Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:50, курсовая работа
В связи с этим целью данной курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления на ООО «ТЕМРО».
Для достижения данной цели сформулируем основные задачи работы:
* раскрыть значение, цели, задачи и сущность контроллинга;
* рассмотреть возможность использования стратегического и оперативного контроллинга на предприятиях;
* определить место, роль и организацию службы контроллинга на предприятии;
* изучить состав службы контроллинга и профессиональные качества контрóлера;
* рассмотреть особенности внедрения контроллинга на предприятии;
* оценить состояние системы контроллинга на примере организации ООО «ТЕМРО».
Введение 4
1. Теоретические основы контроллинга 6
1. Сущность, цели и задачи контроллинга 6
2. Виды контроллинга: стратегический и оперативный 11
1. Стратегический контроллинг 13
2. Оперативный контроллинг 16
3. Служба контроллинга в организационной структуре управле-
ния предприятием 18
1. Организация подразделения контроллинга 18
2. Функции и задачи службы контроллинга 22
1.3.3 Состав службы контроллинга и профессиональные качества
контрóллера 24
1.4 Внедрения контроллинга на предприятии 26
1.4.1 Организационные аспекты внедрения контроллинга 26
1.4.2 Психологические аспекты внедрения контроллинга 31
2 Организация службы контроллинга в ООО «ТЕМРО» 35
2.1 Основные технико-экономические показатели 35
2.2 Организация бухгалтерского учёта 39
2.3 Анализ системы контроллинга на предприятии и пути его
совершенствования 43
Заключение 50
Библиографический список 54
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО
«АмГУ»)
Факультет Экономический
Кафедра Финансы
Специальность
080109 – Бухгалтерский учёт, анализ
и аудит
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: Контроллинг на примере ООО «ТЕМРО»
по дисциплине
«Бухгалтерский управленческий учёт»
Исполнитель
студент группы 772 |
_____________________ подпись, дата |
Т.А. Степаненко |
Руководитель
старший преподаватель |
___________________ подпись, дата |
Е.В. Каменюк |
Нормоконтроль
старший преподаватель |
_____________________ подпись, дата |
Е.В. Каменюк |
Благовещенск 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа содержит 56 с., 8 рисунков,
2 таблицы, 35 использованных источников.
Контроллинг,
контроль, управленческий учет, стратегический
контроллинг, оперативный контроллинг,
система контроллинга, служба контроллинга,
контрóллер
Современная
экономика требует новых
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
ния предприятием 18
1.3.3 Состав службы контроллинга и профессиональные качества
контрóллера 24
1.4 Внедрения контроллинга на предприятии 26
1.4.1 Организационные аспекты внедрения контроллинга 26
1.4.2 Психологические аспекты внедрения контроллинга 31
2 Организация службы контроллинга в ООО «ТЕМРО» 35
2.1 Основные технико-экономические показатели 35
2.2 Организация бухгалтерского учёта 39
2.3 Анализ системы контроллинга на предприятии и пути его
совершенствования 43
Заключение 50
Библиографический список 54
ВВЕДЕНИЕ
Для
того чтобы предприятие имело
возможность добиться крупных успехов
и признания на рынке, необходимо
внедрять в практику наиболее передовые,
прогрессивные методы работы. К числу
таких инноваций относится
В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, то есть в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг уже получил широкое развитие за рубежом, а в ближайшее время и в России он должен занять достойное место в системе управления предприятием.
Это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.
Ведь
до сих пор нет четкого и
общепризнанного представления
о том, что такое система
В связи с этим целью данной курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления на ООО «ТЕМРО».
Для достижения данной цели сформулируем основные задачи работы:
Объектом исследования данной курсовой работы послужило общество с ограниченной ответственностью «ТЭМРО». Основным видом деятельности общества является производство строительно-монтажных работ и услуг, ремонт теплотрасс и энергетического оборудования.
