Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:22, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисцилпине "Бухгалтерский учет"
Автоматизированная форма учета
Автоматизированная форма учета, основанная на использовании электронно-вычислительной техники, представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. В основе этой формы учета заложен главный элемент метода бухгалтерского учета — документация. Но группировка и обобщение учетной информации производится с помощью вычислительных машин. Информация справочного характера вводится в ЭВМ в виде справочников до начала работы, текущая информация — с первичных документов либо со специальных регистров учетных данных. Учетные данные обрабатываются по специальным программам, которым позволяют полученную учетную информацию хранить, направлять в дальнейшую обработку, выдавать на экран или распечатывать по запросу в виде любого документа, содержащего систематическую или хронологическую запись. Бухгалтер получает распечатанные регистры различного содержания, такие как ведомости, карточки, книги.
ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Определение МСФО. Принципы разработки, утверждения и применения
Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на современном этапе является ориентация его на международные стандарты учета и отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это нормативные документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет имеет статус независимого негосударственного органа, его Правление находится в Лондоне.
Цель и задачи перехода
на международные стандарты финансовой отчетности
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Основные направления реформы
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета приведен в приложении.
Разработка проблем МСФО началась в 1960-е гг. под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в начале 1960-х гг., президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим "универсальный язык общения бизнесменов". В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам.
Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 г. в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. К концу XX века в КМСФО были представлены более ста стран мира.
К началу XXI века КМСФО утвердил более 40 стандартов; некоторые из них претерпели за время существования по две-три редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их названия. Самый старый из них действует в редакции 1992 г. Так что МСФО - это постоянно обновляемая живая система нормативного регулирования бухгалтерского учета во всем мире.
В настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно составляют более 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих более 200 тыс. дочерних и зависимых организаций по всему миру. Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Союза. Ряд государств, в том числе и Российская Федерация, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Концепция развития бухгалтерского учета в России на период до 2010 г. предусматривает постепенный переход открытых акционерных обществ на составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Единая отчетность на финансовых рынках. Особую актуальность приобретает применение МСФО для составления финансовой отчетности компаниями и корпорациями, выступающими со своими финансовыми инструментами на мировых фондовых рынках. В последнее десятилетие существенно расширились каналы финансирования компаний, независимые от банковского кредитования, то есть прямые заимствования путем распространения ценных бумаг на фондовых рынках.
В таких условиях обоснование крупных финансовых операций может быть сделано только на основании надежной, однозначно идентифицируемой финансовой информации, которая обеспечивается применением всех известных норм учета, рекомендуемых МСФО.
Растущая глобализация мировой экономики настоятельно требует единства нормативных предписаний для составления финансовой отчетности, того самого "универсального языка", на котором способны общаться бизнесмены всего мира, независимого от национальности, государственной принадлежности и других частностей.
В апреле 2000 г. Европейская комиссия приняла решение о составлении сводной финансовой отчетности в соответствии с МСФО всеми компаниями, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках. Тексты всех стандартов утверждены Европейской комиссией как официальный нормативный документ ЕС. Американцы дольше других держались за национальную систему ГААП. Но необходимость унификации стандартов финансовой отчетности в связи с глобализацией фондового рынка заставила их пересмотреть свои консервативные позиции. Федеральная комиссия по ценным бумагам США решила не позднее 2007 г. перейти на финансовую отчетность по МСФО и отказаться от применения ГААП США на фондовых рынках.
Российская Федерация не может стоять в стороне от глобализационных тенденций в мировой экономике. В 1998 г. Министерство финансов Российской Федерации разрешило российским организациям, представляющим финансовую отчетность зарубежным фондовым биржам, составлять сводную финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО и не представлять такую отчетность по нормам российских ПБУ. Готовится нормативный акт, обязывающий все открытые акционерные общества России составлять финансовую отчетность по МСФО.
Надежность и прозрачность финансовой отчетности. Надежная отчетность полностью соответствует установленным нормам и правилам, достоверно отражает финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Достоверность отчетности должна быть засвидетельствована авторитетным независимым аудитором. Надежная отчетность должна быть понятной пользователям отчетности и составляться по известным им нормам и правилам. Отступления от норм и правил следует публично объявлять всем потенциальным пользователям финансовой отчетности.
Надежная отчетность позволяет получать надежные результаты анализа и принимать оптимальные решения. Главная черта надежной финансовой отчетности - ее прозрачность.
Высокое качество МСФО, охватывающих все аспекты бухгалтерского учета и отчетности, последовательное следование их предписаниям и полное, без всяких отступлений, применение обеспечивают необходимую прозрачность финансовой отчетности для всех потенциальных пользователей. Каждый стандарт наряду с вопросами классификации и оценки содержит полный перечень информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности. Полное раскрытие информации - залог прозрачности представляемой отчетности, без которой невозможно достичь необходимого доверия между операторами любого рынка.
Надежность и прозрачность информации определяются высоким качеством стандартов учета и отчетности, готовностью тех, кто составляет отчетность, неукоснительно следовать установленным стандартам.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности был организован в 1973 г. в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии.
КМСФО работает в Лондоне и зарегистрирован организацией частного сектора. С 1983 г. членами КМСФО стали все объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие в Международную федерацию бухгалтеров. На начало 2001 г. в 104 странах мира было 143 члена КМСФО, представляющих более 2 млн бухгалтеров. В работу Комитета вовлечены и другие организации разных стран, не являющиеся членами КМСФО.
Цель КМСФО - разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействие в их повсеместном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности.
КМСФО принадлежат авторские права на международные стандарты, предварительные проекты и другие публикации Комитета. Утвержденным текстом МСФО считается их публикация Комитетом на английском языке. Официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков.
Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, являющихся его членами, других компаний и организаций.
Порядок работы КМСФО. Деятельность Комитета направляет и осуществляет Правление, которое назначается Международной федерацией бухгалтеров. В состав Правления включаются также до четырех представителей от международных организаций, заинтересованных пользователей финансовой отчетности.
Каждый член Правления может направлять двух представителей и одного советника для участия в заседаниях. Правление утверждает новые стандарты и их уточненные редакции. Представители Правления, организации, входящие в МСФО, и другие заинтересованные юридические и физические лица могут направлять предложения по новым темам, заслуживающим внимания КМСФО.
Для разработки каждого конкретного стандарта Правление учреждает подготовительный комитет, возглавляемый одним из членов Правления, из представителей не менее трех стран, а также других организаций. Подготовительный комитет изучает практику учета на национальном и региональном уровнях, определяет круг спорных вопросов по теме, получает и анализирует замечания. После обсуждения и одобрения Правлением разрабатывает и представляет "Предварительный проект", который публикуется для комментариев от всех заинтересованных сторон. На основании анализа и обобщения полученных комментариев готовится проект МСФО, утверждаемый к публикации при поддержке трех четвертей членов Правления.
Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Правлением КМСФО в 1997 г. для рассмотрения спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, которые создаются организациями - членами КМСФО.
В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, представители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители IOSCO и Европейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на заседаниях Комитета присутствуют два члена Правления.
ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО.
ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для комментариев; после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ просит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО.
Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Информация о них обычно заранее публикуется на странице КМСФО в Интернете.
Реорганизация КМСФО. Предложения по новой структуре КМСФО готовились несколько лет Рабочей группой по стратегии. В соответствии с рекомендациями данной группы изменяется Устав КМСФО, он преобразуется в независимую организацию, управляемую Доверенными лицами.