Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:06, курс лекций
Учет – система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации о хозяйственной деятельности, необходимой для управления объектом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ------------2
ТЕМА 1.УЧЕТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ----------------------2
1.1Задачи, требования, принципы бухгалтерского учета-----------------------------------2
1.2Учет управленческий и финансовый. Пользователи учетной информации---------4
1.3Предмет, метод и объекты бухгалтерского учета----------------------------------------5
1.4Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и международное согласование систем бухучета-------------------------------------------------------------------7
ТЕМА 2. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ------------------------------------------------------7
1.Бухгалтерские счета: основные понятия-----------------------------------------------------8
2.Виды счетов. Единый План счетов------------------------------------------------------------8
3.Схематическая и структурная запись хозяйственных операций------------------------8
4.Обобщение данных текущего учета----------------------------------------------------------12
ТЕМА 3 БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ. БАЛАНС----------------------------------------13
1.Понятие баланса. Виды балансов-------------------------------------------------------------13
2.Строение и структура баланса производственно-хозяйственной деятельности---15
3.Изменения в балансе, вызываемые различными типами хозяйственных операций15
4.Некоторые элементы определения состояния предприятия по балансу--------------16
ТЕМА 4. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-------------------------------------------------------------------19
1.Реквизиты документа. Виды документов--------------------------------------------------19
2.Обработка документов в бухгалтерии. Способы устранения ошибочных записей20
3.Организация документооборота. Бухгалтерский архив---------------------------------21
4.Инвентаризация, ее виды, порядок проведения и отражение на счетах-------------22
ТЕМА5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-------------24
1. Понятие учетного регистра и организационной формы.
Виды учетных регистров-----------------------------------------------------------------------24
2. Мемориально-ордерная форма и ее разновидности-------------------------------------25
3. Журнально-ордерная форма и ее разновидности-----------------------------------------28
4.Организационные формы бухгалтерского учета на малом предприятии------------30
Стр.630,640,650 сумма в соответствующих строках баланса.
Формула читается: Коэффициент ликвидности равен оборотным активам, деленным на краткосрочные обязательства предприятия за вычетом задолженностей перед учредителями, доходов будущих периодов и резервов предстоящих периодов.
(В дальнейшем
в формулах будем применять
аналогичные обозначения, за
2)Удельный вес собственных оборотных средств (К2)
3)Если хотя бы 1 из показателей меньше норматива (К1<2, К2<0,1),рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (К3).
Если К3<1, то в ближайшие полгода у предприятия нет шансов восстановить свою платежеспособность.
В соответствии
со статьей 102 Гражданского Кодекса
РФ предприятия (акционерные
1)до полной оплаты уставного капитала;
2)если стоимость чистых активов предприятия меньше суммы уставного капитала и резервного капитала или станет меньше в результате выплаты.
Чистые активы (или нетто-активы) рассчитываются по балансу следующим образом:
,где
первая скобка – расчет по активу,
вторая скобка – расчет по пассиву.
Если нетто-активы< суммы строк баланса 410 и 430, то нельзя начинать выплачивать дивиденды.
Другие показатели по балансу для определения финансового состояния предприятия
1)Общая платежеспособность – определяется сравнением величины текущих активов (р.II) с общей суммой задолженностей предприятия (p.IV+p.V).
Если р.II< (p.IV+p.V), то с определенной степенью вероятности можно утверждать, что предприятие платежеспособно (это исходит из предположения о том, что все активы предприятия высоколиквидны, хотя на практике это не так: ликвидность активов разная).
Более точно
сделать вывод о
2)Коэффициент
выполнения срочных
Данный коэффициент требуется сравнить с 1:
а)если Кср.<1, то предприятие не способно оплатить свои срочные обязательства;
б)если Кср.>>1, то предприятие способно оплатить свои срочные обязательства, но сделает это дорогой ценой, так как множество финансовых средств зарезервировано и не используется эффективно (потеря прибыли).
в) если Кср.несколько>1, то предприятие способно оплатить свои срочные обязательства с некоторым запасом (наиболее хороший вариант).
