Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:05, дипломная работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты методических и инструктивных материалов, исследовать на практике организацию бухгалтерского учета и экономической эффективности функционирования организации и разработать мероприятия по их совершенствованию с целью практического применения экономическим субъектом.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
- дать организационно-правовую характеристику объекту исследования;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
- рассмотреть действующую практику организации бухгалтерского учета на объекте исследования;
- оценить экономическую эффективность функционирования объекта исследования;
- определить основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на объекте исследования;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономической эффективности функционирования объекта исследования.
ВВЕДЕНИЕ
В течении девяностых годов шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета в России, применению международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности. Начали с разработки и внедрения методики бухгалтерского учета для совместных предприятий, во множестве появившихся в конце восьмидесятых годов.
В девяностые годы был предложен и начал применяться новый план счетов бухгалтерского учета. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из десяти классов с трехзначной нумерацией кодов синтетических счетов, двумя-тремя резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета. Неприемлемое условие такого перехода – полное изменение кодирования применяемых синтетических счетов, что повлечет необходимость переделки компьютерных программ бухгалтерского учета, дезорганизует работу бухгалтеров, аудиторов, налоговых инспекторов и других заинтересованных лиц.
Было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Вводится новый порядок учета накоплений, финансирования капитальных вложений и формирования капитала организаций и предприятий, создаются возможности для учета операций по капитализации арендного имущества, резервов по сомнительным долгам, расчетов с акционерами, вексельного обращения и некоторых других явлений рыночной экономики.
Работа над проектом Закона о бухгалтерском учете показала, что жесткое регламентирование методологии и организации бухгалтерского учета неприемлемо. Нужно переходить к новым регламентирующим документам – стандартам бухгалтерского учета. Первым был утвержден стандарт об учетной политике предприятия, содержащий общие правила бухгалтерского учета, повсеместно применяемые в мировой практике финансового учета и отчетности.
Наконец был принят стандарт «Бухгалтерская отчетность организации», который максимально приблизил ее структуру и содержание к международным правилам, принятым в Объединенной Европе и в др. странах. В этом стандарте определено, что достоверной считается бухгалтерская отчетность, основанная на системном бухгалтерском учете, информация которого формируется исходя из принципов и правил, изложенных в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Этот стандарт даст толчок для развития совместных предприятий.
Мировой и наш небольшой российский опыт бухгалтерского учета в интересах налогообложения свидетельствует о том, что никакие параллельные системы учета не нужны.
Тем более что налогооблагаемая прибыль и иные налоговые показатели могут быть получены из бухгалтерской информации путем корректирования бухгалтерских показателей в соответствии с правилами налогообложения расчетным путем и на основе выборки и обобщения необходимых данных из аналитического учета. Сосуществование бухгалтерского и налогового учета в одних и тех же организациях удорожит учет, потребует привлечения новых бухгалтеров, которых и так недостаточно. Неизбежно снижение профессионализма бухгалтерских кадров, что нанесет ущерб всем пользователям бухгалтерской информации, а также интересам фискальной политики.
Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления организацией. Наиболее важную, достоверную систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. В процессе учета разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет – одна из важнейших функций управления предприятием.
В этих условиях эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильной его постановки в организации.
Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.
Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные документы внутренняя бухгалтерская отчетность; документооборот; использование средств механизации и автоматизации учета; структура и организация учетного аппарата и определение выполняемых им функций.
Организация бухгалтерского учета представляет собой систему условий и слагаемых построения учетного процесса и организацию работы исполнителей в целях получения достоверной и своевременной информации о деятельности предприятия.
Развитие предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа предпринимательской деятельности. Своевременность, качество и достоверность этой информации достигаются высоким уровнем подготовленности и профессионализма бухгалтера.
В соответствии с Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", профессиональный бухгалтер должен иметь соответствующую квалификацию, высокий уровень которого достигается наличием соответствующего образования и опыта практической работы в сфере организации бухгалтерского учета на предприятии.
