Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Проблема грамотного учета за материалами выходит на первый план. Одной из главных задач организации становится уменьшение потерь материалов в производстве, замена материалов более дешевыми и экономичными без потери качества продукции.
Введение…………………………………………………………………………………………………........3
1.Обзор литературы...............................................................................................5
2. Организация бухгалтерского учета материалов………..................................13
2.1 Понятие материалов, задачи учета материалов и их оценка..................13
2.2 Первичный и складской учет материалов....................................................20
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов.....................................30
2.4 Инвентаризация материальных ценностей и отражение
ее результатов в учете..........................................................................................48
2.5 Отчетность по движению материальных ценностей.................................53
Заключение...........................................................................................................57
Список использованной литературы...................................................................60
По методу ХИФО списание материалов происходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимости выходит первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью.
Метод ХИФО предназначен в основном для предприятий, которые имеют высокую прибыль и стремятся уменьшить сумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние в результате снижения базы налогообложения. В настоящее время этот метод перекликается с методом ЛИФО, та как применяемые цены в основном имеют тенденцию не к снижению, а к повышению.
По методу ЛОФО списание материалов на производство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод в основном перекликается с методом ФИФО.
Метод
ЛОФО целесообразно применять для
отражения в учете большей
суммы прибыли, что способствует
привлечению потенциальных
По
методу НИФО применяют правило: следующим
пришел, первым ушел. Это означает, что
списание материалов на производство
происходит в порядке очередности, начиная
с цены второй закупленной партии. Остатки
сырья и материалов на складах на конец
месяца оцениваются по цене первой закупленной
партии. /5/.
2.2
Первичный и складской учет
материалов.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные
учетные документы принимаются
к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной
Для
оформления и учета хозяйственных
операций по движению материалов установлены
следующие унифицированные
Табл.
1 Унифицированные формы
№ формы | Наименование формы |
М-2 | Доверенность |
М-2а | Доверенность |
М-4 | Приходный ордер |
М-7 | Акт о приемке материалов |
М-8 | Лимитно-заборная карта |
М-11 | Требование-накладная |
М-15 | Накладная на отпуск материалов на сторону |
М-17 | Карточка учета материалов |
М-35 | Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений |
(Бланки форм первичной документации представлены в приложении)
Формы № М-2 и М-2а «Доверенность» применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтером организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенности, как правило, не должен превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит систематический (массовый) характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в «Журнале учета выданных доверенностей». Листы в журнале нумеруются, прошнуровываются и отпечатываются печатью. На последней странице делается надпись: «В настоящем журнале пронумеровано … страниц» - и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации. Записи в журнал производятся сразу после выдачи доверенностей. Подчистки и неоговоренные исправления в журнале запрещаются, исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями.
При использовании доверенностей формы № М-2 «Журнал учета выданных доверенностей» не ведется, так как все данные о выдаче и получении фиксируются на корешке доверенности. Неиспользованные доверенности возвращаются в бухгалтерию на следующий день после истечения срока их действия. По использованным доверенностям лица, их получившие, представляют в бухгалтерию документы, подтверждающие, что материальные ценности сданы им на склад организации. Контроль за соблюдением правил оформления, выдачи, регистрации доверенностей, а также за их использованием возложен на главного бухгалтера организации. /3/.
Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Типовая межотраслевая форма № М-4 составляется при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н., вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Форма № М-7 «Акт о приемке материалов» применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). /1/.
Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» предназначена для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Она составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предают до начала отчетного периода цеху-потребителю, а другой складу. Отпуск материалов допускается только в пределах лимита, который устанавливается исходя из производственной программы изготовления данного вида изделия и действующей технической нормы расхода материала на единицу изделия. При отпуске материалов со склада, кладовщик отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по материалам каждого номенклатурного номера. В экземпляре лимитно-заборной карты подразделения–получателя расписывается кладовщик, а экземпляр склада – представитель подразделения-получателя. Если не использованные в производстве материалы возвращают на склад, то запись делают на обратной стороне лимитно-заборной карты. /20/.
Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Требование-накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй – для оприходования ценностей принимающей стороны (складом, цехом). При отпуске материалов на сторону самовывозом требование-накладную, подписанную получателем, кладовщик передает в бухгалтерию организации для выписки расчетно-платежных документов. Документ без подписи главного бухгалтера или специально уполномоченного лица не действителен. /3/.
Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении доверенности на получение имущества, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад для оформления отпуска материалов, второй – получателю.
Форма № М-17 «Карточка учета материалов» применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке (книге) о поступлении или выдаче материалов кладовщик обязан делать на основании первичных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, лимитно-заборных карт, приходных ордеров и т. п.) в день совершения операции. В конце дня по каждому наименованию материалов выводится остаток, который сопоставляется с нормой запаса.
Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Учет материалов на предприятии ведется параллельно: в бухгалтерии в суммовом выражении и на складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются./18/.
Материальные ценности поступают в организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики материальных ценностей одновременно с отгрузкой продукции направляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные и др.). Полученные ценности сдаются на склад уполномоченным лицом или представителем отдела снабжения (маркетинга) под расписку заведующего складом на сопроводительных документах. С заведующим складом (кладовщиком) обязательно должен быть заключен типовой договор о полной материальной ответственности. При отсутствии должности заведующего складом его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после проведения сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту.
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то заведующий складом выписывает приходные ордера (ф. № М-4) на все количество поступивших материальных ценностей в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их поступления. Бланки приходных ордеров выдаются заведующему складом в заранее пронумерованном виде. Можно приходовать материальные ценности без выписки приходного ордера, если нет расхождений между фактически принятым количеством материальных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика. В данном случае на документе поставщика заведующий складом ставит штамп, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. /2/.
Если
при приемке материалов от поставщиков
установлено расхождение с
Если в течение дня несколько раз осуществляются поставки однородного груза, то можно выписывать один приходный ордер в целом за день. На оборотной стороне приходного ордера делается отметка о каждой отдельной приемке с подведением общего итога за день.
Материалы могут поступать в организацию и от подотчетных лиц. В этом случае подотчетное лицо передает материальные ценности, приобретенные за наличные денежные средства в магазинах, на рынках, у населения и т.д., заведующему складом, который приходует их, выписывая приходные ордера в общеустановленном порядке.
При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей, к нему необходимо приложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты (справки), если покупки сделаны на рынках или у населения.