Организация учета материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Проблема грамотного учета за материалами выходит на первый план. Одной из главных задач организации становится уменьшение потерь материалов в производстве, замена материалов более дешевыми и экономичными без потери качества продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………........3
1.Обзор литературы...............................................................................................5
2. Организация бухгалтерского учета материалов………..................................13
2.1 Понятие материалов, задачи учета материалов и их оценка..................13
2.2 Первичный и складской учет материалов....................................................20
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов.....................................30
2.4 Инвентаризация материальных ценностей и отражение
ее результатов в учете..........................................................................................48
2.5 Отчетность по движению материальных ценностей.................................53
Заключение...........................................................................................................57
Список использованной литературы...................................................................60

Работа содержит 1 файл

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение ВПО Санкт (Автосохраненный).docx

— 95.41 Кб (Скачать)

       Если  испорченные материалы могут  быть использованы в организации или проданы (с уценкой), то они приходуются по ценам возможной реализации. На эту стоимость уменьшают сумму потерь от порчи.

       Недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются  по фактической себестоимости, включая  транспортно-заготовительные расходы, НДС и акцизы по дебету счетов расчетов по претензиям (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям») и кредиту счетов по учету расчетов (счет 60, счет 76).

       При поступлении недостающих материалов от поставщиков они приходуются  по дебету счетов учета материалов с кредита счета 76. При этом списанная  с кредита счета 76 сумма НДС отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

       При отсутствии оснований для предъявления претензий суммы недостач или  потерь от порчи списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». /8/.

       Производственный  расход сырья и материалов в бухгалтерском  учете отражается путем списания  с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счетов:

       20 «Основное производство»  - на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

       23 «Вспомогательные  производства» - на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;

       25 «Общепроизводственные  расходы» - на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;

       26 «Общехозяйственные  расходы» - на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;

       28 «Брак в производстве» - на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции и др.

       Отпуск  материалов из центральных складов  в кладовые производственных цехов рассматриваются, как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью:

       Д-т  счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»

       К-т  счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный  цех».

       В течение месяца списание сырья и  материалов производится по учетным  ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают  на те же счета затрат, на которые  были списаны материалы по учетным  ценам. При этом если фактическая  себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают  дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу – способом «красное сторно», т. е. отрицательными числами. /5/.

       При способе учета материалов по учетным ценам, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись:

       Д-т 15 «Заготовление  и приобретение материалов»

       К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

       Запись  по дебету  счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда  поступили материалы – до или  после получения расчетных документов поставщика.

       При этом по дебету счета 15 «Заготовление  и приобретение материалов» показывается стоимость приобретенных материалов по покупным ценам.

       Одновременно  отражают налог на добавленную стоимость:

       Д-т 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным  ценностям», субсчет  «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

       К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

       В зависимости от того, откуда поступили  те или иные ценности, и от характера  расходов по заготовке и доставке материалов также могут быть сделаны  следующие бухгалтерские записи:

       Д-т 15 «Заготовление  и приобретение материалов»

       К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п.

       Оприходование материалов, фактически поступивших  в организацию, осуществляется по учетным  ценам и отражается записью:

       Д-т 10 «Материалы»

       К-т 15 «Заготовление  и приобретение материалов».

       В результате произведенных записей  по каждой партии материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается  больше кредитового, это означает, что  фактическая себестоимость заготовленных  материалов выше учетной цены. На эту  разницу делается бухгалтерская  запись:

       Д-т 16 «Отклонение в  стоимости материальных ценностей»

       К-т 15 «Заготовление  и приобретение материалов».

       В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 «Заготовление  и приобретение материалов» будут  отражать сумму заготовленных материалов по фактической себестоимости.

       Если  оборот по кредиту счета 15 «заготовление  и приобретение материалов» превышает  дебетовый оборот этого счета, значит учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись:

       Д-т 15 «Заготовление  и приобретение материалов»

       К-т 16 «Отклонение в  стоимости материалов».

       При таком порядке учета поступления  материалов их фактическая себестоимость  будет слагаться так: сальдо счета 10 «Материалы» по учетным ценам  плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение  в стоимости материалов». Аналитический  учет по счету 16 ведется по группам  материальных ценностей, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.

       Остаток по счету 15 «заготовление и приобретение материалов» на конец месяца представляет собой стоимость материалов, находящихся  в пути

или не вывезенных со складов поставщиков.

       Известен  вариант учета заготовления материалов без сальдо по счету 15, при котором  в конце месяца делается запись без  оприходования материалов на складе:

       Д-т 10 «Материалы»

       К-т 15 «Заготовление  и приобретение материалов».

       В начале следующего месяца эти суммы  сторнируются.

       При передаче материалов в производство на счета затрат списывается отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение  в стоимости материалов».

При этом делается бухгалтерская запись:

        Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

        К-т 16 «Отклонение в  стоимости материалов»

Или делается сторнировочная запись:

       Д-т 20 «Основное производство»

       К-т 16 «Отклонение в стоимости материалов».

       Последняя запись делается в том случае если, стоимость материалов по учетным  ценам оказалась выше их фактической  себестоимости.

       Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных  ценностей, расходы, связанные с  продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.

       Операции  по продаже материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим  образом.

       На  сумму выручки от продажи материалов в зависимости от принятого в  организации метода учета продажи  делают запись:

       Д-т  счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»

       К-т  счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие доходы».

       Сумма НДС, полученная  в составе выручки, отражается:

       Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы»

       К-т 68 «Расчеты по налогам  и сборам», субсчет  «Расчеты по НДС».

       Списывается фактическая (балансовая) стоимость  проданных материалов:

       Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы»

       К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

       На  разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным  ценам делается запись:

       Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы»

       К-т 16 «Отклонение в  стоимости материалов».

       Суммы расходов, связанных с продажей материалов, отражаются:

       Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы»

       К-т 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами».

       Финансовый  результат от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета «Прочие расходы» и оборота кредита субсчета «Прочие доходы». Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается в отчетном периоде на финансовые результаты, что отражается записью:

       Д-т 99 «Прибыли и убытки»

       К-т  «Прочие доходы и  расходы», субсчет  «Сальдо прочих доходов  и расходов».

       Если  оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой  делается запись:

       Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Сальдо прочих доходов  и расходов»

       К-т 99 «Прибыли и убытки». /1/.

       Аналитический учет материалов ведется по материально ответственным лицам, в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них  - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета. /17/.

       Существует  несколько способов аналитического учета материалов: сортовой, способ учета по номенклатурным номерам  и оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

       Сортовой  способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

       На  каждый вид и сорт материалов в  бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых  на основании первичных документов записывают операции поступления и  расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета  материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и данными карточек складского учета. /5/.

       При способе учета по номенклатурным номерам первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным номерам. В конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

       Более прогрессивным является Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

       В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную  сальдовую ведомость  учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ставкам каждой учетной группы материалов и в целом по складу.

Информация о работе Организация учета материалов