Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:46, курс лекций
1. Организации и технологии аудиторской деятельности
2. Нормативно-правовому обеспечению аудита
3. Организации деятельности аудиторов: права, обязанности, этика аудитора
4. Методике проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности организаций:
4.1.Аудит учета расчетных операций
4.2.Аудит учета необоротных активов
4.3.Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями
4.4. Аудит учета капитала и резервов
4.5.Аудит учета кредитов и займов
4.6. Аудит финансовых результатов
Теоретический материал. Аудиторский риск необходимо рассматривать как составную часть системы финансово-экономических рисков. В значительной мере общий аудиторский риск формируется под влиянием одних и тех же факторов. Риск наличия искажений в финансовых документах имеет два аспекта: внутренний и риск в случае контрольной проверки.
Украинские специалисты
рассматривают общий
В Национальных нормативах № 12 "Оценка системы внутреннего контроля предприятия и риска, связанного с эффективностью ее функционирования" и № 32 "Оценки присущий риска и риска несоответствия внутреннего контроля, их влияние на независимые процедуры аудиторской проверки" сущность и определение разных видов риска имеют расплывчатый характер.
Оценка аудиторского риска представлена в более чем шести международных нормативах аудита. Поскольку Национальные нормативы аудита Украины утверждены решением АПУ № 73 от 18.12.98 и проходят адаптацию на территории Украины, аудиторские фирмы и аудиторы-предприниматели обязаны их придерживаться.
Риск аудита или общий риск — это риск того, что аудитор может высказать неадекватную мысль в тех случаях, если в документах финансовой отчетности имеются существенные искажения (при неправильно подготовленной отчетности будет представлено аудиторское заключение без замечаний).
Риск аудита имеет три составляющих:
• присущий риск;
•риск, связанный с
несоответствием
• риск невыявления ошибок и искажений.
Присущий риск — это способность остатка на определенном бухгалтерском счете или в определенной категории операций существенных ошибок, или предрасположенность к ошибкам по этим показателям в комплексе с ошибками на других счетах или по операциям, с предположением, что мероприятия внутреннего контроля предприятия на них не распространялись.
Риск несоответствия внутреннего контроля предприятия — это вероятность того, что недостоверная информация, которая может существовать по классу операций или классу заключенных соглашений и может быть существенной как отдельно, так и в совокупности с недостоверной информацией по другим счетам или классам операций, не будет предупреждена или своевременно выявлена системой внутреннего контроля предприятия.
Риск контроля — это риск от неэффективности внутреннего контроля. Ведь система внутреннего контроля и аудита не всегда функционирует эффективно, и ошибки, которые могут случиться в системе, исправлены персоналом предприятия.
Риск невыявления
Риск невыявления ошибок состоит в том, что аудиторские процедуры не всегда могут обнаружить ошибки по остаткам на определенном счете и по определенной операции.
С целью уменьшения аудиторского
риска аудитор учитывает
В процессе производства на
всех стадиях и циклах деловой
активности работники
Мошенничество предусматривает намеренный неправильный показ финансовой информации одним или несколькими должностными лицами из структуры руководства и служащих предприятия (может осуществляться путем манипуляций, фальсификаций и изменений записей на счетах бухгалтерского учета, в учетных реестрах или документах; намеренного неправильного отнесения к активам разных статей; уничтожения или пропуска записей операций или документов; отражения операций без раскрытия их содержания; подготовки и использования в учете фальсифицированных первичных документов).
Ошибка касается неумышленных нарушений в отражении финансовой информации, которые возникают в результате арифметических, грамматических или других ошибок в записях учетных данных; неумышленного пропуска или ложного представления об отдельных фактах; неправильного отражения счетных устройств; разных отклонений от правил контроля за деятельностью служебных лиц.
Обман является следствием намеренного нарушения в отображении финансовой информации одним или несколькими должностными лицами среди руководства и служащих предприятия. Он может осуществляться путем фальсификации, подделки или изменения записей на счетах бухгалтерского финансового учета или неправильного отнесения к активам или пассивам отдельных статей; уничтожения или пропуска отдельных хозяйственных операций или документов и т.п.
Аудит должен проводиться так, чтобы обеспечить гарантию раскрытия существенных неточностей в бухгалтерском учете и отчетности.
