Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Проблема грамотного учета за материалами выходит на первый план. Одной из главных задач организации становится уменьшение потерь материалов в производстве, замена материалов более дешевыми и экономичными без потери качества продукции.
Введение…………………………………………………………………………………………………........3
1.Обзор литературы...............................................................................................5
2. Организация бухгалтерского учета материалов………..................................13
2.1 Понятие материалов, задачи учета материалов и их оценка..................13
2.2 Первичный и складской учет материалов....................................................20
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов.....................................30
2.4 Инвентаризация материальных ценностей и отражение
ее результатов в учете..........................................................................................48
2.5 Отчетность по движению материальных ценностей.................................53
Заключение...........................................................................................................57
Список использованной литературы...................................................................60
При
сальдовом методе учета поступившие
в бухгалтерию первичные
Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета. /21/.
Аналитический учет движения материальных ценностей при ручном способе обработки учетной информации осуществляется в ряде журналов-ордеров и ведомостей.
Операции,
связанные с поступлением материальных
ценностей (стоимость ценностей, транспортно-заготовительные
расходы и др.), т. е. дебетовые
обороты по счету 10 «Материалы», находят
отражение в следующих
В промышленных, снабженческих и сбытовых организациях выбытие материальных ценности (передача в производство, расход на собственные нужды, отгрузка, отпуск на сторону и т. п.), т. е. кредитовые обороты по счету 10 «Материалы», выявляется в журналах-ордерах № 10, 10/1 (10-а), 10-с или 10-сн
Аналитический учёт товарно-материальных ценностей ведётся в ведомости “Движение материальных ценностей” № 10, № 10-а, №10-с (в денежном выражении).
В настоящее время при ведении
бухгалтерского учета широко
применяются средства
В «Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н, в п. 146 сказано, что применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:
Программы бухгалтерского учета относятся к классу прикладных компьютерных программ.
В
настоящее время наиболее распространенными
в бухгалтерской среде
Все
имеющиеся компьютерные бухгалтерские
программы работают с тем или
иным видом журнала хозяйственных
операций по традиционной схеме: первичные
документы — журнал хозяйственных
операций — промежуточные документы
— баланс и отчетность. Формирование
журнала хозяйственных операций
у них осуществляется по-разному.
Самый простой для программы
вариант и самый сложный для
бухгалтера — это вариант, когда
его составление бухгалтер
Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется на базе одного из двух следующих принципов:
1)
как универсальная программа
с механизмом настройки на
конкретные особенности
2) как программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с механизмом параметрических настроек (Галактика, Инфософт).
Универсальные программы значительно дешевле и проще в разработке, однако они требуют дополнительных усилий квалифицированных специалистов при их настройке на конкретном предприятии. По оценкам профессионалов, стоимость такой настройки соизмерима со стоимостью самой программы, т.е. составляет 100%.
Программы с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций при разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25% от их стоимости.
Имеющееся
программное обеспечение в
Причина
этого в том, что многие программные
специалисты влились в сферу
бухгалтерского учета из разных отраслей
экономики, пришедших в упадок в
результате проводимых в России реформ.
Плохо представляя специфику
финансовой деятельности, за которую
отвечает современный бухгалтер, они
подчас принуждают его уделять много
времени программному обеспечению
в ущерб своей основной работе.
/7/.
2.4 Инвентаризация
материальных ценностей и
ее результатов
в учете.
Инвентаризация является одним из средств контроля за состоянием и сохранностью материальных ресурсов. В соответствии с действующим законодательством и методическими указаниями по инвентаризации и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. №49 инвентаризация материальных запасов должна проводится не реже одного раза в 3 месяца, в том числе один раз в год – с полной передачей другому лицу. Инвентаризация может осуществляться: перед составлением годового баланса; при смене руководителя или главного бухгалтера; при смене (увольнение, уходе в отпуск) материально ответственного лица; при переоценке ценностей; при хищении, порче материальных ценностей, а также после пожаров, стихийных бедствий; при документальных ревизиях, аудиторских и прочих проверках; в других случаях.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается комиссия из числа специалистов организации с обязательным включением в ее состав материально ответственного лица. В отсутствие материально ответственного лица при необходимости проведение инвентаризации, а также в случае краж инвентаризации могут проводиться с включением в комиссию представителей власти (милиции). /20/.
До начала проведения инвентаризации материально ответственное лицо в присутствии комиссии составляет отчет, куда вносят все имеющиеся у него на руках документы по поступлению и отпуску материалов. Отчет вместе с документами визируется всеми членами комиссии, а материально ответственное лицо дает расписку о том, что все имеющиеся у него документы и ценности представлены и других документов и ценностей у него нет. Комиссия проверяет правильность показаний весоизмерительных приборов, опечатывает все помещения, где хранятся ценности, закрепленные за материально ответственным лицом, и преступает к инвентаризации.
Материальные ценности перемериваются, перевешиваются и записываются в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) по каждому наименованию, с указанием цены и количества (ведение описи материально ответственным не допускается). В описи не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Для каждого помещения, где хранятся материальные ценности, а также на выявленные испорченные и непригодные к дальнейшему использованию материалы составляется отдельная опись.
Незаполненных строк в описи быть не должно. В конце подсчитывают итоги по количеству и сумме, которые записывают прописью, а материально ответственное лицо письменно подтверждает, что все материальные ценности проверены, в опись включены правильно и претензий к комиссии у него нет. /4/.
Опись подписывают все члены комиссии и вместе с отчетом материально ответственного лица сдают в бухгалтерию. Там представленные документы тщательно проверяются, таксируются. Для выявления результатов инвентаризации по позициям, где имеют место расхождения, составляется сличительная ведомость, в которой указывается наличие материальных ценностей по данным бухгалтерского учета (из оборотных или сальдовых ведомостей), фактическое сальдо из описей, сумма естественной убыли в пределах норм и окончательная величина недостачи или излишка.
В
условиях автоматизации учета
Излишки приходуются по учетным ценам. Недостачи взыскиваются с виновных лиц по розничным ценам (в отдельных случаях с повышающим коэффициентом), а при отсутствии виновных списываются на финансовый результат.
Если при инвентаризации выявлена пересортица, в результате которой одних материалов не достает, а по другим имеется излишек, то в порядке исключения по распоряжению руководителя может быть разрешен взаимозачет у одного материально ответственного лица по материалам одного наименования, внешне похожим или упакованным в одинаковую тару. Перекрытие пересортицы производится по количеству. Суммовая разница взыскивается с материально ответственного лица (или относится в доход организации). /20/.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. /17/. Учет операций по инвентаризации дооценке материалов иллюстрирует табл. 2.
Табл. 2 Учет операции по инвентаризации и дооценке материалов.
№
п/п |
Содержание операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | ||
дебет | кредит | частная | общая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | В результате инвентаризации выявлены излишки материалов | 10 | 91 | 40 000 | |
2 | В результате инвентаризации выявлена недостача материалов: | ||||
2.1 | Отражена стоимость недостающих материалов по учетным ценам | 94 | 10 | 3 000 | |
2.2 | Сумма недостачи
в пределах норм естественной убыли
отнесена на издержки
а) если в недостаче виновно материально ответственное лицо: |
25, 26 | 94 | 100 | |
2.3 | Сумма недостачи
отнесена на виновное лицо
в части недостающих материалов по учетным ценам в части
разницы между учетной и |
73 73 |
94 98 |
2 900 1 000 |
3 000 3 900 |
2.4 | Сумма недостачи возмещена виновником | 50, 70 | 73 | 3 900 | |
2.5 | Списана на внереализационные
доходы сумма разницы между учетной
и розничной ценой недостающих
материалов
б) если виновный не установлен и отсутствует вина организации: |
98 | 91 | 1 000 | |
2.6 | Сумма недостачи
отнесена на операционные расходы
в) если во взыскании с конкретных лиц (материально ответственных) отказано по решению суда по причине вины организации: |
91 | 94 | 2 900 | |
№
п/п |
Содержание операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | ||
дебет | кредит | частная | общая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2.7 | Суммы недостачи списаны за счет источников собственных средств | 82, 84, 91 | 94 | 2 900 | |
3 | В результате инвентаризации выявлена пересортица материалов, по которым разрешен взаимозачет по количеству: | ||||
3.1 | Если в излишке
имеется более дорогой материал
(10 кг по цене 4 000 руб.), недостает более
дешевого материала (10 кг по цене 3 000 руб.):
На стоимость более дешевого материала (10 * 3 000) на сумму
стоимостной разницы между [10* (4 000 – 3 000)] |
10, с/с «Более дорогой
материал» 10, c/c «Более дорогой материал» |
10, с/с «Более дешевый
материал» 91 |
30 000 1 10 000 |
40 000 |
3.2 | Если в излишке
имеется более дешевый материал
(10 кг по цене 3 000 руб.). а недостает более
дорогого (10 кг по цене 4 000 руб.) на стоимость
более дешевого материала (10 * 3000)
На сумму
стоимостной разницы между [10 * (4 000 – 3 000)] |
10, с/с «Более дешевый
материал» 94 |
10, с/с «Более дорогой
материал» 10, с/с «Более дорогой материал» |
30 000 10 000 |
40 000 |