Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы, ставится анализ противоречий и проблем нормирования бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать данную проблему и предложить возможные варианты решения мною должны быть решены следующие задачи:
- изучить понятие «нормирование бухгалтерской отчетности»;
- охарактеризовать уровни нормирование бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть виды противоречий и способы их преодоления;
- предложить варианты возможных решений по преодолению выявленных противоречий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1. Составляющие нормативного регулирования бухгалтерского учета..…............5
1.2. Характеристика уровней нормативного регулирования……………….............14
Глава 2. Преодоление противоречий и пробелов в нормативном регулировании бухгалтерского учета
2.1. Квалификация противоречий и роль учетной политики в их преодолении……………………………………………………………………...........23
2.2. Виды противоречий и способы их преодоления……………………………….28
2.3. Возможные решения по преодолению противоречий в учетной политике…..33
2.4. Пробелы в нормативном регулировании бухгалтерского учета……………….44
Заключение..............................................................................................................48
Список использованной литературы.......................................................52

Работа содержит 1 файл

курсовая по бух.учету.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ  РФ

Байкальский филиал

Гуманитарного института (г. Москва)

Экономический факультет

 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Бухгалтерская финансовая отчетность

на тему: Нормативное регулирование бухгалтерского учета 

              Выполнила: студентка 4 курса 

              группы  Э-403

              Малыгина  А.С.

              Проверила: Калмынина Т.В. 

Дата сдачи: «___» ___________2010г.

Дата защиты: «___» _________ 2010 г.

Оценка: ________________________

Улан-Удэ

2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……...3  

Глава 1. Нормативное регулирование  бухгалтерского учета  в Российской Федерации        

1.1. Составляющие  нормативного регулирования бухгалтерского учета..…............5

1.2. Характеристика  уровней нормативного регулирования……………….............14  

Глава 2. Преодоление  противоречий и пробелов в нормативном регулировании бухгалтерского учета                                                                 

2.1. Квалификация  противоречий и роль учетной  политики в их преодолении……………………………………………………………………...........23

2.2. Виды противоречий  и способы их преодоления……………………………….28

2.3. Возможные решения по преодолению противоречий в учетной политике…..33

2.4. Пробелы в нормативном регулировании бухгалтерского учета……………….44  

Заключение..............................................................................................................48 

Список использованной литературы.......................................................52 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса  и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами. В настоящее время в ведении бухгалтерского учета в Российской Федерации существуют проблемы, которые требуют немедленного решения, именно поэтому данная работа является актуальной.

    Ключевым  элементом нормирования системы  бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику. 
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает в себя документы четырех уровней:

    I уровень системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

    II уровень системы - Положения по  бухгалтерскому учету (ПБУ.;

    III уровень системы - методические  указания (типовые указания и  рекомендации) по ведению учета;

    IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов и т.д.).

    Значит, нормирование должно было бы происходить  на этих четырех уровнях, но в некоторых случаях нормативные документы разных уровней не соответствуют друг другу. Именно отталкиваясь от этого, целью данной работы, ставится анализ противоречий и проблем нормирования бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать данную проблему и предложить возможные варианты решения мною должны быть решены следующие задачи:

    -    изучить понятие «нормирование  бухгалтерской отчетности»;

    -    охарактеризовать уровни нормирование  бухгалтерской отчетности;

    -    рассмотреть виды противоречий и способы их преодоления;

    - предложить варианты возможных решений по преодолению выявленных противоречий.          

    Структура работы: состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Нормативное регулирование  бухгалтерского учета  в Российской Федерации

1.1. Составляющие нормативного регулирования бухгалтерского учета

      Нормативное регулирование бухгалтерского учета  представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:  

     1)     нормативное правовое регулирование  - осуществляется нормами права,  содержащимися в соответствующих  нормативных правовых актах; 

     2) методическое (нормативно-техническое)  регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера. Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).  

     К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1 и нормативные правовые акты Минфина России. Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.      В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров»2. Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей работе не рассматриваются3

     Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина  России, который по результатам юридической  экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной  регистрации (не требующим государственной  регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России «в государственной регистрации не нуждается» - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.  Согласно абзацу е  п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. № 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете». Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в «Финансовой газете». Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации4.  Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной.    

     Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера  также являются обязательными для  исполнения, как и нормативные  правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.  Акты Минфина России, как нормативные правовые, так и методического (нормативно-технического) характера издаются (принимаются) в виде приказов, независимо от наименования утверждаемого ими текста (методические указания, указания и др.) Под нормативными актами, составляющими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, понимается совокупность нормативных правовых актов Минфина России и его актов методического (нормативно-технического) характера. Данное определение вытекает из содержания п. 3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Согласно этому документу, «Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации».   В регулировании бухгалтерского учета также используется понятие «законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете». Содержание данного понятия раскрыто в ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ5.   Различать приведенные выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете) необходимо для правильного определения объема регулирующих актов при решении вопросов, относящихся к организации и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных видов противоречий. Например, согласно п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации «организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности».           

     В приведенной норме установлены  две группы актов, которые следует  использовать при формировании учетной  политики:      

     1) акты, составляющие законодательство  РФ о бухгалтерском учете; 2) нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации. Как рассмотрено выше, к первой группе актов относятся Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Вторую группу актов составляют нормативные правовые акты Минфина России и его методические (нормативно-технические) акты, т.е. вторая группа состоит из совокупности приказов Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, независимо от факта регистрации в Минюсте России.       

     По  наименованию утверждаемого текста приказы Минфина России, регулирующие бухгалтерский учет, подразделяются на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др. Рассмотрим подробнее отдельные виды нормативных актов Минфина России, их роль и значение в регулировании бухгалтерского учета с целью выделения дублирующих друг друга актов - т.е. тех из них, которые регулируют одни и те же вопросы. 6       

     Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).   Положение регулирует широкий круг вопросов: 1) общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета; 2) порядок бухгалтерского учета отдельных объектов: незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации; 3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности. Эти вопросы также регулируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В связи с тем, что с момента вступления в силу нового ПБУ не отменяются (не признаются утратившими силу) соответствующие нормы Положения, возникли многочисленные противоречия между данными актами.   Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.  По виду регулирования Положения по бухгалтерскому учету подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера.  По предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на: 

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета