Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:05, дипломная работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты методических и инструктивных материалов, исследовать на практике организацию бухгалтерского учета и экономической эффективности функционирования организации и разработать мероприятия по их совершенствованию с целью практического применения экономическим субъектом.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
- дать организационно-правовую характеристику объекту исследования;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
- рассмотреть действующую практику организации бухгалтерского учета на объекте исследования;
- оценить экономическую эффективность функционирования объекта исследования;
- определить основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на объекте исследования;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономической эффективности функционирования объекта исследования.
Согласно данным таблицы 2.6 себестоимость продукции ОАО «Майкопхлебопродукт» за 2009 – 2011 годы увеличилась на 6352,0 тыс.р. или на 61,0%. При этом условно-переменные расходы увеличились на 5385,7 тыс.р. или на 60,6%, а условно-постоянные – на 966,3 тыс.р. или на 63,2%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом себестоимость увеличилась на 16,3%, условно-переменные затраты на 18,4%, условно-постоянные затраты – на 5,8%.
Расходы на оплату труда основных рабочих за 2009 – 2011 годы увеличились на 4012,0 тыс.р. или на 69,5%. Начисления на заработную плату увеличились на 818,8 тыс.р. или на 54,6%.
Расходы на материалы в 2010 году составили 1966,7 тыс.р., что больше чем в 2009 году на 830,6 тыс.р. или на 73,1%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы на материалы уменьшились на 445,8 тыс.р. или на 22,7%, что объясняются тем, что на новый вид продукции – метлахскую плитку были выработаны более рациональные нормы расхода материалов в 2011 году.
Затраты на топливо и электроэнергию на производственные нужды увеличились за анализируемый период времени на 170,1 тыс.р. или на 35,2%. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования в 2011 году составили 123,8 тыс.р., что больше чем в 2009 году на 34,5 тыс.р. или на 38,6%. Общехозяйственные расходы ОАО «Майкопхлебопродукт» увеличились за 2009 – 2011 годы на 884,4 тыс.р. или на 73,4%.
Величина транспортных расходов за 2009 – 2011 годы увеличилась на 29,6 тыс.р. или на 19,2% и составила в 2011 году сумму равную 183,54 тыс.р.
Коммерческие расходы незначительны и возросли с 80,5 тыс.р. в 2009 году до 98,3 тыс.р. в 2011 году.
Анализ финансовых результатов включает в себя оценку динамики показателей прибыли.
Расчет уровня и динамики финансовых показателей представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.9 – Анализ уровня и динамики финансовых показателей ЗАО «Стройсервис» за 2009 – 2011 годы
Наименование показателя | 2009 год, | 2010 год | 2011 год, | Качественные изменения (+,-) | |||
2009 год к 2008 году | 2010 год к 2009 году | ||||||
абсолютное | относительное | абсолютное | относительное | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка (нетто) от продажи продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 14273,0 | 19486,0 | 22151,0 | 5213,0 | 36,5 | 2665,0 | 13,7 |
Себестоимость проданной продукции | 10419,0 | 14420,0 | 16771,0 | 4001,0 | 38,4 | 2351,0 | 16,3 |
Валовая прибыль | 3854,0 | 5066,0 | 5380,0 | 1212,0 | 31,4 | 314,0 | 6,2 |
Коммерческие расходы | – | – | – | – | – | – | – |
Управленческие расходы | – | – | – | – | – | – | – |
Прибыль от продаж | 3854,0 | 5066,0 | 5380,0 | 1212,0 | 31,4 | 314,0 | 6,2 |
Проценты к получению | – | – | – | – | – | – | – |
Проценты к уплате | 487,0 | 409,0 | 331,0 | -78,0 | -16,0 | -78,0 | -19,1 |
Доходы от участия в других организациях | – | – | – | – | – | – | – |
Прочие доходы | 546,0 | 318,0 | 291,0 | -228,0 | -41,8 | -27,0 | -8,5 |
Прочие расходы | 96,0 | 104,0 | 205,0 | 8,0 | 8,3 | 101,0 | 97,1 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 3817,0 | 4871,0 | 5135,0 | 1054,0 | 27,6 | 264,0 | 5,4 |
Налог на прибыль | 916,0 | 974,0 | 1027,0 | 58,0 | 6,3 | 53,0 | 5,4 |
Чистая прибыль | 2901,0 | 3897,0 | 4108,0 | 996,0 | 34,3 | 211,0 | 5,4 |
Как видно из данных таблицы 2.7 выручка от продажи за анализируемый период увеличилась на 55,2%. Одновременно с увеличением выручки наблюдается увеличение себестоимости в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 38,4%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 16,3%. Доля себестоимости в сумме выручки от продажи в 2010 году составила 75,7%, в 2009 году – 74,0%, а в 2008 году – 73,0%. Валовая прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1212,0 тыс.р. или на 31,4%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 314,0 тыс.р. или на 6,2%.
