Контроллинг на примере ООО «ТЕМРО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью данной курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления на ООО «ТЕМРО».
Для достижения данной цели сформулируем основные задачи работы:
* раскрыть значение, цели, задачи и сущность контроллинга;
* рассмотреть возможность использования стратегического и оперативного контроллинга на предприятиях;
* определить место, роль и организацию службы контроллинга на предприятии;
* изучить состав службы контроллинга и профессиональные качества контрóлера;
* рассмотреть особенности внедрения контроллинга на предприятии;
* оценить состояние системы контроллинга на примере организации ООО «ТЕМРО».

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы контроллинга 6
1. Сущность, цели и задачи контроллинга 6
2. Виды контроллинга: стратегический и оперативный 11
1. Стратегический контроллинг 13
2. Оперативный контроллинг 16
3. Служба контроллинга в организационной структуре управле-
ния предприятием 18
1. Организация подразделения контроллинга 18
2. Функции и задачи службы контроллинга 22
1.3.3 Состав службы контроллинга и профессиональные качества
контрóллера 24
1.4 Внедрения контроллинга на предприятии 26
1.4.1 Организационные аспекты внедрения контроллинга 26
1.4.2 Психологические аспекты внедрения контроллинга 31
2 Организация службы контроллинга в ООО «ТЕМРО» 35
2.1 Основные технико-экономические показатели 35
2.2 Организация бухгалтерского учёта 39
2.3 Анализ системы контроллинга на предприятии и пути его
совершенствования 43
Заключение 50
Библиографический список 54

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЛИНГ.docx

— 516.56 Кб (Скачать)

      Находясь  на пересечении учета, информационного  обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место  в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления [9, с. 59].

      Цель  контроллинга - производная от целей самого предприятия, т.е. целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия (высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия) [2, с. 23]. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

  • координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  • информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
  • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  • обеспечение рациональности управленческого процесса [19, с. 35].

      В последнее время усиливается  акцент определения контроллинга как  системы информационного обеспечения  для системы эффективного управления предприятием [14, с. 27].

     К основным задачам контроллинга можно отнести:

  1. Информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
  2. Регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
  3. Выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
  4. Планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
  5. Контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
  6. Управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач) [13, с. 29].

     Роль  контроллинга в системе управления предприятием наглядно представлена на рисунке 1.1 [3, с. 31]. 
 

Процесс управления Роль  контроллинга в управленческом процессе
Планирование - координация  различных планов и разработка  консолидированного плана в целом по предприятию;

- разработка  методики планирования;

- разработка  графика составления планов;

- предоставление  информации  для составления планов;

- проверка планов, составленных подразделениями предприятия.

¯ ¯
Организационная работа - учет и контроль  затрат и результатов по подразделениям
¯ ¯
Стимулирование - стимулирование  выполнения планов по подразделениям
¯ ¯
Контроль  и регулирование - сравнение  плановых и фактических величин  для измерения и оценки степени  достижения цели;

- установление  допустимых границ отклонений  от плана;

- анализ отклонений, интерпретация причин отклонений  плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений

¯ ¯
Анализ  решений, информационные потоки - участие в  разработке архитектуры управленческой  информационной системы (постановка задачи для программистов);

- сбор наиболее  значимых для принятия управленческих  решений данных;

- консультации  по выбору корректирующих мероприятий  и управленческих решений;

- разработка  инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих  решений

      Рисунок 1.1 – Роль контроллинга в процессе управления

      Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

  1. Нестабильность внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
  • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
  • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
  1. Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
  1. Информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  2. Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности [21, с. 15].

     Таким образом, контроллинг, как новое  явление в теории и практике современного управления предприятием, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

     1.2  Виды контроллинга: стратегический и оперативный

     Системный подход в контроллинге позволяет  эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. На сегодня современное планирование на предприятиях, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

     Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими  аспектами в планировании, формирует  и управляет системой учета и  внутренней отчетности [17, с. 69].

     Контроллинг является системой управления достижением целей и неотъемлемой частью управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Следовательно, контроллинг должен управлять достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

     Сравнительные характеристики стратегического и  оперативного контроллинга представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Характеристика оперативного и стратегического контроллинга

Признаки Стратегический Оперативный
Ориентация внутренняя  и внешняя среда предприятия экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления стратегический тактический и  оперативный
Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха. обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
Главные задачи - участие в  установлении количественных и качественных целей предприятия; - руководство  при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  - ответственность  за стратегическое планирование; - определение  узких и поиск слабых мест  для тактического управления;
  - разработка  альтернативных стратегий;

- определение  критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;

-  определение  всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  - определение  узких и поиск слабых мест;

- определение  основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;

- сравнение  плановых (нормативных) и фактических  показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  - сравнение  плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений; - анализ влияния  отклонений на выполнение текущих планов;

- мотивация и  создание систем информации для принятия текущих управленческих решений.

  - анализ экономической  эффективности (особенно инноваций и инвестиций).  

     Основное  различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний напротив, "смотрит" в настоящее [20, с. 68]. Ниже перечислены их характерные отличия:

    • стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг - на конкретный результат;
    • контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга;
    • объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны;
    • в оперативной области доминирует контроль со стороны (чаще всего со стороны отдела контроллинга), а в стратегическом – самоконтроль [1, с. 46].

     Стратегический  контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки. Оба рассматриваемых  направления контроллинга отличаются по охватываемому временному горизонту. Так, оперативный контроллинг реализует  свои функции на краткосрочном отрезке  времени: до года. Стратегический контроллинг  в современном менеджменте не привязан жестко к временным рамкам, хотя чаще всего речь идет о средне- и долгосрочном периоде.

     Использование методологии стратегического и  оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров может существенно повысить эффективность функционирования системы  управления организацией (предприятием) [13, с. 74].

     В организациях, различающих и признающих важность как оперативного, так и  стратегического менеджмента, как  правило, выделяют в самостоятельные  организационные единицы подразделения  оперативного и стратегического  контроллинга. Рассмотрим основные понятия, задачи и отличия стратегического  и оперативного контроллинга.

     1.2.1 Стратегический контроллинг

     Стратегический  контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга, управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.

     Общее представление о стратегическом контроллинге можно составить на основании схемы регулирования  стратегического контроллинга, представленной на рисунке 1.2 [11, с. 31].

 

     Рисунок 1.2 – Схема регулирования стратегического контроллинга

     Таким образом, можно утверждать, что стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения [5, с. 105].

     Цель  стратегического  контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.

     Установление  стратегических целей начинают с  анализа информации о внешних  и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменения внешних условий  играет важную роль.

     Стратегический  контроллинг несет ответственность  за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана [5, с. 106].

     Для выбранного варианта стратегического  плана разрабатывается система  контроля за достижением целей. Для  этого, прежде всего, необходимо выбрать  области контроля:

     - стратегические цели (как качественные, так и количественные);

     - критические внешние и внутренние  условия, лежащие в основе стратегических планов;

     - узкие и слабые места, выявленные  в результате анализа стратегического  плана.

Информация о работе Контроллинг на примере ООО «ТЕМРО»