Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:06, курс лекций
Учет – система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации о хозяйственной деятельности, необходимой для управления объектом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ------------2
ТЕМА 1.УЧЕТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ----------------------2
1.1Задачи, требования, принципы бухгалтерского учета-----------------------------------2
1.2Учет управленческий и финансовый. Пользователи учетной информации---------4
1.3Предмет, метод и объекты бухгалтерского учета----------------------------------------5
1.4Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и международное согласование систем бухучета-------------------------------------------------------------------7
ТЕМА 2. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ------------------------------------------------------7
1.Бухгалтерские счета: основные понятия-----------------------------------------------------8
2.Виды счетов. Единый План счетов------------------------------------------------------------8
3.Схематическая и структурная запись хозяйственных операций------------------------8
4.Обобщение данных текущего учета----------------------------------------------------------12
ТЕМА 3 БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ. БАЛАНС----------------------------------------13
1.Понятие баланса. Виды балансов-------------------------------------------------------------13
2.Строение и структура баланса производственно-хозяйственной деятельности---15
3.Изменения в балансе, вызываемые различными типами хозяйственных операций15
4.Некоторые элементы определения состояния предприятия по балансу--------------16
ТЕМА 4. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-------------------------------------------------------------------19
1.Реквизиты документа. Виды документов--------------------------------------------------19
2.Обработка документов в бухгалтерии. Способы устранения ошибочных записей20
3.Организация документооборота. Бухгалтерский архив---------------------------------21
4.Инвентаризация, ее виды, порядок проведения и отражение на счетах-------------22
ТЕМА5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-------------24
1. Понятие учетного регистра и организационной формы.
Виды учетных регистров-----------------------------------------------------------------------24
2. Мемориально-ордерная форма и ее разновидности-------------------------------------25
3. Журнально-ордерная форма и ее разновидности-----------------------------------------28
4.Организационные формы бухгалтерского учета на малом предприятии------------30
1)возможность
совмещения систематического и
аналитического учета в
2)формирование
отчетных показателей
3)уменьшение
масштабов аналитического
Недостатки:
1)сложность по составу и структуре многих учетных регистров;
2)слабая взаимосвязь и взаимный контроль учетных регистров.
Область применения журнально-ордерной формы бухучета:
1)в любой отрасли производства;
2)в строительстве;
3)в оптовой торговле;
4)другими хозяйствующими субъектами, имеющими доходы от своей деятельности.
Перечень типовых учетных регистров для большой журнально-ордерной формы
№ типового журнала-ордера | По кредиту счетов | Объекты учета | Вспомогательные учетные регистры | |
1. | 50 | Наличные денежные средства | Ведомость №1 | |
2. | 51 | Безналичные денежные средства | Ведомость №2 (на
оборотной стороне журнала- | |
3. | 55,57,81 | Денежные средства, документы, собственные акции | --- | |
4. | 66,67,86 | Займы и кредиты | --- | |
5. | 58 | Финансовые вложения | Возможно ведение ведомости №7 (для аналитических документов) | |
6. | 60 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | Ведомость №5 «Планируемые
платежи», №6 «Неотфактурованные поставки»(не
снабженные счетом фактуры),
№10 «Движение материалов в денежном выражении» | |
6/1 | То же, но применяется, если внутренний учет материалов ведется в планово-учетных ценах. | |||
7. | 70 | Подотчетные суммы | --- | |
8. | 62,73,75,
68,76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | Ведомость №7 «Аналитические данные к___счетам» или ведомость №9(для учета расчетом с квартиросъемщиками или лицами, проживающими в общежитии) | |
9. | 79 | Внутрихозяйственные расчеты (когда есть расчеты по доверительному правлению) | --- | |
10. | 02,05,16,20,21,23,25,26,28,69, |
Затраты на основное
производство (это журнал-ордер для
определения фактической |
Ведомость №12 «Затраты по цехам (участкам)», ведомость №14 «Учет потерь в производстве»,ведомость №13 «Обслуживающие производства и хозяйства», ведомость№16 «Готовая продукция, отгрузка и реализация» | |
10/1 | То же, но добавляется счет40. Применяется, если предприятие ведет нормативный учет затрат. | |||
10-С
10-АС |
Открываются для строительных организаций (соответствуют ЖО№10) | |||
11. | 41,44,45,
46,43,90 |
Отгрузка, реализация, продажа готовой продукции, услуг, товаров | Ведомость№16 «Готовая продукция (изделия,товары)» | |
11/1 | 91 | Прочие доходы и расходы | Ведомость №17 «Реализация основных фондов и нематериальных активов» | |
12 | 80,82,83,
84,96 |
Источники собственных средств предприятия | --- | |
13 | 01,04,03 | Внеоборотные активы | --- | |
14 | 14 | Резерв под
обесценивание товарно- |
--- | |
15 | 98,99 | Финансовый результат деятельности предприятия | --- | |
16 | 07,08,11 | Вложения во внеоборотные активы | Ведомость№18 «Затраты по капиталовложениям» |
Состав сокращенной формы бухгалтерского учета (8 журналов-ордеров):
4
Организационные формы бухгалтерского учета малого предприятия
В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.№88-ФЗ предприятие признается малым, если:
1)цель его деятельности коммерческая;
2)средняя
списочная численность
-в промышленности, строительстве и на транспорте – не более 100человек;
-в сельском
хозяйстве и научно-
-в оптовой торговле – не более 50 человек;
-в розничной торговле – не более 30 человек;
-в остальных областях – не более 50 человек.