Коммерческие и управленческие расходы в форме №2 «Отчет о прибыли и убытках» ЗАО «Стройсервис» не выделяет, так как эти расходы учитываются в составе себестоимости.
Прочие доходы в 2009 году составили 318,0 тыс.р. или 1,6% к выручке от продаж. В 2010 году величина прочих доходов сократилась на 41,8 тыс.р. или на 27,0%.
Налог на прибыль за анализируемый период изменился следующим образом: в 2009 году увеличился на 58,0 тыс.р. или на 6,3% по сравнению с 2008 годом, в 2010 году налог на прибыль составил 1027,0 тыс.р., что на 53,0 тыс.р. или на 5,4% больше чем в 2009 году.
Чистая прибыль в 2010 году составила 4108,0 тыс.р. или 18,5% по отношению к выручке от продаж, в 2009 году уровень чистой прибыли к выручке был на 1,5% больше.
Основными факторами, повлиявшими на снижение чистой прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом стали рост затрат на 1 рубль выручки от продажи работ и услуг, отсутствие прочих факторов при наличии прочих расходов, рост процентов к уплате.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЭФФЕКТИВНОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОАО « МАЙКОПХЛЕБОПРОДУКТ»
3.1 Направления совершенствования организации бухгалтерского учета в организации
Как известно бухгалтерский учёт решает множество хозяйственных задач, важнейшей из которых является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. В последние годы достижение этой цели руководители организаций, да и многие учётные работники видели исключительно в полном переходе отечественной системы бухгалтерского учёта на МСФО. Но единственный ли это путь?
К сожалению, мнение о том, что МСФО могут полностью заменить отечественные правила бухгалтерского учёта, до конца не смог развеять даже мировой финансовый кризис и банкротство многих западных компаний, в которых бухгалтерский (финансовый) учёт велся в полном соответствии с МСФО.
По-видимому, мы должны констатировать тот факт, что МСФО не способны быть панацеей и решением всех стоящих перед бухгалтерским учётом проблем. Тем более что значение и роль бухгалтерского учёта не ограничивается потребностями, связанными с формированием бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Функцией бухгалтерского учёта является также и обеспечение руководства организации данными для принятия текущих управленческих решений, формирования информации для нужд финансовой статистики, анализа финансово-хозяйственной деятельности, исчисления налогооблагаемой базы при расчете большинства налогов и т.д.
Следовательно, чтобы двигаться вперед, нужно не только представлять конечную цель (хотя это и главное), но и видеть многообразие проблем мешающих к ней двигаться.
Можно выделить пять основных проблем:
1) Понижение качества аналитического бухгалтерского учёта и как следствие снижение достоверности отчётной информации;
2) Упрощение, или примитивизация учёта затрат на производство, с повсеместным переходом предприятий и организаций на котловой метод учёта затрат, отказ от составления отчётных калькуляций;
3) Снижение методологического потенциала национальной школы учёта, поголовном увлечении научных кадров МСФО, их пренебрежением к реальным потребностям бухгалтерского учёта на предприятиях и в организациях;
4) Изменение отношения к бухгалтерскому учёту не как к системообразуюшей категории управления, а к его восприятию в качестве вспомогательного элемента, обслуживающего финансовый рынок;
5) Снижение исполнительской дисциплины, некоторые положения на практике не выполняются, а подчас приобретают декларативный характер. Имеются и другие серьезные вопросы.
По-видимому, для решения как традиционных, так и относительно новых задач бухгалтерского учёта – участие в борьбе с коррупцией, противодействие необоснованному повышению цен, картельным сговорам, уклонению от уплаты налогов и т.д., недостаточно только следовать в фарватере МСФО. Необходимо реанимировать отечественную школу методологии бухгалтерского учёта, так как выход из сложившегося кризиса (в том числе и в бухгалтерском учёте) прежде всего в опоре на собственные силы.
За последние годы осуществлен ряд мер по совершенствованию организации бухгалтерского учета. Улучшены методология и организация учета, повысилась его действенность. Расширилось применение средств автоматизации учета, созданы централизованные бухгалтерии, упразднены бухгалтерии в структурных подразделениях предприятий.
