Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:25, курсовая работа
целью данной работы, ставится анализ противоречий и проблем нормирования бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать данную проблему и предложить возможные варианты решения мною должны быть решены следующие задачи:
- изучить понятие «нормирование бухгалтерской отчетности»;
- охарактеризовать уровни нормирование бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть виды противоречий и способы их преодоления;
- предложить варианты возможных решений по преодолению выявленных противоречий.
Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1. Составляющие нормативного регулирования бухгалтерского учета..…............5
1.2. Характеристика уровней нормативного регулирования……………….............14
Глава 2. Преодоление противоречий и пробелов в нормативном регулировании бухгалтерского учета
2.1. Квалификация противоречий и роль учетной политики в их преодолении……………………………………………………………………...........23
2.2. Виды противоречий и способы их преодоления……………………………….28
2.3. Возможные решения по преодолению противоречий в учетной политике…..33
2.4. Пробелы в нормативном регулировании бухгалтерского учета……………….44
Заключение..............................................................................................................48
Список использованной литературы.......................................................52
Таким образом, после внесения указанных изменений согласно нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 суммы дооценки (уценки) объектов основных средств в результате их переоценки следует признавать внереализационными доходами (расходами). В то же время из содержания п. 15 ПБУ 6/01 следует, что указанные доходы (расходы) следует признавать в качестве операционных доходов (расходов). Таким образом, акты равной юридической силы, принятые одновременно, однопорядковыми нормами предписывают по-разному квалифицировать одни и те же доходы (расходы). Следовательно, для разрешения данного противоречия не применимы правила 1, 2, 3: о приоритете акта более высокой юридической силы, о приоритете более позднего акта, о приоритете специальной нормы перед общей нормой. Подобные противоречия между Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) следует разрешать, учитывая связь факта хозяйственной деятельности (рассматриваемого вопроса), который регулируется противоречивыми нормами, с предметом регулирования нормативных актов, в которых эти нормы содержатся.
- Противоречия между положениями (элементами) учетной политики и нормативными актами Минфина России
Пределы участия учетной политики в регулировании бухгалтерского учета установлены в п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08): либо выбор одного способа бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых нормативными актами; либо разработка не установленного в нормативных актах способа бухучета, исходя из Положений по бухгалтерскому учету. Таким образом, элементы учетной политики, не соответствующие нормам действующих нормативных актов, являются недействительными.
Только в одном случае элементы учетной политики могут не соответствовать нормам действующих нормативных актов. Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете». Согласно п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) «применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации». Из совокупности приведенных выше норм следует, что организация имеет право применять способы бухгалтерского учета не соответствующие нормативным актам, если в соответствующем обосновании приведет доказательства того, что в результате применения нового способа: 1) достоверность бухгалтерского учета и отчетности повысилась; либо 2) достоверность бухгалтерского учета и отчетности не снизилась, а трудоемкость учетного процесса уменьшилась19.
Также,
анализ данных норм позволяет сделать
вывод, что описание нового способа
учета с соответствующим
- Противоречия между нормативными актами и актами Минфина России разъяснительного характера (актами толкования)
Очевидно, что в данном случае приоритет над актами Минфина России разъяснительного характера (актами толкования) имеют нормативные акты. Однако рассматриваемая проблема проста только на первый взгляд. Как правило, организации обращаются в Минфин России за разъяснениями при возникновении проблем в нормативном регулировании (неясности и противоречии норм, пробелов и т.д.). В противном случае, если содержание нормативных актов не предполагает разночтений, то и необходимость в обращении за разъяснениями отсутствует. Ясно, что при таких обстоятельствах значение разъяснительных актов (актов толкования) Минфина России, определяющих содержание предписаний нормативных актов, является весьма существенным. Рассмотрим на примере. Письмом Минфина России от 26 ноября 2001 г. № 16-00-14/508 «О вопросах применения ПБУ 6/01» сообщается, что «в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, а месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Следовательно, введение Приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», ПБУ 6/01), введенного в действие, начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., не противоречит нормам, установленным Федеральным законом. В связи с вышеизложенным должны быть внесены изменения в учетную политику организации и произведены исправительные записи в бухгалтерском учете». Таким образом, согласно данному письму, изменения в учетную политику, вызванные вступлением в силу ПБУ 6/01, следует вносить в течение отчетного года.
В
то же время, согласно п. 4 ст. 6 Федерального
закона «О бухгалтерском учете»: «Изменение
учетной политики может производиться
в случаях изменения
Таким
образом, указанное письмо противоречит
приведенным предписаниям Федерального
закона «О бухгалтерском учете». Следовательно,
организация имеет основания
не использовать положения данного письма
при принятии решения о моменте внесения
изменений в свою учетную политику.
2.4.
Пробелы в нормативном
регулировании бухгалтерского
учета
Под пробелом в правовом регулировании понимается отсутствие необходимой нормы для регулирования конкретной ситуации. В таком случае, п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) устанавливает следующий порядок действий. «Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету».
Следует обратить внимание на круг нормативных актов, которые могут быть использованы для разработки необходимой нормы, - к ним относится только Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Каким же способом организация может разработать недостающую норму? По нашему мнению, представляется правильным следующий порядок действий. Сначала следует осуществить поиск норм, регулирующие аналогичные (сходные) операции во всех действующих Положениях по бухгалтерскому учету. В случае отсутствия норм, регулирующих аналогичные (сходные) операции, следует разработать недостающую норму, используя допущения и требования, установленные в п. 6 и п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08. Предлагаемый подход соответствует способам преодоления пробелов, применяемым судами при рассмотрении дел. Так, согласно п. 6 ст. 13 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ: «В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права)».21
Пример, (разработки отсутствующего в нормативных актах способа учета, на основании норм, регулирующих аналогичные (сходные) операции). Так, согласно ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 № 208 «Об акционерных обществах» акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока, право собственности на неоплаченные акции переходит к обществу. Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Порядок ведения бухгалтерского учета и отражения в отчетности операций по переходу акционерному обществу права собственности на неоплаченные акции, распределенные при его учреждении, согласно ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 № 208 «Об акционерных обществах», нормативными актами по бухгалтерскому учету не урегулирован.
Бухгалтерский учет схожих операций (приобретение акционерным обществом собственных акций для последующей их перепродажи или аннулирования) урегулирован следующими нормативными актами:
1)
Положением по бухгалтерскому
учету «Учет финансовых
2)
Инструкцией по применению
3)
Положением по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская
Заключение
Подводя итог курсовой работы мне бы хотелось отметить следующее: При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться законодательными и нормативными актами, которые, в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» можно подразделить на три уровня.
-
Первый уровень составляют
- Второй уровень составляют национальные российские бухгалтерские стандарты - положения по бухгалтерскому учету. - Третий уровень составляют документы, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета на основе и в развитие документов первого и второго уровней. К ним относятся инструкции и методические указания разрабатываемые в разрезе существующих ПБУ.
-
Четвертый уровень составляют
документы, разрабатываемые
1. Обеспечение стратегических целей развития государства. Запрет введения норм по принципу «после нас хоть потоп». Научная обоснованность норм (система экспертной оценки проектов законодательства).
2. Нейтральность законодательства. В функции системы не должно входить обеспечение фискальных функций государства, а также регулирование отношений между хозяйствующими субъектами. Бухгалтерский учет должен отражать хозяйственную практику, а не диктовать ей правила поведения через установление правил, не отвечающих экономическим принципам. 3. Принцип соразмерности: разумное соотношение требований системы и статуса хозяйствующих субъектов. Субъектам малого предпринимательства — упрощенный учет и отчетность. Крупным хозяйствующим субъектам — разумные объемы предоставляемой информации. 4. Учет уровня развития информационных систем: при установлении норм обязательный учет технической реализуемости в автоматизированных системах. 5. Принцип экономии, рациональности. Совокупный эффект от применения законодательства должен превышать затраты на выполнение законодательства. Эффект для государства: достоверная информация об имущественном положении хозяйствующих субъектов.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета