Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:25, курсовая работа
целью данной работы, ставится анализ противоречий и проблем нормирования бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать данную проблему и предложить возможные варианты решения мною должны быть решены следующие задачи:
- изучить понятие «нормирование бухгалтерской отчетности»;
- охарактеризовать уровни нормирование бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть виды противоречий и способы их преодоления;
- предложить варианты возможных решений по преодолению выявленных противоречий.
Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1. Составляющие нормативного регулирования бухгалтерского учета..…............5
1.2. Характеристика уровней нормативного регулирования……………….............14
Глава 2. Преодоление противоречий и пробелов в нормативном регулировании бухгалтерского учета
2.1. Квалификация противоречий и роль учетной политики в их преодолении……………………………………………………………………...........23
2.2. Виды противоречий и способы их преодоления……………………………….28
2.3. Возможные решения по преодолению противоречий в учетной политике…..33
2.4. Пробелы в нормативном регулировании бухгалтерского учета……………….44
Заключение..............................................................................................................48
Список использованной литературы.......................................................52
1) если, варианты возможного поведения устанавливаются путем прямого их перечисления;
2) если, варианты возможного поведения устанавливаются путем предоставления права в определенной ситуации исполнить обязанность альтернативным способом. Следует отметить, формирование элемента учетной политики в данном случае осложняется тем, что указанное право (возможности) может быть предоставлено разными нормативными актами. Например, три альтернативных варианта порядка учета и финансирования ремонта основных средств устанавливаются следующими нормативными актами: 1) Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (п. 27), согласно которому (в совокупности с п. 7 ПБУ 10/99) затраты на ремонт основных средств могут относиться не себестоимость того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы;
2)
Положением по ведению
3)
Инструкцией по применению
Таким
образом, противоречие в нормативном
регулировании может иметь
2.2. Виды противоречий и способы их преодоления
Анализ регулирующих бухгалтерский учет нормативных актов позволяет выделить следующие виды противоречий:
1)
противоречия между нормами
2) противоречия между нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
3)
противоречия между нормами
4)
противоречия между нормами
5)
противоречия между нормами
6)
противоречия между
3)
противоречия между
Как уже отмечалось выше, для разрешения противоречий юриспруденцией разработаны следующие правила.
Если противоречат друг другу акты, имеющие разную юридическую силу, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Приоритет закона над подзаконными актами установлен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ст. 115; ч. 2 ст. 120).
Также, согласно п. 2 ст. 13 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ: «Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».
2) Если противоречат друг другу акты одинаковой юридической силы (например, Приказы Минфина России), но изданные в разное время, приоритет имеет последний согласно принципу: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится. Значение имеет именно дата издания (принятия) нормативного акта, а не момент его вступления в силу, регистрации в Минюсте России и др.
3) Если общая норма
противоречит специальной
Пример общей нормы (общее правило): стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Пример специальной нормы (специальное правило): затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. Специальная норма ограничивает объем, сферу регулирования общей нормы, делает изъятия из общей нормы. Наличие специальной нормы требует ограничительного толкования общей нормы. Очевидно, что вопрос о противоречии общих и специальных норм легче разрешается, если это нормы одного нормативного акта. Если это нормы разных нормативных актов, но одной юридической силы, или, тем более, разной юридической силы, то разрешение противоречий осложняется вопросами их временного и иерархического соотношения, необходимостью использования выше приведенных правил: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; акт высшей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.
4)
Если противоречат друг другу
нормы-принципы и любые другие
нормы (за исключением
Основные принципы (нормы-принципы) ведения бухгалтерского учета установлены ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Следует иметь в виду, что из нормы-принципа, как и общей нормы, специальными нормами могут быть установлены изъятия, исключения. Так, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета». Согласно п. 3 ст. 4 названного Закона «Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно ст. 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации учет доходов и расходов ведется в книге учета доходов и расходов, форма которой утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Из сказанного следует, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, для учета доходов и расходов метод двойной записи не используют.
Правила 1, 2 и 3 являются не только юридико-теоретическими разработками, но и имеют нормативное (общеобязательное) значение. Первое закреплено в Конституции РФ, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Второе и третье поддерживаются правовой позицией Конституционного суда РФ.
Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О «в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы»14.
Указанные
правила традиционно
Во-вторых, как уже отмечалось выше, в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета встречаются противоречия не только между нормативными правовыми актами, но и противоречия между актами методического (нормативно-технического) характера, а также противоречия между нормативными правовыми актами и актами методического (нормативно-технического) характера.
Правила разрешения таких противоречий требуют дополнительного исследования. Однако, учитывая схожую природу данных видов актов (урегулирование поведения посредством установления норм), считаем возможным применить для разрешения противоречий между нормами методических (нормативно-технических) актов те правила, которые разработаны для разрешения противоречий между нормативными правовыми актами.15 На основании вышеизложенного для разрешения указанных противоречий нами сформулированы дополнительные правила.
5) Если противоречат
акты друг другу акты
6) Если акт методического (нормативно-технического) характера противоречит нормативному правовому акту, то приоритет имеет последний.
7) Если противоречат
друг другу акты методического
(нормативно-технического) характера,
то для разрешения
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета