Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:31, дипломная работа
Выход из экономического кризиса, надолго поразившего экономику России, когда-то казавшуюся оазисом стабильности и благополучия, невозможен без квалифицированного анализа причин, спровоцировавших этот кризис, и, конечно невозможен без приобщения к достижениям мировой экономической мысли.
Выросшее значение рынка, усилие роли сферы обращения в процессе воспроизводства явилось причиной признания, в практике промышленных и торговых фирм, концепции маркетинга. Маркетинг символизирует новую ступень во взаимосвязи сфер производства и обращения, отражает необходимость учета разнообразных, быстро меняющихся общественных и индивидуальных приоритетов и потребностей.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА И АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Особенности маркетинга в розничной торговле 5
1.2 Методологические основы стратегического маркетингового аудита 13
1.3 Организация маркетинговой деятельности и методы маркетинговых исследований 20
1.4 Роль и значение маркетингового анализа 27
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО АУДИТА НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 52
2.1 Краткая характеристика финансово-экономической деятельности организации 53
2.2 Аудит маркетинговой деятельности в организации 53
2.3 Концепция аудита маркетинга 54
3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «У ОКОЛИЦЫ» 55
3.1Маркетинговый анализ системы маркетинга на предприятии 56
3.2 Анализ затрат на маркетинг 57
3.3 Оценка экономической эффективности маркетинга 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методы маркетингового анализа
Группа методов |
|
решения задач |
Многомерные
методы (в первую очередь факторный анализ) |
Обоснование маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимодействующие переменные |
• определение объема продаж нового продукта в зависимости от его техническою уровня, цены, конкуренто-способности, затрат на реклама; других элементов маркетинга |
Корреляционно- регрессионный анализ |
Установление взаимосвязей
между группами переменных, описывающих марке-тинговую деятельность |
• установление зависимости между спросом, качеством товара и ценой |
Имитационное моделирование |
Применяется, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются количественным аналитическим решениям |
• изучение конкуренции • построение моделей поведения конкурентов, динамики товарооборота ,др. • разработка различных стратегий (выход на новые рынки) |
Методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания) |
Описание реакции потребителей на изменение рыночной ситуации, определение значения вероятности наступления определенных событий, выбор из возможных действий наиболее предпочтительного |
• выбор очередности
обслуживания аказчиков или потребителей • составление графиков поставки товаров • производить или не производить продукт А? • выходить или не выходить с продуктом А на новый рынок? • расширять или не расширять производство? |
Балансовые
методы и модели |
Решение задач сбалансированности товарного предложения и спроса |
• разработка ценовой политики |
Детерминированные
методы исследования операций (в первую очередь линейное и не линейное программирование) |
Применяются для выбора наиболее благоприятного решения (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами ресурсов и времени), т.е. когда имеется много взаимосвязанных переменных и нужно
найти |
• выбор варианта доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения • разработка более выгодного ассортимента в условиях ограничен-ности ресурсов • оптимизация товарных
запасов |
Методы
сетевого планирования и управления |
Управление и регули-рование последовательнос-ти и взаимозависимости отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы, разгра-ничение ответственности, установление точных сроков | • разработка программы производства нового товара и организации пробных продаж • подготовка и проведение сбытовых и рекламных компаний • разработка бизнес-планов |
Функционально- стоимостный анализ |
Решение задач повышения конкурентоспособности продукции, улучшения ее качества и одновременной экономии материальных и трудовых ресурсов, оптимизация товарного выпуска |
• поиск рациональных
решений в сфере конструирования, технологии, организации производства и обслуживания продукции |
Эвристические (интуитивные) или экспертные методы, основан-ные на активизации творческого мышления,профес-сиональном опыте работников |
Генерирование идей. Получение представлений о возможных процессах развития рыночных явлений, выявление сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов, оценка результативности отдельных маркетинговых мероприятий |
• как ускорить выпуск
новой продукции • как перевести изделие А из разряда убыточных в рентабельные • как выйти на новый рынок |
Социологические
и психологические методы |
Исследование развития
paзличных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентаций. Изучение подходов к аргументированию. |
