Организация учетной работы по составлению отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе поставлена цель изучить отчетность строительных организаций и выработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности белорусскими организациями;
Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение и источники литературы в области белорусского бухгалтерского учёта и отчетности;
Рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности;
Изучить международные стандарты и опыт зарубежных стран по организации учетной работы по составлению отчетности;
Выработать рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности в условиях использования ЭВМ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 129.00 Кб (Скачать)

      Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.03.2003 N 42/73/33 (ред. от 23.10.2008) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в центральной компании финансово-промышленной группы".  В Инструкции кратко изложен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета основных хозяйственных операций, совершаемых в рамках финансово-промышленной группы.

      Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182 (ред. от 31.03.2008) "Об утверждении  Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации". Инструкция определяет  правила  организации  и  ведения бухгалтерского учета  расходов  для  коммерческих  и  некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей, не освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.

      Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181 (ред. от 31.03.2008) "Об утверждении  Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации". В инструкции определены основные правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для  коммерческих  и  некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей, не освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.

     Подводя итог этому разделу, хочется отметить важность и необходимость  использования нормативной базы по бухгалтерскому учету при составлении бухгалтерской отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Задачи учета по  составлению и  использованию отчетности  в условиях становления и развития рыночных отношений в Беларуси

     В соответствии со ст. 4 Закона «О бухгалтерском  учете и отчетности», основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости [2].

         В условиях развития рыночных отношений и более глубокой интеграции экономики страны в мировую хозяйственную систему остро стоит проблема перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Это необходимо, прежде всего, для привлечения международных инвестиций, т.к. финансовая отчетность предназначается для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей с целью принятия различных экономических решений относительно рассматриваемых организаций.

      Все это требует серьезной перестройки  системы формирования бухгалтерской  отчетности, которая нацелена на обеспечение  следующих концептуальных изменений: 

  1. отражение происходит в соответствии с их экономической  сущностью (признается приоритет содержания над формой);
  2. широко используются субъективные, но обоснованные суждения;
  3. для оценки стоимости часто применяется дисконтирование активов и обязательств;
  4. используются подробные расшифровки и комментарии.

     Таким образом, на основе рассмотренных вопросов, можно сделать вывод, что представление об эффективности работы любого предприятия дает именно бухгалтерская отчетность. Бухгалтерскую отчетность следует рассматривать как главный источник информации для расчета показателей, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений, которые основываются на фактах, касающихся финансового положения предприятия и результатов его деятельности. Такие факты представляются в виде данных бухгалтерского учета, которые собираются, группируются, подытоживаются и находят свое отражение в отчетности. Финансовая отчетность содержит информацию, позволяющую удовлетворить требованиям различных пользователей. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений. По данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах; оценивают эффективность структуры капитала; прогнозируют финансовые результаты деятельности фирмы, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью. 
 
 

2. Организация учетной  работы по составлению  отчетности

2.1 Инвентаризация и  другие подготовительные  работы по составлению  отчетности

     Статьей 13 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» (далее —  Закон о бухгалтерском учете) установлено, что бухгалтерская  отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Беларуси и  давать достоверное и полное представление  об имущественном и финансовом положении  организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Состав бухгалтерской отчетности также  утвержден Законом о бухгалтерском  учете. 

     Согласно  разъяснению Министерства финансов Республики Беларусь от 25.01.2010, размещенному на официальном сайте данного  ведомства (см. с. 10), при составлении  годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год следует применять формы  отчетности и порядок их заполнения, установленные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской  отчетности, Инструкции о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности и признании  утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — Постановление № 19).

     При составлении бухгалтерской отчетности должно быть обеспечено соблюдение следующих  основополагающих принципов:

— обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц;

— нейтральности  — бухгалтерская отчетность должна обеспечить удовлетворение интересов  всех групп пользователей;

— непрерывности  — предполагается, что организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее  отсутствуют основания прекращения  или существенного сокращения деятельности;

— полноты отражения  за отчетный период всех хозяйственных  операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;

— осмотрительности, под которой понимается обеспечение  большей готовности к учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов  и активов, не допуская скрытых резервов;

— сопоставимости (тождества) данных аналитического учета  с данными синтетического учета  за отчетный период, а также показателей  бухгалтерской отчетности с данными  синтетического и аналитического учета;

— начисления —  факты хозяйственной деятельности организации (активы, источники собственных  средств, обязательства, доходы, расходы) должны относиться к тому отчетному  периоду, в котором они имели  место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

— приоритета содержания перед формой — факты хозяйственной  деятельности организации должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их формы, сколько из содержания и условий хозяйствования.

     В бухгалтерской отчетности не допускается  зачет между статьями активов  и пассивов, статьями прибылей и  убытков, кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен законодательством  Республики Беларусь.

     Отчетным  годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно, а отчетной датой — последний  календарный день отчетного периода. Для годовой отчетности сальдо по счетам берется на 31 декабря [30].

     Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств [9].

     Единый  порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете регламентирует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерством финансов Республики Беларуси от 30.11.2007 №180.

     Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки  их проведения, перечень активов и  обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

     Однако, в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», установлен перечень случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. К ним относят:

  • при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов;
  • в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
 

      Инвентаризации  подлежат активы и обязательства  организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

      Перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

  • основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) - не ранее 1 ноября;
  • незавершенного производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;
  • животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) - не ранее 1 ноября;
  • денежных средств - не ранее 1 декабря;
  • обязательств и других активов - не ранее 1 декабря.
 

      Эти нормы приведены в п. 7 Инструкции №180.

     Процесс инвентаризации можно подразделить на несколько этапов.

     Этап  первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовку приказа о проведении инвентаризации;
  • формирование инвентаризационной комиссии;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
  • получение расписок от материально ответственных лиц.

      Руководитель  организации издает приказ о проведении инвентаризации, которым предусматривается  создание инвентаризационной комиссии. В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно  действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Функции этих комиссий рассмотрены в таб.1.

Таблица 1

Функции комиссий

Функции центральной инвентаризационной комиссии Функции рабочих инвентаризационных комиссий
оказывает методическую помощь рабочим комиссиям  по вопросам проведения инвентаризаций;

проводит контрольные  проверки результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями;

рассматривает материалы инвентаризаций, представленные рабочими комиссиями;

готовит предложения  по регулированию результатов инвентаризации и представляет их на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризации.

      
осуществляют  инвентаризацию активов и обязательств организации;

оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами;

получают от материально ответственных лиц  объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;

принимают решение  по регулированию выявленных ими  результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

Информация о работе Организация учетной работы по составлению отчетности