Оптимальный коэффициент выполнения срочных обязательств различен для разных отраслей хозяйства.
3)Общая ликвидность
баланса(λ)
Если λ<1, то внешние обязательства предприятия нечем оплатить;
если λ=1, то у
предприятия нет свободы
если λ>>1 , это указывает на нерациональный финансовый план предприятия, как и в случае с предыдущим коэффициентом (хотя предприятию и есть чем оплатить обязательства).
Наиболее рациональной считается общая ликвидность баланса 1<λ<3.
Следует отметить, что при этом более показательным является расчет ликвидности баланса по легко реализуемым активам (λ’).
Для устойчивого
финансового положения
Инвестиционную привлекательность предприятия дают коэффициенты финансирования и инвестирования.
4)Коэффициент финансирования:
5)Коэффициент инвестирования:
,где стр.120 – остаточная стоимость основных средств
Чем больше значения этих 2 коэффициентов, тем лучше (предприятие более привлекательно для инвесторов),т.к. у него найдется имущество для погашения задолженностей.
Экономический смысл коэффициента инвестирования – жизнеспособность предприятия при одновременном изъятии всех заемных средств.
План:
1
Реквизиты документа. Виды документов
Документ – это письменное доказательство совершения хозяйственной операции.
Цели составления документов:
1.установить ответственность должностных лиц;
2.обеспечить возможность предварительного (во время подписания документа) и последующего (во время ревизии) документального контроля.
Документ становится документом, если записаны все обязательные реквизиты:
1) название документа;
2) дата составления;
3) место составления (обычно отражается с помощью печати);
4) содержание хозяйственной операции: прямым текстом или в закодированном виде (в банке);
5) измерители операции в количественном и стоимостном выражении;
6) личные подписи ответственных лиц.
Многие первичные документы составляются с использованием типовых
бланков. В них указывается код бланка по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации).
Дополнительные реквизиты (они упрощают работу бухгалтера):
Выделяют виды документов по различным признакам.
I.Виды документов по назначению:
II.Виды документов по содержанию:
III.По способу составления документы делятся на:
IV. По месту составления документы делятся на:
V.По внешней форме документы делятся на:
VI.По виду носителя документы бывают:
2
Обработка документов в бухгалтерии.
Способы устранения ошибочных записей
Обработка документов состоит из следующих последовательных фаз (стадий):
Обработанные
документы должны иметь специальную
пометку и храниться в
Проверка документов заключается в логической проверке (с юридической точки зрения, соответствует ли планам, задачам, сметам), с точки зрения полноты заполнения реквизитов, с арифметической точки зрения (если обнаруживаются ошибки, то документ отправляют на переделку).
Расценка заключается в исчислении и проставлении в документе денежного выражения операции.
Обобщение, или группировка, документов состоит в подборе и объединении документов в однородные по содержанию группы. В результате обобщения бухгалтер оформляет документы внутригруппировочного оформления:
Разметка заключается в проставлении на первичном документе кодов корреспондирующих счетов (контировка).
Способы оформления документов:
-ручной способ;
-на пишущей машинке;
-на компьютере (принтере).
В ходе оформления первичных документов возможны объективные и субъективные ошибки. Существуют различные способы их обнаружения (по сальдо, путем составления оборотных ведомостей и др.)
В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. Для остальных документов существуют следующие способы исправления ошибок:
1)Корректурный
способ применяется там, где
неверно написанная сумма не
затрагивает корреспонденции
2) Метод
дополнительных записей на
Пример: Получены материалы от поставщика
ДТ10 КТ60 =4000 (а надо было записать 1000)
Допишем: ДТ10 КТ60 =3000 (красным цветом)
Подобный
метод применяется и при
Пример: Допустим, сделана запись
ДТ10 КТ60 =1000 (а в соответствии с учетной политикой предприятия надо записать на 15 счет)
Допишем: ДТ10 КТ60 =1000 (красным цветом)
Информация о работе Курс лекций по "Теории бухгалтерского учета"