• изучение отношения потребителей: товару, фирме, конкурентам • изучение мотивации поведения потребителей на рынке и влияющих на него факторов • изучение восприятия потребителем рекламных мероприятий, образа товара • выявление неудовлетворенных потребностей • изучение отношения потребителей к нововведениям • проведение резентаций и переговоров |
Методы антропологии |
Изучение рыночной
среды применительно к определенным сегментам |
• моделирование товаров потребительского рынка (одежды, обуви, мебели) • оценка продукта |
Графические методы и модели |
Наглядное представление информации |
• графические модели • физические модели • компьютерные модели • должностные инструкции и описания • схемы документооборота |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Классификация факторов и их основные параметры
Факторы | Основные параметры | Содержание анализа |
Политоко- правовые |
• Уровень
политической стабильности в стране/регионе • Изменения законодательства, влияющие на отрасль (трудовое, антимонопольное, таможенное и т.д.) ~ Отношения с национальными и региональными властями • Политика приватизации и регуликования бизнеса • Приближение выборов в органы государственной и местной власти • Экологические требования и стандарты |
• Какие из предложенных
или находящихся в
стадии принятия законодательные или нормативные акты могут привести к развитию/сдерживанию бизнеса? • Как oни и могут повлиять на стратегию и тактику маркетинга? • Какие действия правительства, федеральных, региональных или местных органов исполнительной власти могут стимулировать/сдерживать развитие бизнеса? • Принятие каких проектов необходимо отслеживать и контролировать? • Каковы прогнозы относительно степени доступности и будущей стоимости природных и энергетических ресурсов? • Имеется ли каким-то образом выраженное беспокойство (СМИ, прогнозы аналитиков, высказывания общественности, местного населения и т.п.) относительно роли данного вида бизнеса в загрязнении окружающей среды? • Какие шаги уже предприняла или собирается предпринять фирма для того, чтобы заслужить благосклонное отношение общества/местного населения и органов власти в сфере экологии |
Экономические |
• Общая характеристика
экономической конъюнктуры в мире/стране/отрасли (подъем, стабильность, спад„ кризис) • Цикл деловой активности • Налоговая политика государства/региона • Динамика финансового состояния (курс рубля, уровень инфляции,ставка рефинансирования, состояние банковской системы и т.д.) • Перспективы экономического
роста в отрасли/смежных • Изменения основных внешних издержек в отрасли (электроэнергия, газ, вода и т.д.) • Уровень безработицы в стране/регионе |
• Каковы основные
тенденции (изменения) в
уровне цен, доходов населения, сбережений, условий предоставления и получения кредита и т.д., которые могут повлиять на развитие/сдерживание бизнеса в будущем? • Какие действия уже предприняла или собирается предпринять фирма, чтобы успешно противостоять этим тенденциям? |
Социально- демографические |
• Демографические
изменения
• Изменения в уровне образования • Изменения в структуре доходов • Изменения в уровне жизни • Изменения в базовых ценностях с Изменения в стиле жизни • Изменение вкусов и предпочтений • Изменение отношения к отрасли |
• Какие социально- тенденции могут представлять наибольшую угрозу или, наоборот, открывают наилучшие возможности для развить. бизнеса? • Какие действия уже предприняла или собирается предпринять фирма, чтобы успешно противостоять выявленным угрозам или использовать открывающиеся возможности? |
Технико-технологические |
• Значимые для отрасли
.тенденции
научно-технического прогресса • Государственная политика в отношении технологий • Новые открытия и возможность их применения в отрасли/смежных отраслях • Скорость изменений и адаптации новых технологий в отрасли • Скорость и уровень передачи технологий в отрасли • Изменения в коммуникационных технологиях • Появление новых материалов • Технологические изменения, имеющие значение для отрасли • Тенденции появления новых товаров/работ/услуг, а также товаров-субститутов |
• Какие основные
изменения произошли или
происходят в используемой фирмой технике, в технологии изготовления продукта или в его конструкции? • Какие позиции занимает фирма в области этих технологий? • Какие существуют/появляются аналоги или заменители продукта на рынке (товары- субституты)? • Moryт ли они со временем вытеснить с рынка товары/работы/услуги
фирмы? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Анализ и оценка микросреды
Элемент микросреды | Содержание анализа |
Рынок как таковой | Анализ и оценка
тенденций изменения основных рыночных
показателей:• емкость рынка (в
отрасли, регионе) • доля рынка
• насыщенность рынка . • спрос на продукцию
(работы, услуги)
Анализ и оценка тенденций в главных сегментах рынка Анализ и оценка рыночной конъюнктуры |
Потребители | • Как относятся
к компании и к ее конкурентам
существующие и
потенциальные потребители? • Как потребители оценивают качество продукта, уровень цен, торгового и сервисного обслуживания, репутацию и престиж фирмы? • Каковы особенности в принятии решения о покупке продукта у потребителей в разных сегментах рынка? |
Конкуренты | • Кто является главным
конкурентом сегодня, кто может
стать им завтра?• Каковы цели и
стратегии конкурентов, их сильные
и слабые стороны?
• Каковы размеры предприятий-конкурентов и доли их рынка? • Какие тенденции на рынке могут в будущем повлиять на расстановку сил в конкурентной борьбе, на положение отдельных компаний? |
Поставщики | • Каковы перспективы
в отношении степени важных ресурсов компании? • Какие изменения
происходят в составе поставщиков
и их системе сбыта продукции
(поставки сырья, материалов, полуфабрикатов
и т.д.)? |
Посредники | • Какие основные
каналы сбыта существуют для продукции
компании?
• Какова сравнительная
эффективность и потенциал • Каковы стоимость
и степень доступности • Каковы стоимость
и степень доступности • Каковы стоимость
и степень доступности ресурсов • Насколько эффективной является работа рекламных агентств и консалтинговых компаний, специализирующихся на исследованиях рынка? |
В результате анализа внешней среды компания должна определить основные параметры рынка:
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Анализ и оценка результативности исследований внешней среды
Элемент внутренней среды | Содержимое анализа |
Продукт |
• Каковы цели в отношении ассортимента выпускаемой продукции, их реальность? • Соответствует ли нынешний ассортимент продукции поставленным целям (выявленным потребностям рынка),если нет,то почему (причины)? • Какие изделия необходимо снять с производства (модифицировать}, какие нужно внедрить? Каково отношение потенциальных потребителей к товарам конкурентов (по качеству, техническим параметрам и эксплуатационным характеристикам, дизайну, упаковке и т.п.)? • В каком направлении необходимо усовершенствовать выпускаемую продукцию? |
Цена |
• Какова эластичность
спроса на товар по цене?
• В какой степени цены на выпускаемые товары основываются: - на уровне издержек производства. - на спросе, - на условиях конкуренции? • Каково мнение потребителей относительно соотношения «цена-качество» выпускаемых товаров? • В какой степени ценовая политика соответствует интересам дистрибьюторов; дилеров? |
Каналы сбыта | • Каковы цели и
стратегии компании в области
формирования сбытовой сети?
• Охватываетли эта сеть весь. рынок сбыта компании? • Какова эффективность разных каналов сбыта и различных сбытовых посредников? |
Продвижение продукта | • Каковы цели рекламы
компании (имиджевая, товарная)?
• Как определяется рекламный бюджет? • Является ли достаточныМ уровень расходов на рекламу? • Каково отношение потребителей к рекламе компании? • Правильно ли выбраны СМИ для размещения рекламы? • Эффективно ли работает отдел рекламы? • Являются ли удачными заголовки и содержание рекламных сообщений? • /достаточны ли затраты на продвижение товара на рынке, на развитие ..связей с общественностью? Насколько они эффективны? • Обладает ли служба
по связям с общественностью достаточным
творческим потенциалом и |
Сбыт | • Какие цели стоят
перед сбытовым персоналом?
• Правильно ли организовал сбытовой персонал (по регионам, по видам ,продуктов, по сегментам рынка)? • Соответствует ли организация сбыта специфике бизнеса? • Хорошо ли мотивирован сбытовой персонал? • Насколько эффективной является работа сбытового персонала? • Как выглядят показатели сбыта продукции в сравнении с конкурентами? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Место маркетингового анализа в содержании маркетинга
Функции маркетинга | Содержание |
Производственная (созидательная) |
• организация производства
новых товаров (товаров рыночной
новизны) • организация материально-технического снабжения • управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции |
Сбытовая (функция продаж) |
• организация системы
товародвижения • организация целенаправленной товарной политики • организация сервиса • организация целенаправленной ценовой политики |
Функция управления и контроля |
• организация стратегического
и оперативного планирования • информационное обеспечение управления маркетингом • организация системы коммуникаций • организация контроля маркетинга (маркетинг-аудит) • оценка эффективности маркетинговой деятельности |
Аналитическая |
• анализ рынка как
такового • анализ фирменной структуры рынка • анализ товарной структуры рынка • анализ потребителей |
ПРИЛОЖЕНИЕ
9
Типы маркетинга, используемые при различных состояниях спроса
ТИПЫ МАРКЕТИНГА
Конверсионный
спрос негативен, необходимо его создавать
Стимулирующий
спрос отсутствует, следует его создавать
Развивающийся
спрос имеется, следует сделать его реальным
Ремаркетинг
спрос снижается, необходимо его восстановить
Демаркетинг
спрос чрезмерен, необходимо его снизить
Синхромаркетинг
спрос колеблется, необходимо его стабилизировать