Между тем некоторые организации еще не уделяют должного внимания вопросам улучшения организации бухгалтерского учета и контроля за правильным использованием материальных и финансовых ресурсов.
Во многих организациях ослаблена ответственность работников за правильное и своевременное составление первичной учетной документации по начислению заработной платы и использованию материальных ценностей. Нередки случаи, когда сырье и материалы отпускаются без взвешивания и пересчета, что снижает достоверность учета и создает возможности для хищений.
Со стороны многих должностных лиц по-прежнему допускается недооценка бухгалтерского учета и роли работников бухгалтерий в осуществлении контроля за сохранностью собственности и выполнением нормативных указаний. Контрольные органы зачастую мирятся с таким положением дел, не принимают необходимых мер к повышению уровня руководства бухгалтерским учетом, не проявляют заботы о подборе и подготовке бухгалтерских кадров и повышении их квалификации.
Учитывая важное значение дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета в повышении эффективности управления организацией и в обеспечении рационального, экономного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов руководству организации необходимо:
1. Рассмотреть состояние бухгалтерского учета, разработать и осуществить мероприятия по значительному улучшению организации учета, уделив при этом особое внимание:
- повышению роли бухгалтерского учета в осуществлении контроля за финансово - хозяйственной деятельностью и за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в сборе необходимой информации о ходе выполнения нормативов и смет и причинах отклонений;
- упорядочению первичной учетной документации, обеспечению широкого внедрения типовых унифицированных форм ее и строгого соблюдения порядка оформления этой документации;
- дальнейшему повышению уровня автоматизации учетно - вычислительных работ, улучшению их проектирования и широкому применению типовых проектных решений;
- укомплектованию бухгалтерии организации квалифицированными специалистами, улучшению переподготовки бухгалтерских кадров, имея в виду возрастающие требования к организации учета и контроля.
2. Обязать систему внутреннего контроля проводить систематические проверки состояния бухгалтерского учета в организации; обобщать опыт работы передовых бухгалтеров, проводить конкурсы и смотры на лучший, образцово поставленный учет с высоким уровнем учетно - вычислительных работ.
3. Принять меры к обеспечению строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и других материальных ценностей. Ограничить число должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Перечни таких лиц и видов материальных ценностей должны определяться руководителями объединений, предприятий, организаций и учреждений по согласованию с главными бухгалтерами.
4. Осуществить ремонт и реконструкцию существующих, а в необходимых случаях строительство новых складских помещений; оснастить склады, кладовые, цехи, производственные участки необходимыми весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями. Определить в соответствии с действующим законодательством меры ответственности заведующих складами, кладовщиков и других должностных лиц за правильность приемки, хранения и отпуска материальных ценностей.
5. Внедрить эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением каждым работником, бригадой, участком, мастерской, цехом установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, нормативов использования оборудования и инструментов, а также за выполнением заданий по экономии материальных ресурсов. Принять меры к повышению достоверности оперативного учета движения деталей, узлов и полуфабрикатов в процессе выполнения строительно-монтажных работ. Не допускать расходования материальных ценностей сверх установленных норм, а также списания их по действующим нормам при наличии экономии против этих норм.
6. Разработать и осуществить мероприятия по улучшению нормирования и учета трудовых затрат на производство отдельных видов продукции, усилению контроля за соответствием фактически выполненных работ их оплаченному объему, а также по более широкому применению учета выработки и оплаты труда по конечной производственной операции.
7. Повысить персональную ответственность мастеров, бригадиров, начальников участков, нормировщиков и других должностных лиц за правильное оформление первичной документации по учету выработки и начислению заработной платы.
Для улучшения организации бухгалтерского учета в ОАО «Майкопхлебопродукт», рекомендуются следующие мероприятия:
1. В части учетной политики:
- в современных условиях хозяйствования ОАО «Майкопхлебопродукт» в виду высокого уровня дебиторской и кредиторской задолженности, следовало бы в своей учетной политике предусмотреть изменение сроков инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы выверка расчетов по ним проводилась не в конце года, а ежеквартально;
- вопрос о необходимости формирования резерва по сомнительным долгам (в пассиве), а также сумме сомнительной дебиторской задолженности (актив баланса) должен найти отражение в учетной политике организации на будущий год.
2. В части ведения первичного учета:
- проводить инструктаж по оформлению документов первичного учета;
- исключить ошибки в оформлении документации первичного учета и обоснованно принимать их к учету.