Различают два основных вида неточностей:
Ошибка — это неумышленное искажение данных бухгалтерского учета и отчетности, а отклонение от нормы, наоборот, — неумышленное искажение показателей учета и отчетности.
Если аудитору удалось обнаружить злоупотребления, то он должен прежде всего выяснить, как они сказались на финансовой отчетности, а, следовательно, подвергнуть сомнению правильность этой информации. Однако если аудитор пришел к выводу, что наличие незаконных действий ставит под сомнение информацию финансовой отчетности, поскольку она неправильно отображает реальное состояние дел, то он обязан соответственно изменить свое заключение. Аудитор может также пересмотреть и собственное отношение к администрации. Если она знала про выявленных аудитором фактах незаконных действий, но не сообщила о них раньше, то возникает серьезное сомнение относительно доверия к такой администрации.
Если клиент отказывается принять измененное аудиторское заключение или не принимает никакие меры, чтобы исправить недостатки в учете и отчетности, то аудитор может отказаться от дальнейшего выполнения заказа. Однако это решение имеет серьезные последствия и принятие его требует консультаций с юрисконсультом аудитора.
Особое внимание следует
обратить на ответственность администрации
(не аудитор, а администрация фирмы-клиента
отвечает за правильность учетной политики,
за создание и использование
Для составления обоснованных отчетов аудитор должен иметь полную, достоверную и надежную информацию — аудиторские доказательства. Стандарты относительно количества, качества и процедур получения аудиторских доказательств установлены в национальном нормативе аудита "Аудиторские доказательства" № 14. Источниками информации могут быть учетная система, первичные документы, материальные активы, рабочие предприятия, контрагенты.
Все первичные документы и учетные записи должны вестись в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины "Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине" от 3 апреля 1993 г. № 250 и "Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете", утвержденного Приказом Министерства финансов Украины от 14 мая 1995 г. № 88, Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 г. № 996-ХІV (с изменениями и дополнениями). Этот Закон вступил в силу с 1 января 2000 года. В соответствии с Программой реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 1998 г. № 1706, вступил в силу целый ряд положений (стандартов) бухгалтерского учета, инструкций и методических указаний.
Количество и качество информации, которой может владеть аудитор, во многом определяет качество аудиторского заключения, его адекватность финансовому и имущественному состоянию предприятия.
Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором, служащая базой для подготовки аудиторского заключения (отчета). Аудитор должен получить такое количество аудиторских доказательств, которое позволило бы ему подготовить аудиторское заключение.
Аудиторские доказательства включают первичные документы и учетные записи, которые лежат в основе составления отчетности, а также информацию, которая подтверждается из других источников.
Прямые доказательства — это данные, которые подтверждаются первичными документами и учетными записями.
Прямые доказательства подразделяют на:
Аудиторские доказательства получают путем объединения тестов систем контроля и процедур проверки на существенность.
На достаточность аудиторских доказательств влияет ряд факторов:
Надежность аудиторских доказательств зависит от источника их получения — внутреннего или внешнего, а также от их характера.
По характеру различают:
Аудиторские доказательства, полученные от внешних источников (например, подтверждение, полученное от третьего лица), более надежны, чем полученные из внутренних источников.
Аудиторские доказательства, полученные от внутренних источников информации предприятия, которое проверяется, надежны в случае наличия эффективных систем учета и внутреннего контроля.
Аудиторские доказательства, полученные с помощью проведенных тестов, надежнее тех, которые получены от работников предприятия.
Аудиторские доказательства в форме документов или письменных подтверждений надежнее, чем устные подтверждения.
По доказательности документы, которые проверяются, делятся на:
• первичные документы — письменные свидетельства, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение;
• учетные записи (учетные регистры) — носители специального формата (бумажные, машинные) в виде ведомостей, ордеров, машинограмм и т.п., предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, обоснования и обобщения информации первичных документов, принятых к учету;
• главная книга — регистр синтетического учета, в котором отражаются остатки на начало и конец отчетного периода, обороты по дебету и кредиту соответствующих счетов;
• финансовая отчетность
— баланс, отчет о финансовых результатах,
отчет о движении денежных средств, отчет
о собственном капитале;