На предприятиях бухгалтерский учет осуществляет специальная служба – бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером или финансовым директором.
Задачей бухгалтерской службы является обеспечение формирования полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, устанавливающими принципы и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Бухгалтерская служба в своей деятельности регламентируется различными нормативно-законодательными актами. Процесс непрерывного бухгалтерского учета разделяется на различные стадии, особенности его ведения различаются предприятиях в зависимости от учетной политики, принятой на предприятии, а также от действующего плана бухгалтерских счетов предприятия.
Вышеизложенное определяет актуальной выбранной темы, которая заслуживает исследования в данной работе.
Цель работы – изучить теоретические аспекты методических и инструктивных материалов, исследовать на практике организацию бухгалтерского учета и экономической эффективности функционирования организации и разработать мероприятия по их совершенствованию с целью практического применения экономическим субъектом.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
- дать организационно-правовую характеристику объекту исследования;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
- рассмотреть действующую практику организации бухгалтерского учета на объекте исследования;
- оценить экономическую эффективность функционирования объекта исследования;
- определить основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на объекте исследования;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономической эффективности функционирования объекта исследования.
Объектом исследования в данной работе является ОАО Комбинат «Майкопхлебопродукт».
Предметом исследования является организация бухгалтерского учета и анализ экономической эффективности ОАО Комбинат «Майкопхлебопродукт».
В процессе исследования применялись следующие методы: экономический, монографический, экономико – математический; основные методы экономического анализа.
Информационной базой для работы послужили финансовая отчетность ОАО Комбинат «Майкопхлебопродукт» за период 2010 – 2011 гг. и учетная политика за 2011 г.
При написании дипломной работы были использованы научные труды таких авторов как А.Ю. Бабаев, А.С. Бакаев, Н.Л. Вещунова, Н.П.Кондраков, В.В. Крутик, В.В. Ковалев, А.Е. Шевелев и др, а также периодическая литература и экономические сайты Интернета.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Организация бухгалтерского учета в организации
Сегодня, в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – организации. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. В организации сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий и продажи продукции.
Для решения некоторых из них в организации прибегают к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет в обязательном порядке ведется на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы и сферы деятельности. Основные правила организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий едины.
Ведение бухгалтерского учета регламентируется законами, нормативными актами и положениями по бухгалтерскому учету. Но устанавливаемые законодательными документами правила предполагают многовариантность бухгалтерских решений. Поэтому каждое предприятие в соответствии со спецификой своей деятельности вправе выбрать те варианты, которые обеспечат ему наиболее эффективную работу.
Такие вопросы, как организация, форма и техника ведения бухгалтерского учета, предприятие решает самостоятельно. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций [].
В Федеральном законе Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [ ] предусмотрено, что в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:
- бухгалтерией как самостоятельным подразделением;
- бухгалтером, состоящим в штате предприятия;
- специальной централизованной бухгалтерией, обслуживающей несколько предприятий;
- бухгалтером, работающим по договору;
- руководителем предприятия лично.
На крупных предприятиях бухгалтерия разделена на несколько отделов, например, расчетный, материальный, производственный, отдел готовой продукции, учета капитальных вложений и т.д.
Расчетная группа выполняет все расчеты по заработной плате и удержаний из нее, а также осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по единому социальному налогу.
Материальная группа ведет учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками, хранение материалов и списание их в производство. На небольших предприятиях материальная группа ведет учет поступления основных средств, нематериальных активов и учет готовой продукции, на крупных предприятиях для этих целей создаются специальные группы.
Производственная группа ведет учет затрат на все виды производств, калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, а также учет затрат незавершенного производства [ ].
На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчеты предприятия с другими юридическими и физическими лицами.
Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Аппарат бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности.
Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также документы, связанные с расчетными, кредитными и денежными обязательствами. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
Бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах бухгалтер письменно извещает руководителя организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету бухгалтер исполняет его, но всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации [ ].
Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.