переоценки запасов, от реализации основных средств и нематериальных активов, а также штрафы за невыполненные договорные обязательства перед другими фирмами и убытки от аннулированных заказов. В результате этих операций получается так называемая бухгалтерская прибыль. Она может не совпадать с налогооблагаемой прибылью. Это несовпадение может возникать по разным причинам. Например, вследствие того, что предприятия, которые оказывают покупателям дополнительные услуги по гарантийному обслуживанию, свои обязательства фиксируют в бухгалтерском учете по оценочным суммам. А для целей налогообложения они должны использовать величины реальных затрат.

Если отличие налогооблагаемой прибыли от бухгалтерской прибыли возникает в текущем периоде, то разница может быть вычислена. Если же это отличие связано с будущими периодами, то разница чаще всего не может быть количественно установлена. В таких случаях может возникнуть ситуация отложенного налогообложения, когда окончательное решение по сумме налога может быть принято только в будущем. В связи с этим у предприятия могут быть как переплаты, так и недоплаты по налогам на прибыль. Международные стандарты бухгалтерского учета в отличие от российской практики допускают взаимную компенсацию налоговых недоплат и переплат, а также перенос налоговых убытков, как в прошлые, так и в будущие периоды. То есть они позволяют уменьшать текущую налогооблагаемую прибыль за счет прошлых переплат или возмещать текущий убыток за счет будущих прибылей. В этом смысле зарубежное предприятие находится в более выгодном положении, нежели предприятие российское.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета