Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:19, курс лекций
ТЕМА 1: «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,
ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ»
1. Понятие о хозяйственном учете
2. Виды хозяйственного учета
3. Виды бухгалтерского учета
4. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи
5. Функции и принципы бухгалтерского учета
6. История зарождения бухгалтерского учета
• источники собственных средств (собственный капитал);
• заемные источники средств (обязательства).
Источники собственных средств составляют в денежном выражении материальную базу организации. Собственные источники включают: уставный (складочный), а также резервный и добавочный капиталы; сюда также относятся фонды и другие резервы, нераспределенная прибыль. К источникам собственных средств относится, кроме того, целевое финансирование.
Уставный (складочный) капитал организации представляет собой собственный первоначальный капитал организации, которым наделяется организация в момент ее создания (регистрации) за счет полученных от учредителей средств в виде их вкладов (взносов в денежном выражении) в соответствии с учредительными документами, т. е. стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями в счет своего вклада в момент образования предприятия.
При этом формируется уставный капитал в зависимости от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия и может быть изменен в процессе деятельности организации. Уставный фонд создается за счет паевых взносов, взносов учредителей, проданных акций.
Резервный капитал создается посредством отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством и уставом организации. Так, конкретный размер резервного капитала определяется, например, уставом хозяйственного общества в пределах 15 % уставного капитала, в то время как ежегодные отчисления – в размере не менее 5 % чистой прибыли за год.
Используется резервный капитал на:
• покрытие непредвиденных (возможных) убытков и потерь организации за отчетный год при отсутствии иных источников покрытия;
•
выплату доходов учредителям
при недостаточности или
•
погашение облигаций
Имеющиеся на конец года неиспользованные остатки этого фонда переходят на следующий год.
Добавочный капитал формируется как прирост стоимости внеоборотных активов организации (основных средств, объектов капитального строительства), выявляемый в результате их переоценки. Переоценка проводится в установленном законодательством порядке (например, не чаще одного раза в год).
К
добавочному капиталу в акционерных
обществах относят также
Прибыль представляет собой прибыль отчетного года и прошлых лет — капитал, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов, пеней, штрафов, неустоек.
Это внутренний источник финансирования долговременного характера, состоящий в суммировании не выплаченной учредителям в форме дивидендов прибыли. При этом нераспределенная прибыль отчетного года и прибыль прошлых лет в учете обособленно теперь не отражается. Организации должны следить за состоянием и движением средств нераспределенной прибыли. Для этого в разрезе счета по учету нераспределенной прибыли могут быть открыты отдельные субсчета (например, «Прибыль, подлежащая распределению», «Нераспределенная прибыль в обращении», «Нераспределенная прибыль использованная»). Нераспределенная прибыль не является источником финансирования каких-либо расходов (сохраняется ее сумма во времени).
Таким образом, прибыль по фондам теперь не распределяется; источник, за счет которого образовывались ранее специальные фонды (развития производства, материального поощрения, социального развития, подготовки кадров и др.), отсутствует.
Резервы создаются в ходе деятельности организации и используются по целевому назначению. Они могут быть предназначены на:
• предстоящую оплату отпусков;
• ремонт основных средств;
•
выплату ежегодных
•
покрытие различных возможных
• покрытие сомнительных долгов;
•
другие предусмотренные
Целевое
финансирование
– это средства, предназначенные для осуществления
мероприятий целевого назначения, средства,
поступившие от других организаций и лиц,
бюджетные средства, поступившие в качестве
источников финансирования тех или иных
мероприятий, и др. Эти средства носят
целевой характер, и их можно использовать
лишь по назначению.
Источники формирования имущества предприятия. Заемные источники средств
Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организации поступают на некоторый фиксированный срок, по истечении которого эти средства должны быть возвращены с определенным процентом или без него их собственнику. Они относятся к внешним источникам ресурсов предприятия. К заемным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.
Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными.
К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся:
• краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц;
• краткосрочные кредиты банков;
• кредиторская задолженность поставщикам за товарно-материальные ценности, работникам по оплате труда, финансовым органам и фондам социального страхования и обеспечения по налогам, взносам и сборам, другим юридическим и физическим лицам.
В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения более 12 месяцев) отражаются:
• долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производственные запасы);
• долгосрочные кредиты банков;
• прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.
Займы – долги организации другим предприятиям. К займам относятся как выпущенные организацией облигации, так и выпущенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Кредиты банка – суммы полученных банковских ссуд – краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные кредиты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организации на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборотных средств.
Долгосрочные кредиты (сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеоборотные активы – приобретение основных средств, нематериальных активов и т. п.
Кредиторская задолженность – задолженность, возникающая вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению).
Обязательства
по распределению
валового внутреннего
продукта – это задолженность организации
своим рабочим и служащим по начисленной,
но не выплаченной заработной плате, которая
возникает в результате несовпадения
во времени моментов ее начисления и выплаты.
К подобным обязательствам относятся
также долги бюджету по начисленным, но
не оплаченным налогам и органам социального
страхования и обеспечения по соответствующим
начислениям.
4. Метод бухгалтерского учета
Рассмотренная
классификация средств и
Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия.
Посредством определенных способов учитывают кругооборот средств организации, познается предмет (т. е. объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия.
Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а также объектов, подвергаемых контролю.
Таким образом, содержание метода бухгалтерского учета непосредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
• документация;
• инвентаризация;
• счета и двойная запись;
• баланс и отчетность;
• оценка и калькуляция.
Документация используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции.
Первоочередные требования к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы.
В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании проверенных на правильность и законность операций документов.
Также данная тема раскрыта далее.
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие материальных ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители.
Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части – дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту – уменьшение средств и увеличение их источников.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения операций.
Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующимися.
Информация о работе Лекции по " Теории бухгалтерского учета"