Курс лекций по "Теории бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:06, курс лекций

Описание работы

Учет – система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации о хозяйственной деятельности, необходимой для управления объектом.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ------------2

ТЕМА 1.УЧЕТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ----------------------2
1.1Задачи, требования, принципы бухгалтерского учета-----------------------------------2
1.2Учет управленческий и финансовый. Пользователи учетной информации---------4
1.3Предмет, метод и объекты бухгалтерского учета----------------------------------------5
1.4Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и международное согласование систем бухучета-------------------------------------------------------------------7
ТЕМА 2. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ------------------------------------------------------7
1.Бухгалтерские счета: основные понятия-----------------------------------------------------8
2.Виды счетов. Единый План счетов------------------------------------------------------------8
3.Схематическая и структурная запись хозяйственных операций------------------------8
4.Обобщение данных текущего учета----------------------------------------------------------12
ТЕМА 3 БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ. БАЛАНС----------------------------------------13
1.Понятие баланса. Виды балансов-------------------------------------------------------------13
2.Строение и структура баланса производственно-хозяйственной деятельности---15
3.Изменения в балансе, вызываемые различными типами хозяйственных операций15
4.Некоторые элементы определения состояния предприятия по балансу--------------16

ТЕМА 4. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-------------------------------------------------------------------19
1.Реквизиты документа. Виды документов--------------------------------------------------19
2.Обработка документов в бухгалтерии. Способы устранения ошибочных записей20
3.Организация документооборота. Бухгалтерский архив---------------------------------21
4.Инвентаризация, ее виды, порядок проведения и отражение на счетах-------------22
ТЕМА5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-------------24
1. Понятие учетного регистра и организационной формы.
Виды учетных регистров-----------------------------------------------------------------------24
2. Мемориально-ордерная форма и ее разновидности-------------------------------------25
3. Журнально-ордерная форма и ее разновидности-----------------------------------------28
4.Организационные формы бухгалтерского учета на малом предприятии------------30

Работа содержит 1 файл

Лекции по ТБУ 1 семестр.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

2группа:

Входят: инвесторы, кредиторы, поставщики сырья, энергоресурсов, заказчики товаров и услуг.

Их интересы: риск и последствия неуплаты по долгам (ликвидационная стоимость имущества  предприятия), последовательность или  очередность уплаты кредитных задолженностей (законы о ликвидации, несостоятельности и банкротстве).

3группа:

Входят представители  общественности

Их интересы: экология, объем потребляемых ресурсов.

4 группа:

Входят служащие предприятия

Их интересы: надежность предприятия, социальные выплаты, заработная плата.

5группа:

Входит государство  в лице налоговой инспекции и  др.

Интересы: выполнение законов, уплата налогов, статистика.

3

Предмет, метод и объекты  бухгалтерского учета  как научной дисциплины

      Предметом бухучета является состояние и использование  хозяйственных средств предприятия в процессе их кругооборота.

      Метод бухгалтерского учета включает в  себя 4 элемента:

  • инвентаризация и документация;
  • оценка и калькуляция;
  • счета и двойная запись;
  • балансовое обобщение.

    Объектами бухгалтерского учета являются:

  • средства;
  • источники этих средств;
  • хозяйственные процессы.

    Классификация хозяйственных средств  по видам и функциональной роли

              Входят: материалы, сырье, полуфабрикаты,

              незавершенное производство, готовая продукция  и товары на складе 

              Входят: здания, сооружения, транспорт,

              оборудование  и т.д. 

              Входят: привилегии, права, патенты, лицензии, интеллектуальная собственность 

              Входят: наличность в кассе, безналичные 

              денежные  средства на расчетном счете, валюта, денежные документы 

              Входят: расчеты с покупателями, заказчиками,                               

              с подотчетными лицами и т.д. 

              Входят: аккредитивы, особые счета, депозиты

              (свободные  денежные средства) 

              Входят: финансовые инвестиции, строительные инвестиции, вложения в научно-исследовательские  и опытно-конструкторские

              разработки.

Отвлеченные средства – это средства, изъятые из оборота  предприятия и зарезервированные  на строго определенные цели. 

Классификация источников финансово-хозяйственной  деятельности предприятий

                Уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и проч.                                                         

                                                                      

                Прибыль от обычной деятельности (разрешенной  лицензией), прибыль от прочих реализаций, внереализационные и чрезвычайные доходы                                                                       

                Финансирование  из бюджетов всех уровней, целевое финансирование от юридических и физических лиц, спонсорские вложения                                                                                

                Долгосрочные  и краткосрочные кредиты (больше и меньше года)  

                Авансы  и предоплата, выданные векселя, выпущенные облигации 
                 

                      Задолженности должны быть оплачены на строго установленную  дату (напр., налоговые обязательства)  

                Срок  оплаты гибок (напр., оплата поставок ресурсов) 

Хозяйственные процессы

Хозяйственные процессы это изменения в средствах  и источниках в результате деятельности предприятия.

