Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:46, курс лекций
1. Организации и технологии аудиторской деятельности
2. Нормативно-правовому обеспечению аудита
3. Организации деятельности аудиторов: права, обязанности, этика аудитора
4. Методике проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности организаций:
4.1.Аудит учета расчетных операций
4.2.Аудит учета необоротных активов
4.3.Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями
4.4. Аудит учета капитала и резервов
4.5.Аудит учета кредитов и займов
4.6. Аудит финансовых результатов
• инвентаризационные материалы (описи, сличительные ведомости, счета естественной убыли);
• расчеты, декларации, сметы, калькуляции, договора, контракты, учредительные документы, уставы, приказы, распоряжения, бизнес-планы;
• оперативная, статистическая,
налоговая отчетность;
• материалы проверок и ревизий, проведенных органами налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, статистики, банков и др.;
• материалы внутрихозяйственного контроля (внутреннего аудита);
• данные документального и фактического контроля, экспертных проверок, лабораторных анализов, контрольных измерений, проведенных с участием аудиторов;
• письменные и устные заявления, объяснительные и докладные записки материально ответственных и должностных лиц, субъектов предпринимательской деятельности, заказчиков и документы, которые рабочие предприятия ведут по собственной инициативе, неофициальные документы, вспомогательные документы — документы, в которых изложено мнение лиц, работающих на предприятии.
Неофициальные и вспомогательные документы доказательного значения не имеют, однако могут быть использованы при выборе направления проведения исследование и проверки.
Документальное оформление аудиторской проверки проводят на основании статей 7, 21 Закона Украины "Об аудиторской деятельности", национальных нормативов аудита: № 6 "Документальное оформление аудиторской проверки"; № 26 "Аудиторский вывод"; № 27 "Другая информация в документах, которые касаются проверенной аудитором финансовой отчетности предприятия"; № 28 "Аудиторские выводы специального назначения"; № 29 "Оценка перспективной финансовой информации".
В соответствии с этими документами документальное оформление аудита состоит из двух видов документов: рабочего и итогового.
В Законе Украины "Об аудиторской деятельности" не упоминается о порядке составления рабочих документов аудитора и ведении аудиторского досье. Этот пробел заполнил национальный норматив аудита № 6 "Документальное оформление аудиторской проверки". В международных аудиторских стандартах также нет положения относительно ведения аудиторских рабочих документов и методика их составления зарубежными аудиторскими фирмами имеет конфиденциальный характер.
Рабочая документация должна быть четкой и понятной, чтобы можно было легко определить объем проведенной работы, проверить обоснованность сделанных выводов. Рабочая документация должна составляться в процессе проведения аудита.
Рабочая документация должна отражать такие сведения о любом из объектов проверки:
Рабочие документы аудитора — это записи аудитора, осуществленные во время планирования, подготовки и проведения проверок, обобщения их данных, а также документально зафиксированная информация, полученная в процессе аудита от предприятия-клиента, третьего лица или устные сообщения, задокументированные аудитором с помощью тестирования.
Задача аудитора — вести документацию с дел, которые касаются принятых решений по результатам осуществленной аудиторской проверки, которая будет положена в основу аудиторского заключения.
Рабочая аудиторская документация может быть оформлена в виде стандартных форм и таблиц на бумаге или зафиксирована на электронных носителях информации или на видеопленке.
После окончания проверки рабочие документы остаются у аудитора, собственностью которого они являются. Аудитор должен обеспечить надежное сохранение рабочих документов. Рабочие документы могут быть изъяты у аудитора по решению следственных органов или суда.
Рабочие документы составляют по произвольной форме, однако они должны содержать:
Именно на основании рабочих документов аудитора составляют выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора.
Завершающим этапом аудита является составление аудиторского заключения, которое должно отвечать требованиям Закона Украины "Об аудиторской деятельности" (ст.7, 21) и национальным нормативам аудита.
Результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском отчете. Он содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточности и достоверности финансовой отчетности. В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и следствий проверки, он составляется в произвольной форме. Аудиторский отчет составляется для заказчика и может быть опубликован только по его разрешению.