Особенности бухгалтерского учета на малом предприятии оговорены в ст.4п.3 закона «О бухгалтерском учете». Для малых предприятий допускается только налоговый учет: малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет и не применять двойную запись, но они обязаны учитывать внеоборотные активы, доходы и расходы в порядке, установленном 26 главой Налогового Кодекса.
Малое
предприятие самостоятельно выбирает
организационную форму
1)Единая журнально-ордерная форма применяется при многофункциональном производстве и многономенклатурном потреблении ресурсов с большим количеством хозяйственных операций в месяц (500 и более).
2)Сокращенная журнально-ордерная форма (8 журналов-ордеров) рекомендована там, где хозяйственных операций менее 300 в месяц.
3)Упрощенная форма бухучета (9 типовых ведомостей)применяется, если количество хозяйственных операций менее 100 в месяц.
4)Простая форма (2 учетных регистра) применяется в том случае, если у предприятия нет имущественных регистров, численность менее 15 человек, количество хозяйственных операций менее 30 в месяц.
Если
малое предприятие ведет
План счетов для малого предприятия состоит из следующих синтетических счетов:
01 «Внеоборотные
активы» (дублирует счета 01,
02 «Амортизация» (дублирует счета 02,05);
08 «Вложения
во внеоборотные активы» (
10 «Материалы»
(дублирует счета 10,11,1,15,
19 «Налог на
добавленную стоимость по
20 «Основное
производство» (дублирует
41 «Товары» (дублирует счета 40,41,42,43,45);
90 «Продажи» (дублирует счета 90,91);
50 «Касса» без изменений;
51 «Расчетные счета» без изменений;
58 «Финансовые вложения» без изменений;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» без изменений;
68 «Расчеты по налогам и сборам» (дублирует счета 68,69);
70 «Расчет по оплате труда» без изменения;
76«Расчеты с
разными дебиторами и
99 «Прибыли и убытки» без изменений;
80 «Уставный капитал» без изменений;
83 «Добавочный капитал» (дублирует счета 83,98);
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» без изменений;
66 «Краткосрочные
кредиты и займы»(дублирует
Если выручка предприятия за квартал не превышает 1 млн. рублей, малое предприятие может использовать кассовый метод отражения операций на счетах. Во всех остальных случаях должен использоваться метод начисления.
Суть кассового метода: выручка от реализации активов может отражаться в учете только в момент фактического поступления денег; затраты признаются (отражаются на счетах) только по мере их оплаты. (Пример: отражение заработной платы в себестоимости).
Учетные регистры, рекомендованные для малых предприятий (для упрощенной формы)
В «Указании по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» рекомендуется применять 9 типовых ведомостей (в приложении к «Указанию» приведена форма этих ведомостей):
В1 – ведомость учета основных средств и начисления амортизации;
В2 – ведомость учета материалов и запасов, НДС по уплаченным ценностям;
В3 – ведомость учета затрат на производство;
В4 – ведомость учета денежных средств и фондов;
В5 - ведомость учета расчетов и прочих операций;
В6 – «оплата» (при кассовом методе) или «отгрузка»(для метода начислений);
В7 – ведомость учета расчетов с поставщиками;
В8 - ведомость учета оплаты труда;
В9 – контрольная шахматная ведомость, в которой обобщаются итоги.
2 учетных регистра для простой формы бухгалтерского учета
1)Книга по форме К1 – «Книга учета фактов хозяйственной деятельности» (форма: журнал регистрации хозяйственных операций; открывается на отчетный год).
2)Ведомость В8 – «Ведомость учета оплаты труда» (ведется ежемесячно).
Отчетность
Любая организация должна предоставлять следующие отчетные формы (годовую отчетность):
Для малых предприятий может быть меньше форм отчетности.
Все малые предприятия по предоставляемой отчетности делятся на 3 группы:
1группа – малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку. Согласно закону «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ подлежат обязательному аудиту:
-
кредитные, страховые
Такие малые предприятия должны предоставлять отчетность в полном объеме (+ обязательное аудиторское заключение).
2группа – малые предприятия, не входящие в перечень обязательной аудиторской проверки по закону «Об аудиторской деятельности». Они предоставляют только форму №1 и форму №2.
3группа – малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Они не предоставляют бухгалтерскую отчетность – только налоговую.
Следует
отметить, что не только малые, но и
обычные предприятия могут
1)доход от реализации за 9 месяцев предыдущего года не должен быть более 11 млн. руб., а за весь прошедший год – не более 15млн.руб.;
2)средняя списочная численность не превышает 100человек;
3)стоимость амортизируемого имущества не превышает 100 млн. рублей;
4)доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам, не превышает 25%;
5)у данного предприятия не должно быть филиалов и представительств.
Таким образом, на упрощенную систему налогообложения в настоящее время (при действующей юридической базе) могут перейти не только малые, но и другие предприятия, отвечающие 5 перечисленным признакам.
Кроме того, имеют право на упрощенную систему налогообложения и физические лица, работающие без образования юридического лица.
Однако согласно главе 26 Налогового Кодекса не имеют право на упрощенную систему налогообложения ни при каких условиях (в т.ч. вышеперечисленных):
1)предприятия, имеющие хотя бы 1 филиал или представительство;
2)страховые организации;
3)инвестиционные фонды;
4)биржи;
5)организации игорного бизнеса;
Информация о работе Курс лекций по "Теории бухгалтерского учета"