Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:31, дипломная работа
Выход из экономического кризиса, надолго поразившего экономику России, когда-то казавшуюся оазисом стабильности и благополучия, невозможен без квалифицированного анализа причин, спровоцировавших этот кризис, и, конечно невозможен без приобщения к достижениям мировой экономической мысли.
Выросшее значение рынка, усилие роли сферы обращения в процессе воспроизводства явилось причиной признания, в практике промышленных и торговых фирм, концепции маркетинга. Маркетинг символизирует новую ступень во взаимосвязи сфер производства и обращения, отражает необходимость учета разнообразных, быстро меняющихся общественных и индивидуальных приоритетов и потребностей.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА И АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Особенности маркетинга в розничной торговле 5
1.2 Методологические основы стратегического маркетингового аудита 13
1.3 Организация маркетинговой деятельности и методы маркетинговых исследований 20
1.4 Роль и значение маркетингового анализа 27
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО АУДИТА НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 52
2.1 Краткая характеристика финансово-экономической деятельности организации 53
2.2 Аудит маркетинговой деятельности в организации 53
2.3 Концепция аудита маркетинга 54
3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «У ОКОЛИЦЫ» 55
3.1Маркетинговый анализ системы маркетинга на предприятии 56
3.2 Анализ затрат на маркетинг 57
3.3 Оценка экономической эффективности маркетинга 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Стратегический маркетинговый аудит включает в себя следующие направления:
Данные направления детализируются в программе стратегического маркетингового аудита в увязке с используемым инструментарием.
Маркетинговый
аудит проводится по-разному для
организаций различного профиля (магазин
продуктов, высокотехнологичная компания,
дистрибутор и т.д.). Масштабы маркетингового
аудита зависят от конкретных потребностей
организации и цели, поставленной
еще до его начала. Этот процесс
может выполняться группой
Консалтинговые
организации в рамках оказания услуг
по стратегическому маркетинговому
аудиту выполняют следующие виды
работ: диагностика маркетинговой
деятельности и маркетинговых бизнес-
Стратегический маркетинговый аудит является основой для разработки маркетинговой стратегии коммерческой организации. Конкретную и реальную маркетинговую стратегию невозможно разработать без проведения стратегического маркетингового аудита.
Методология
проведения стратегического маркетингового
аудита включает совокупность методов,
применяемых в аудиторской
Основной
целью стратегического
Предметом аудита могут являться все элементы стратегического маркетинга: цель и стратегии фирмы в области маркетинга, эффективность ценовой политики, имеющаяся сбытовая сеть и направления ее развития, формы рекламы и продвижения продукта на рынке, изменения в ассортименте реализуемых изделий и услуг, достоверность прогнозов сбыта, правильность выбора целевого сегмента и т.п.
Источниками информации стратегического маркетингового аудита будут являться: статистические данные о развитии экономики в целом и в разрезе территориальных зон деятельности коммерческих организаций, материалы маркетинговых исследований, на базе которых строились разнообразные стратегии, результаты ситуационного анализа, SWOT-анализа (возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организаций), результаты STEP-анализа, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерская финансовая отчетность, данные управленческого учета, устные высказывания сотрудников и третьих лиц, первичные документы коммерческой организаций.
Задача стратегического маркетингового аудита состоит не только в анализе выполнения маркетинговой политики, но и в том, чтобы предложить изменения и мероприятия, позволяющие улучшить финансовое положение коммерческих организаций.
В свою очередь можно детализировать основную задачу стратегического маркетингового аудита:
В зависимости от специфики проведения стратегического маркетингового аудита, от отраслевой принадлежности организации, данные задачи могут уточняться и детализироваться.
В ходе стратегического маркетингового аудита в качестве основных аудиторских процедур проверки по существу в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» будут применяться следующие способы сбора аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры.
По
результатам стратегического
По мнению профессора и председателя МВА Копенгагенской школы бизнеса Пер В Дженстера и общепризнанного международного специалиста по вопросам стратегического менеджмента Дэвида Хасси: «Результатом проведения маркетингового аудита должно быть выявление возможностей и проблем в этой сфере, а также предложение рекомендаций, направленных на улучшение ситуации, и составление плана по дальнейшему улучшению экономических показателей»[3, с. 85].
Таким
образом, стратегический маркетинговый
аудит нужен тем организациям,
которые не хотят действовать
вслепую. Хотят четко представлять
свое положение на рынке, осознавать
свои сильные и слабые стороны
и знать, над чем работать, чтобы сделать
свой бизнес еще более прибыльным. Рекомендации
после проведения стратегического маркетингового
аудита помогут организации производить
товары, которые покупают, делать рекламу,
которая продает, и удовлетворять потребности
клиентов с максимальной выгодой для себя,
что будет способствовать долгосрочному
эффективному функционированию организации.
Очевидно, что маркетинговая деятельность организации должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции маркетинга. Ф. Котлер выделяет пять основных концепций управления маркетингом: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга.
Сравнительно
новым подходом к предпринимательской
деятельности является концепция маркетинга,
которая утверждает, что залогом
достижения целей организации являются
определение нужд и потребностей
целевых рынков и обеспечение
желаемой удовлетворенности более
эффективными и более продуктивными,
чем у конкурентов, способами. Концепция
маркетинга - это ориентация на нужды
и потребности клиентов, подкрепленная
комплексными усилиями маркетинга, нацеленными
на создание потребительской
Стратегический план компании определяет направления деятельности, которые будет развивать компания, и задачи, связанные с каждым из них. Затем каждое направление деятельности следует распланировать более детально. Для достижения стратегических целей основные хозяйственные единицы компании должны работать слаженно во всех областях – в маркетинге, финансовой политике, бухгалтерском учете, снабжении, производстве, подборе кадров и т.д.
Маркетинговое исследование представляет собой систематический отбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д.
Рыночные исследования должны проводится постоянно. Задачи их могут быть различны. Прежде всего, это нахождение потенциальных покупателей, изучение их потребностей, существующего и будущего спроса на товар для выбора целевых рынков, т.е. рынков, где предприятие сможет реализовать поставленные цели.
Сбор
и обработка маркетинговой
Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения и другие данные, характеризующие рыночные процессы и явления. Цель ее сбора и обработки — обеспечение аналитических и прогнозных потребностей маркетинга. Информация по признаку ее назначения и способам получения делится на первичную и вторичную (приложение 3).
Первичной является информация, которая специально собирается для решения конкретных маркетинговых задач и реализации маркетинговых потребностей организации. Важнейшие источники первичной информации - это опросы потребителей, экспертные исследования и эксперименты.
Особо
важную роль в информационной системе
маркетингового анализа играют опросы
(потребителей, продавцов, товароведов,
оптовиков, поставщиков и др.). В первую
очередь их объектом являются индивидуальные
потребители как носители ценной информации.
В ходе
опросов получают информацию о запросах
и нуждах потребителей, мотивации покупок,
предпочтениях в выборе того или иного
товара и др. Прямой диалог с потребителем
позволяет выявить имидж фирмы, закономерности
спроса, его эластичность, узнать, в каком
товаре
нуждается потребитель, почему он выбирает
товары конкурентов, спроектировать свойства
и цену товара и т.д.
Используют две формы опроса:
- устный опрос и его разновидности — интервьюирование (индивидуальное и групповое), беседы, тестирование;
- письменный опрос или анкетирование. При этом различают экспедиционное анкетирование (лицо проводящее опрос, само раздает и собирает анкеты) и корреспондентское анкетирование (анкеты рассылаются и возвращаются по почте или через Интернет).
Методы
экспертных оценок целесообразно использовать
для проведения конъюнктурного анализа,
особенно в случаях, когда невозможно
получить непосредственную информацию
о каком-либо процессе или явлении,
а также когда нельзя дать количественную
оценку изучаемому явлению. Общий подход
при этом заключается в том, что опросу
подвергаются квалифицированные специалисты,
которые дают не сведения, а свою оценку
и характеристику изучаемых явлений. Экспертам
выдается специальная анкета (вопросник),
в которой они высказывают свое мнение
о положении и рыночных перспективах отрасли
или отдельных сегментов рынка, о возможности
выхода на новые рынки, о новых продуктах
и т.п.
Затем по специальным методикам (с учетом
компетентности экспертов и важности
показателей) проводится анализ и готовится
обобщенное мнение экспертов.
При эксперименте для сравниваемых групп объектов создаются различные условия в соответствии с проверяемыми факторами влияния. Путем анализа и отбора определяют наиболее значимые факторы, устанавливают причинно-следственные связи.
При наблюдении в журналах или картах регистрации фиксируются все факты, относящиеся к исследуемому объекту, после чего данные систематизируются, обобщаются и используются как дополнительные сведения при решении маркетинговых задач.
Вторичная информация собирается и для других целей, но часто используется в интересах маркетинга. Она бывает внутренней и внешней.
Внутренняя
информация — это данные, которые собирают
и обрабатывают сотрудники организации.
Она складывается из данных управленческого
учета и отчетности, которая готовится
как для собственного использования, так
и для представления в органы статистики,
в налоговую службу, в кредитно-банковскую
и страховую системы, партнерам по бизнесу,
а также для информирования общественности.
Это, к примеру, бухгалтерская финансовая
отчетность, управленческая отчетность,
данные производственно-
Внешняя
информация собирается за пределами организации,
но используется ею для целей маркетинга.
Это данные государственной статистики
цен, семейных бюджетов, демографии и т.п.
Полезным источником внешней вторичной
информации являются публикации как в
специализированных маркетинговых изданиях,
научных трудах и т.п., так и в
СМИ и в Интернете. Для маркетингового
анализа используются официальные публикации,
справочники, сборники. Полезную информацию
можно получить из источников рекламного
характера: проспектов, бюллетеней, официальных
отчетов фирм и даже сведений, помещаемых
на упаковке товара.