Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Проблема грамотного учета за материалами выходит на первый план. Одной из главных задач организации становится уменьшение потерь материалов в производстве, замена материалов более дешевыми и экономичными без потери качества продукции.
Введение…………………………………………………………………………………………………........3
1.Обзор литературы...............................................................................................5
2. Организация бухгалтерского учета материалов………..................................13
2.1 Понятие материалов, задачи учета материалов и их оценка..................13
2.2 Первичный и складской учет материалов....................................................20
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов.....................................30
2.4 Инвентаризация материальных ценностей и отражение
ее результатов в учете..........................................................................................48
2.5 Отчетность по движению материальных ценностей.................................53
Заключение...........................................................................................................57
Список использованной литературы...................................................................60
Учет движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках складского учета типовой формы (ф. № М-17). На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера.
Запись
в карточках делается заведующим
складом на основании первичных
документов в день совершения операции.
После каждой записи выводится остаток
по каждому номенклатурному
До сдачи в бухгалтерию первичные документы хранятся вместе с картотекой. Бухгалтер периодически, но не реже одного раза в пять дней посещает склад и вместе с материально ответственным лицом проверяет правильность ведения складского учета (обоснованность записей в карточки, правильность выведения количественных остатков), проставляя в карточки свою подпись.
В сроки, установленные графиком документооборота, но не реже одного раза в месяц материально ответственные лица отчитываются в бухгалтерии. Если объем документов на складах велик, то для отчета они используют реестры приемки-сдачи документов (форма № М-13), в один из которых записывают все приходные, в другой – все расходные документы за отчетный период, которые вместе с приложенными первичными документами сдают в бухгалтерию.
Если объем первичных документов на складе невелик, то материально ответственное лицо ежемесячно заполняет не реестры, а отчет о движении материалов по складу, куда записывает все документы по приходу и расходу материалов за отчетный период.
Вместе с реестром (или отчетом) на основании данных картотеки кладовщик заполняет сальдовую ведомость, где указывает наименование каждого материала и его количественный остаток на конец месяца. /20/.
Как уже было сказано, материально ответственные лица отчитываются в бухгалтерии, в сроки, установленные графиком документооборота. Под документооборотом понимается движение документов с момента их возникновения до сдачи их в архив.
Работу
по составлению графика
График
должен устанавливать на предприятии
рациональный документооборот, то есть
предусматривать оптимальное
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. /6/.
Своевременное
и качественное оформление первичных
учетных документов, передачу их в
установленные сроки для
Точное
соблюдение графика документооборота
способствует своевременному и полному
отражению в учетных регистра
совершаемых хозяйственных
Контроль
за соблюдением исполнителями
2.3 Синтетический
и аналитический учет
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск – по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
В дебет счета 10 относят все затраты по приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов. /21/.
Счет 10 имеет следующие субсчета:
Организации,
занятые выполнением научно-
Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары".
Организации,
занятые производством
В соответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета» синтетический учет материалов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:
При первом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.
При
втором способе дополнительно
Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» используется для отражения информации о приобретение запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материалов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически приобретенных ценностей.
На
счете 16 «Отклонение в стоимости
материалов» отражается разница
в стоимости приобретения материалов,
исчисленной в фактических
Применение
того или другого способа
Традиционным и более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. В этом случае поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:
20 «Основное производство» - на стоимость полученных из производства возвратных отходов;
23 «Вспомогательные производства» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и др. /5/.
Оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Следует отметить, что материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили – до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в текущем учете показывается как дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материалов на склад. /1/.
При
приемке материалов от поставщиков
могут быть выявлены излишки или
недостачи фактически поступившего
количества материалов по сравнению
с документальными данными, оформляемые
актом. Излишки приходуют по акту
и расценивают по учетным ценам
организации или отпускным
Методическими
указаниями по учету материально-
Сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется умножением количества недостающих или испорченных материалов на договорную (продажную) стоимость поставщика (без НДС и транспортных расходов). Исчисленная сумма недостач или порчи отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов по учету расчетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно сумма недостач или порчи списывается с кредита счета 94 на счета учета транспортно-заготовительных расходов или отклонений в стоимости материальных запасов (счета 10 или 16).