К. Маркс выделял  следующие хозяйственные процессы:

1)Процесс заготовления: деньги превращаются в товар первого вида (ресурсы)

2)Процесс производства: заготовленные потребительные стоимости  превращаются в товар с новыми  свойствами.

3) Процесс реализации  созданной продукции: на этой  стадии вновь созданные потребительные  стоимости находят своих потребителей, покрывая затраты производства и принося прибыль.

Схематично: Деньги→Товар

              Товар→Товар’

              Товар’→Деньги’

               Деньги’−Деньги

Отражение основных хозяйственных  процессов двойной  записью

Хозяйственный процесс Изменения Результат
Увеличение (+) Уменьшение (-)
1.Заготовление Производственные  запасы Денежные средства ___
2.Производство 1)Незавершенное  производство (если производство  на заказ)

2)готовая продукция  на складе (если производится  продукция массового потребления)

Производственные  запасы ___
3. Реализация Объем денежных средств, который должен превышать  затраты Готовая продукция  на складе или незавершенное производство (сдача его заказчику) Финансовый  результат

4

Нормативное регулирование и  международное согласование систем бухгалтерского учета

Схема нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Российской федерации

             ← 2 документа высшего уровня

            Цели  документов высшего уровня:

            1)устанавливают  единые принципы бухгалтерского  учета для всех хозяйствующих  субъектов РФ;

            2)определяют  соподчиненность правовых норм  по бухгалтерскому учету с  другими отраслями права (уголовного, гражданского, хозяйственного и  др. 

                  ←2 уровень(ПБУ №1-20 – стандарты  бухучета)

            Их  назначение: все документы среднего звена устанавливают правила формирования бухгалтерской информации по отдельным объектам учета. 
             
             

            ←3 уровень. Примеры: положение об учетной политике, внутренние регламенты, служебные инструкции, учредительные документы, рабочий  план счетов.

Организации, вовлеченные в  процесс согласования и стандартизации систем бухгалтерского учета

1)МКСБУ (IASK) – Международный комитет стандартизации бухгалтерского учета.

2)Международная  федерация бухгалтеров.

Региональные  организации: Американская федерация  бухгалтеров, Федерация российских бухгалтеров, федерация европейских бухгалтеров, стран АСЕАН и др.

ТЕМА 2. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ  ЗАПИСЬ

План:

  1. Бухгалтерские счета: основные понятия
  2. Виды счетов. Единый План счетов
  3. Схематическая и структурная запись хозяйственных операций
  4. Обобщение данных текущего учета
 

1

Бухгалтерские счета: основные понятия

Система бухгалтерских  счетов – это способ группировки  по экономическому принципу и текущего контроля в денежной оценке конкретных объектов учета.

Для каждого  объекта учета открывается бухгалтерский  счет (носит виртуальный характер, но представляется в виде двусторонней таблицы).

     Счет……………(наименование счета)

    Дебет Кредит
       

      В зависимости от объекта учета  счета могут быть активными и  пассивными.

На активных счетах принято отражать средства, имущество, затраты, расходы, дебиторские задолженности.

На пассивных  счетах отражаются финансовые источники  всех видов, фонды, резервы, кредиторские задолженности.

      Сумма изменений по одной стороне счета  за рассматриваемый период времени  называется оборотом счета. За некоторый период времени происходят 2 оборота: дебетовый и кредитовый (изменения могут быть в большую и в меньшую сторону). Разность дебетового и кредитового оборотов называется сальдо счета.

Сальдо  записывается всегда по стороне увеличение: для активного счета по дебету, для пассивного счета – по кредиту.

             Активный       Пассивный

          Дебет           Кредит                                                Дебет                Кредит

  

Начальное сальдо                                                                                                       Начальное сальдо

Увеличение (+) Уменьшение (-)                                  Уменьшение (-)            Увеличение(+)           

Конечное сальдо                                                                                                        Конечное сальдо 

Конечное сальдо для активного счета определяется как начальное сальдо +оборот по дебету –оборот по кредиту (за 1 и  тот же период).

Конечное сальдо пассивного счета определяется как  начальный кредитовый остаток (начальное сальдо) +кредитовый оборот –дебетовый оборот.

В обоих случаях  конечное сальдо должно быть положительной  цифрой.

Двойная запись – это взаимосвязанное отражение хозяйственной операции на 2 бухгалтерских счетах: по дебету одного и по кредиту другого счета. Синонимы: связь счетов в бухгалтерской операции может еще называться бухгалтерской проводкой, корреспонденцией счетов, счетной формулой (в банковском учете), контировкой.

При простой  хозяйственной операции запись делается на 2 счетах (по дебету одного и по кредиту другого). При сложной хозяйственной операции записи делаются на 3 и более счетах.

Систематическая запись – это запись с указанием  корреспондирующих счетов.

Хронологическая запись – это запись в порядке  совершения операций.

Информация о работе Курс лекций по "Теории бухгалтерского учета"