Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:22, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисцилпине "Бухгалтерский учет"

Работа содержит 1 файл

Лекции бухучет стройка.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

5.      в случае стихийного бедствия, пожара или других ЧП (в день события или сразу по его окончании);

6.      при реорганизации или ликвидации организации (перед составлением ликвидационного баланса)

              В зависимости от полноты охвата средств инвентаризации подразделяются на полные и частичные.

              Полная инвентаризация охватывает все виды средств и проводится, как правило, один раз в год на 1 января перед составлением годового отчета.

              При частичной инвентаризации проверяются отдельные виды активов и обязательств, например, денежные средства в кассе, материальные ценности, основные средства, расчеты с поставщиками, покупателями, бюджетом.

              В зависимости от назначения различают плановые и внезапные инвентаризации.

              Плановая инвентаризация проводится по графику в заранее намеченные сроки.

              Внезапная инвентаризация осуществляется по распоряжению руководителя организации при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и т.д.

Вопрос: Кто устанавливает количество и сроки проведения инвентаризации?

Ответ: Количество инвентаризаций, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, включаемых в проверку, устанавливает руководитель организации, кроме случаев, когда инвентаризация проводится по распоряжению государственных органов.

Регистры бухгалтерского учета

Поступающие в бухгалтерию первичные учетные документы подвергаются последующей обработке. Если к оформлению документов нет претензий, приступают к группировке содержащейся в них информации. Группировочные записи производят в специальных бухгалтерских документах (книгах, карточках, журналах, отдельных листах и на машинных носителях).

Носители учетно-экономической информации, полученные на основе первичных или сводных учетных документов, называются регистрами бухгалтерского учета.

Вопрос: Для чего предназначены регистры бухгалтерского учета?

Ответ: Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в отчетности.

Регистры бухгалтерского учета классифицируются по следующим признакам:

1.      назначению (хронологические, систематические, комбинированные);

2.      содержанию записей (синтетические, аналитические, универсальные);

3.      по внешнему виду:

      книги – для организации синтетического учета – Главная книга, для учета кассовых операций – кассовая книга;

      карточки – листы в виде таблиц, которые применяются на участках учетной работы, где ведется значительное количество аналитических счетов( например в учете материалов, готовой продукции, товаров);

      журналы;

      сводные листы (ведомости) – разновидность карточек, делаются из менее плотной бумаги и хранятся не в картотеке, а в папках-регистраторах. Эти учетные регистры используются для ведения журналов, ведомостей, особенно в условиях автоматизации учета;

      компьютерные распечатки – представляют собой учетный регистр в виде широкой полосы бумаги, который печатается на ПК;

4.      способу построения (однопозиционные, двухпозиционные, многопозиционные, линейные, шахматные);

5.      способу заполнения (используемым техническим средствам).

Учетные регистры

Учетные регистры представляют собой специальные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе организации, источниках его образования. При формировании учетной политики организация самостоятельно решает, какие учетные регистры целесообразно использовать. Их выбор зависит от объема бухгалтерской работы, размера организации, видов хозяйственных операций, а также от уровня автоматизации бухгалтерского учета.

Хронологические регистры

В хронологические регистры данные о фактах хозяйственной деятельности заносятся по мере их совершения на основании первичных документов в хронологическом порядке, в последовательности их поступления без группировки и разноски по счетам.

Примером хронологических учетных регистров является специальный регистрационный журнал, в котором фиксируются хозяйственные операции по мере оформления их бухгалтерскими записями: указываются порядковый номер записи, ее дата, сумма.

Вопрос: Для чего необходимы хронологические регистры?

Ответ: Посредством хронологической записи обеспечивается контроль за сохранностью документов, правильностью записей в них. Общий итог операций, зарегистрированных в журнале, позволяет проверить полноту записей по счетам.

Систематические учетные регистры

Систематические регистры предназначены для группировки однородных операций и записи их по определенной системе на бухгалтерских счетах, т.е. систематизировано. Такая группировка осуществляется как по аналитическим, так и по синтетическим счетам. Показатели систематических регистров характеризуют состояние и движение отдельных объектов бухгалтерского учета.

Вопрос: Приведите примеры систематических регистров.

Ответ: К систематическим регистрам относятся ведомости учета производственных затрат по объектам калькуляции, Главная книга, в которой обобщаются итоговые данные по всем синтетическим счетам.

Синтетические регистры

В синтетических регистрах записи осуществляются в обобщенном виде, как правило, кратко (без пояснительного текста) с указанием даты и номера бухгалтерской записи. Натуральные и трудовые измерители в них не приводятся, а проставляется только сумма.

Примерами синтетических регистров являются Главная книга, в которой отражаются итоговые данные по всем синтетическим счетам, ведущимся в организации, журналы-ордера, компьютерные распечатки.

Аналитические регистры

В аналитических регистрах записи делаются по отдельным аналитическим счетам, детализирующим содержание записей того или иного синтетического счета. Эти регистры позволяют контролировать наличие и движение каждого вида материальных ценностей, состояние расчетов с каждым поставщиком, покупателем, другими дебиторами и кредиторами.

Вопрос: В чем отличие синтетических регистров от аналитических?

Ответ: Записи в аналитических регистрах делают более подробно, чем в синтетических, приводят пояснительный текст, в необходимых случаях указываются натуральные и трудовые измерители.

Вопрос: Приведите примеры аналитических регистров.

Ответ: Примером регистров аналитического учета могут служить карточки учета основных средств, материалов, готовой продукции.

Формы бухгалтерского учета

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании определенных учетных регистров аналитического и синтетического учета в виде карточек, ведомостей и книг, их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей.

Формы бухгалтерского учета определяют комбинацию учетных регистров: первичный документ — карточка — ведомость — регистр — Главная книга; последовательность записей из первичной учетной документации; логическую связь между учетными регистрами, которые отличаются друг от друга по внешнему виду, назначению и содержанию, взаимосвязи и сочетанию хронологических и систематических записей, регистров синтетического и аналитического учета, их количеству, последовательности учетных записей, степени использования средств оргтехники, механизации и автоматизации.

Самой распространенной на сегодняшний день в России является автоматизированная форма учета. Также применяются журнально-ордерная, мемориально-ордерная и упрощенная (для малых предприятий) формы.

Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий базируется на использовании журнала хозяйственных операций и шахматной ведомости. Бухгалтерский учет по упрощенной форме осуществляется следующим образом. Первичные документы обрабатываются в течение двух дней с момента их получения. Обработка состоит в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия в них необходимых реквизитов. Заканчивается она внесением сведений из первичных документов в журнал хозяйственных операций с одновременным кодированием этих операций в виде бухгалтерских проводок. Операции по кассе дополнительно заносятся в кассовую книгу.

На основе бухгалтерских проводок, отраженных в журнале хозяйственных операций, составляется шахматная ведомость, в которой суммированием по горизонтали вычисляются обороты по дебетам, а суммированием по вертикали — обороты по кредитам счетов. Затем данные из шахматной ведомости используются для составления оборотно-сальдовой ведомости, на базе которой составляется баланс, другая отчетность предприятия.

Мемориально-ордерная форма учета

Основой мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета служат мемориальные ордера, представляющие собой бланк специального образца, в котором делаются бухгалтерские записи. Мемориал-ордер выписывается либо на каждую отдельную операцию, либо прилагается к одной группе первичных документов, подобранных с кредита одного счета одновременно нескольких счетов или, наоборот, одного счета с кредита нескольких счетов.

Полученные первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления. Обработка заключается в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия необходимых реквизитов. Заканчивается обработка внесением сведений из первичных документов в журнал хозяйственных операций. Одновременно осуществляется их кодирование в виде бухгалтерских проводок. Затем проводки из журнала хозяйственных операций разносятся по мемориальным ордерам, в которых проводится арифметическая обработка: вычисляются обороты и остатки (конечные сальдо). Результаты вычислений группируются в оборотно-сальдовой ведомости или оборотно-сальдовом балансе.

Вопрос: Какие регистры используются при мемориально-ордерной форме учета?

Ответ:  В мемориально-ордерной форме учета сочетаются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используются карточки.

Журнально-ордерная форма учета

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливания за каждый отчетный месяц (выполняется одновременно хронологическая и систематическая запись). Учетная регистрация заключается в том, что однородные операции записываются в хронологическом порядке в специальных накопительных ведомостях, которые называются журналами-ордерами. Журнал-ордер представляет собой таблицу, в которую заносятся данные хозяйственных операций по кредитовому признаку, т.е. записи операций производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом других счетов. Итоги журналов-ордеров являются месячными оборотами соответствующих синтетических счетов, сгруппированными по взаимосвязанным корреспондентским счетам. Шахматная форма записи позволяет за один рабочий прием зафиксировать сумму хозяйственных операций по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, т.е. реализовать сразу принцип двойной записи. Записи производятся непосредственно из первичных документов, а при наличии большого количества однородных документов — из вспомогательной (разработочной) ведомости (по ее итогам), где эти документы предварительно группируются. Некоторые журналы-ордера открываются на отдельный счет, а некоторые — на группу взаимосвязанных между собой счетов.

Основное отличие журнально-ордерной формы от других форм заключается в ведении журналов-ордеров и Главной книги. В журналах-ордерах проводится арифметическая обработка бухгалтерских проводок, вычисляются полные обороты по кредиту счетов и частичные обороты по дебету счетов. Затем сведения из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, где подсчитываются полные обороты по дебетам счетов и определяются конечные сальдо по всем счетам. По сведениям из Главной книги составляется баланс и оформляется отчетность предприятия (месячная, квартальная и годовая).

В настоящее время на некоторых предприятиях применяется журнально-ордерная форма, дополненная совокупностью ведомостей. Перечень журналов-ордеров этой формы выглядит следующим образом:

№ 1 «Касса» (счет 50);

№ 2 «Расчетные счета» (счета 51, 57) и № 2/1 «Валютные счета» (счета 52, 57);

№ 3 «Специальные счета в банках» (счет 55);

№ 4 «Учет кредитов и займов» (счета 66, 67);

№ 5 «Учет финансовых вложений» (счет 58); № 6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (счет 60) и

№ 6/1 «Учет операций по заготовке и приобретению материальных ценностей» (счета 15, 16);

№ 7 «Расчеты с подотчетными лицами» (счет 71);

№ 8 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (счета 58, 62, 68, 73, 75, 76);

№ 9 «Внутрихозяйственные расчеты» (счет 79);

№ 10 и № 10/1 «Учет затрат на производство» (счета 02, 04, 05, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 46, 69, 70, 76, 94, 97);

№ 11 «Учет отгрузки и реализации» (счета 41, 42, 43, 44, 45, 62, 90) и № 11/1 «Учет реализации и выбытия основных средств и нематериальных активов» (счета 01, 03, 04, 91);

№ 12 «Учет источников собственных средств и целевых поступлений» (счета 14, 59, 63, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 96);

№ 13 «Учет собственных основных средств, долгосрочно арендуемых основных средств и нематериальных активов» (счета 01, 03, 04, 91);

№ 14 «Учет переоценки ценностей» (счета 14, 59);

№ 15 «Учет прибыли, ее использования и доходов будущих периодов» (счета 84, 91, 98, 99);

№ 16 «Учет капитальных вложений» (счета 07, 08, 11).

Заметим, что журнал-ордер № 5 открывается при большом объеме учета в журнале-ордере № 8. Журнал-ордер № 6/1 открывается по необходимости, в противном случае счета 15 и 16 входят в журналы-ордера № 10 и № 10/1. Журнал-ордер № 11/1 может быть заменен журналом-ордером № 13.

Вопрос: В чем отличие журнально-ордерной и мемориально-ордерной форм учета?

Ответ: Записи при журнально-ордерной форме учета делают непосредственно на основании первичных документов без оформления их отдельными мемориальными ордерами. Следовательно, журналы, применяемые при журнально-ордерной форме учета, одновременно служат ордерами, оформляющими бухгалтерские записи. Отсюда и название регистров – журналы-ордера.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"