Предметом исследования в работе является особенность применения контроллинга в процессе управления предприятием.
Теоретической
и методологической
основой данной работы являются публикации
ведущих специалистов по данной теме,
научная литература ведущих отечественных
и зарубежных экономистов, информационные
компьютерные программы «Консультант
плюс» и «Гарант», интернет-ресурсы, данные
бухгалтерского учёта и отчётности.
1.1 Сущность, цели и задачи контроллинга
Современное состояние рынка предполагает постоянное усложнение ориентации предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. В этих жестких условиях перед руководителями все чаще встает задача недопущения банкротства и предотвращения кризисной ситуации. При этом контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах оперативного и стратегического управления [35, с. 5].
При
неоднозначности понимания
Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого, можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением. В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.
В целом контроллинг это система постоянной оценки всех сторон деятельности предприятия, его подразделений, руководителей, сотрудников с точки зрения своевременного и качественного выполнения заданий стратегического плана, анализа состояния дел на фирме, выявления отклонений и принятия безотлагательных, энергичных действий, чтобы намеченные рубежи были достигнуты при любых изменениях хозяйственной ситуации [33, с. 86].
При этом, контроллинг нельзя отождествлять с функцией контроля, т.к. последняя выполняет лишь незначительную частную функцию контроллинга.
Контроллинг – это более емко, чем контроль.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц [15, с. 155].
В некоторой степени, понятие контроллинга приближено к форме внутреннего контроля. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.
Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю. Контролем является управленческая деятельность, задача которой - количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации [15, с. 1156].
В свою очередь под контроллингом следует понимать такую концепцию управления организацией, которая опирается на комплексное соединение процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, координацию мер по достижению целей организации, формирование информационной системы, соответствующей поставленным целям.
Такое определение контроллинга имеет много общего с широким толкованием управленческого учета как явления. При сопоставлении сущности управленческого учета в широком смысле этого понятия и концепции контроллинга выявлены несомненные преимущества контроллинга перед управленческим учетом.
Главное преимущество контроллинга состоит в системной коммуникации управленческих функций, во взаимосвязи между ними, формировании единой информационной базы, координации мер по достижению целей, которые организация ставит перед собой. В то же время управленческий учет в его современном виде представляет собой именно конгломерат, то есть механическое соединение разрозненных, слабо связанных друг с другом управленческих функций. Многие авторы работ по управленческому учету даже не ставят перед собой такой цели — интегрировать в единое целое функции планирования (бюджетирования), учета, контроля, анализа, обоснования управленческих решений и др. [34, с. 46].
Контроллинг, в отличие от управленческого учета, отдает предпочтение предварительному, а не последующему анализу и контролю. При этом рассматриваются и оцениваются различные варианты достижения намеченной цели, разрабатываются прогнозные балансы и планы, ориентированные на стратегические цели организации, создается система информационного обеспечения всех управленческих служб организации.
Стоит отметить, что в системе контроллинга, как и в управленческом учете, значительная роль принадлежит учету затрат по местам их возникновения (структурным подразделениям или участкам), по центрам ответственности, носителям издержек, элементам и статьям затрат, а также в других необходимых для управления организацией разрезах. Однако в отличие от управленческого учета в системе контроллинга больше внимания уделяется оценке обоснованности затрат, поиску причинно-следственных связей между затратами и результатами, разграничению уровня ответственности за расходы и доходы.
Органическое соединение управленческих процессов в системе контроллинга, в отличие от управленческого учета, проявляется и в том, что в контроллинге участвует каждый сотрудник в рамках его компетенции и поставленных перед ним задач. При этом функции организации, координации и методического обеспечения такой работы возложены на службу контроллинга [31, с. 8].
Из вышесказанного следует, что в системе контроллинга есть место и управленческому учету, и контролю, и аудиту и программно-целевому планированию, но это еще далеко не все базовые принципы, инструменты и методы контроллинга.