Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:22, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисцилпине "Бухгалтерский учет"
Понятие суммовой разницы и порядок ее отражения
в бухгалтерском учете
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации суммовая разница возникает у налогоплательщика в случае, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату оприходования товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически уплаченной сумме в рублях.
При этом если договором цена товара (работ, услуг), имущественных прав определена в условных единицах и при этом сторонами в договоре согласована дата, на которую определяется цена договора, исходя из курса условной единицы, то суммовые разницы возникают только в случае, если момент приобретения (реализации) приходится на более раннюю дату, чем установлена сторонами для определения цены договора.
Таким образом, в случаях, когда цена договора определена сторонами в условных единицах на дату оплаты, то суммовые разницы возникают только по той части стоимости товара (работ, услуг, имущественных прав), которая оказалась неоплаченной после получения права собственности на товар, имущественное право, результаты работ, получения услуг. При предварительной оплате суммовые разницы не возникают.
Пример. По соглашению сторон стоимость товара составляет 1000 условных единиц (далее - у.е.) без НДС. При этом установлено, что цена договора купли-продажи определяется по курсу ЦБ России на дату оплаты. По условиям договора покупатель оплачивает товар авансом - 600 у.е., после получения товара - 400 у.е. Курс условной единицы на дату предварительной оплаты - 30 руб./у.е., на дату окончания расчетов - 32 руб./у.е. Курс условной единицы на дату отгрузки (выставление счета) составил 31 руб./у.е.
В таком случае покупатель в порядке предварительной оплаты перечисляет продавцу 18 000 руб. (600 у.е. х 30 руб./у.е.).
На дату отгрузки покупатель формирует стоимость товара исходя из того, что по 60% стоимости товара расчеты уже завершены и полученная сумма на дату поступления товара перерасчету уже не подлежит, а 40% стоимости оценивается еще в условных единицах, которые на дату получения товара должны быть оценены по курсу ЦБ России.
Таким образом, рублевая оценка стоимости товара у покупателя в целях налогообложения составит 30 400 руб. (18 000 руб. + 400 у.е. х 31 руб./у.е.).
Органы валютного контроля
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для реализации функций, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.
Агенты валютного контроля
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Агентами валютного контроля являются:
уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)",
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
таможенные органы,
налоговые органы.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
ТЕМА 17. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Структура финансового результата деятельности организации, порядок его формирования и отражения в бухгалтерском учете
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 «Прибыли и убытки».
В течение отчетного года ежемесячно на счет 99 «Прибыли и убытки» списывают прибыль (убыток), полученный по обычным видам деятельности и определенный на субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», а также сальдо прочих доходов и расходов с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки. Хозяйственные операции записывают на счете 99 нарастающим итогом с начала года.
Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету этого счета и характеризует размер убытка организации.
Финансовый результат деятельности организации определяется показателем прибыли или убытка, полученного по результатам отчетного года.
В процессе хозяйственной деятельности организации могут возникать чрезвычайные доходы и расходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и др.).
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.). Чрезвычайные доходы и расходы отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».
Бухгалтерские записи, отражающие формирование конечного финансового результата деятельности организации, представлены в таблице:
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 | Отражаются результаты от обычных видов деятельности: Прибыль Убыток |
90 99 |
99 90 |
2 | Отражается сальдо прочих доходов и расходов: При превышении прочих доходов над прочими расходами При превышении прочих расходов над прочими доходами |
91
99 |
99
91 |
3 | Отражаются потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами | 99 | 01,04,10,20,23,43,60,69,70,76 |
4 | Отражаются доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами | 10,15 | 99 |
5 | Отражается начисление налога на прибыль | 99 | 68 |
6 | Отражается нераспределенная прибыль | 99 | 84 |
7 | Отражается непокрытый убыток | 84 | 99 |
Конечный финансовый результат складывается из:
Финансового результата от реализации продукции, основных средств, материалов и другого имущества;
Внереализационных прибылей и убытков.
Первые определяют по счету 90 «Продажи», вторые по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
Учет финансовых результатов от реализации продукции и финансовых вложений в другие организации
Финансовый результат от реализации продукции отражается на счете 99 «Прибыли и убытки» по каждой операции реализации или в целом за месяц в корреспонденции со счетом 90 «Продажи».
Финансовый результат выявляется на счете 90 как разница между суммой выручки (К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка») и затратами на производство продукции с учетом налогов, причитающихся к уплате в бюджет и обязательных платежей, относимых на дебет счета 90.
Пример.
Производственная фирма за отчетный период продала продукцию:
Столы на сумму 120000 рублей (в том числе НДС 20000 рублей, себестоимость – 70000 рублей);
Стулья на сумму 60000 рублей (в том числе НДС 10000 рублей, себестоимость – 40000 рублей).
Определим финансовый результат от продажи продукции.
Прибыль от продажи = Выручка – Себестоимость – НДС.
1. 120000 -70000-20000=30000 рублей – прибыль от продажи столов;
2. 60000-40000-10000=10000 рублей – прибыль от продажи стульев.
Учет прочих операционных и внереализационных доходов и расходов
Доходы и расходы, отличные от доходов и расходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями и расходами. В состав прочих поступлений и расходов включаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.
Операционные и внереализационные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», к которому открывают субсчета:
91-1 «Прочие доходы»;
91-2 «Прочие расходы»;
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Операционными доходами являются:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;