По результатам аудиторской проверки подготавливают аудиторское заключение, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью.
Аудиторское заключение
брошюруют вместе с
Аудиторское заключение — это официальный документ, удостоверенный подписью и печатью аудитора (аудиторской фирмы), составленный в установленном порядке по результатам проведения аудита и содержащий выводы относительно достоверности финансовой отчетности, полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.
Аудиторское заключение составляется в произвольной форме, но обязательно должно включать следующие разделы:
Аудитор может оценить существенность ошибок в системе учета и внутреннего контроля предприятия клиента, обнаружить степень их влияния на финансовую отчетность.
Следует указать на то, использовался или не использовался принцип выборочной проверки информации и что во время проверки аудитор обращал внимание только на существенные ошибки.
Аудитор должен предупредить руководство предприятия, на котором проведена аудиторская проверка, о его ответственности за несвоевременное представление аудиторского заключения налоговым органам в случае проведения обязательного аудита.
Аудиторское заключение составляют с соблюдением установленных норм и стандартов, оно может содержать подтверждения или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству финансовой отчетности предприятия-клиента. Перед составлением аудиторского заключения аудитор окончательно оценивает аргументированность своих утверждений и доказательств.
Аудиторское заключение может быть:
1. Безусловно положительное заключение — предоставленная информация дает соответствующее действительности и полное представление о реальном составе активов и пассивов, хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством, система учета отвечает законодательным и нормативным требованиям, финансовая отчетность составлена на основании настоящих данных учета и достоверно отображает финансовое состояние.
2. Условно-положительное заключение (существует фундаментальная неуверенность). В связи с невозможностью проверки отдельных фактов аудитор не может высказать свое мнение относительно указанных моментов, но они имеют ограниченное влияние на состояние дел в целом и не искажают действительное финансовое состояние.
Аудитор считает возможным подтвердить, что за исключением упомянутых ограничений предоставленная информация свидетельствует о соответствии хозяйственной деятельности действующему законодательству. Система учета отвечает законодательно-нормативным требованиям. Финансовая отчетность составлена на основании достоверных данных и в целом достоверно отражает фактическое финансовое состояние.
3. Отрицательное заключение. Аудитом установлены нарушения. Они искажают реальное состояние дел в целом. Принятая система учета не отвечает законодательным и нормативным требованиям. Данные финансовой отчетности не отвечают учетным данным. Таким образом, данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности не дают достоверного представления о действительном финансовом состоянии.
4. Отказ от предоставления заключения. В связи с невозможностью проверить факты аудитор не может высказать мнение относительно указанных моментов. Представленные данные существенно влияют на соответствующее действительности состояние дел в целом. В связи с отсутствием достаточных аудиторских свидетельств аудитор не может выдать объективное аудиторское заключение.
Если составляется отрицательное заключение или дается отказ от предоставление заключения, то должны приводиться аргументы, которыми руководствовался аудитор во время подготовки таких видов заключений.
При разных обстоятельствах стандартная форма аудиторского заключения может изменяться. Любые изменения относительно стандартного положительного заключения называются "отклонением" от него. Такие изменения бывают трех видов:
Заключение с ограничениями
отражает: ссылку на наличие отклонений
от действующих в Украине
Модифицированное аудиторское заключение — это заключение, которое содержит дополнительные объяснения, но в само заключение ограничения не вносятся.
Дополненное (расширенное) аудиторское заключение — это заключение, приложение к стандартным разделам которого содержит комментарии и сведения по разным вопросам: важности информации; недостатков относительно представленной отчетности или аналитического учета; разные объяснения, в том числе относительно отношений с контрагентами, экономических рисков, судебных процессов.
1.Каковы могут быть ошибки и незаконные действия аудиторов?
2.Сформулируйте общее понятие аудиторского риска?
3.Какова формула аудиторского риска и ее составляющие?
4.Каковы методы аудиторской проверки?
5.Кто является пользователем
материалов аудиторских
6.Какие методы экономического анализа применяются в аудите?
7.Какие существуют виды аудиторского заключения?
8.Описать состав и содержание аудиторского заключения?