Государственное регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть проблемы и перспективы государственного регулирования цен и заработной платы. И

Содержание

Введение……………...…………………………………………………………....3
1. Сущность и направления государственного регулирования цен…………...4
2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения…………………..…………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Реферат №2.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.

     Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

     Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо увеличить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках).

     Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд. Законодательно, организационно и экономически сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

     Учитывая возросшие масштабы бедности, можно определить следующие меры по ее сдерживанию:

- приблизить  ставки единой тарифной системы бюджетников к прожиточному минимуму, установив нормальное соотношение в оплате бюджетного и коммерческого секторов;

- разработать  в регионах мероприятия, обеспечивающие  постепенное сближение минимальной  оплаты с региональным прожиточным минимумом;

- разработать  и сделать обязательным для  всех работодателей Генеральное  соглашение, обеспечивающее индексацию  минимальной заработной платы  в связи с ростом цен, для  чего освободить от налогов  доходы предприятий, направляемые  на эти цели;

- ввести  индексацию пособий по безработице,  размер которых ниже прожиточного  минимума, и установить дополнительные  льготы для безработных родителей  в наиболее социально незащищенных  семьях;

- использовать  дифференцированный подход на  основе реальных доходов семьи при выплате пособий на детей.

     В целях недопущения перерастания существующей дифференциации доходов в социальную пропасть, необходимо ориентировать политику государства на экономическую поддержку среднего слоя населения, который составляет основу рыночной экономики. Вопрос о границах государственного воздействия на доходы в переходной экономике — один из самых сложных как с точки зрения объективной количественной оценки доходов, так и поисков эффективных источников их регулирования. Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета[8].

     Изменения претерпели также основные функции, связанные с воздействием государства на доходы населения. Эти перемены проявляются прежде всего в переориентации административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики. Среди приоритетных направлений можно выделить следующие изменения функционального характера:

- обеспечение  условий для зарабатывания средств  и создание равных возможностей  при реализации прав на долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения доходов;

- реализация  социальных программ структурной  переориентации экономики, направленных  на жилищное строительство, образование,  здравоохранение и т. д., а также  на поддержку отраслей, обеспечивающих  социальное развитие общества;

- уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом различий в получении и распределении доходов;

- обеспечение  разумной политики сочетания  налогообложения с социальной  поддержкой (льготы производителям  средств жизнеобеспечения, мелкому  бизнесу, поощрение благотворительности, транспортные платежи, субсидии и т. д.).

      Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования складываются из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.

     Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизованно через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

     Государственный механизм регулирования достаточно сложен и включает в себя первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения и предприятий); перераспределение через государственный бюджет, налоговую и трансфертную системы; конечное распределение, осуществляемое через операции и услуги населению.

     В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается верхний предел увеличения номинальной заработной платы в государственном секторе. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов используется государством как для повышения конкурентной способности национальной продукции, поощрения инвестирования, так и для сдерживания роста заработной платы и инфляции. Методы регулирования заработной платы могут быть различными, среди них: добровольное согласие работодателей и работников при участии государственных органов, государственный контроль за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями и др.

     Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению.

     Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности[9].

     Можно выделить следующие методы: экономические, законодательные, согласительные, административные.

     К экономическим методам относятся: определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.

     Рост минимальной заработной платы зависит от экономических возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать этот фактор, то могут возникнуть задержки выплат заработной платы работникам, дефицит бюджета и т. д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т. е. прожиточного минимума, что, в свою очередь, зависит от денежной политики государства. Минимум заработной платы задействован в системе социальных пособий, штрафов пошлин и т. д. и является исходным моментом при организации оплаты труда. По этой причине обоснование минимума заработной платы имеет огромное социально-экономическое значение.

     Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.

     Применяя таможенное налогообложение, государство либо получает от торговых партнеров встречные уступки, либо ужесточает условия национального экспорта. Таможенные пошлины являются видом косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли. Наиболее эффективная гибкая таможенная политика позволяет обеспечить защиту внутреннего рынка и одновременно избежать тяжелых последствий протекционизма.

     Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль бюджетной сферы и в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времена большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.

     Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов — для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др.)

     Административные методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения[10].

     С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимого уровня жизни населения, ниже которого — нищета; защита интересов нации — лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

     Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. В странах с развитыми рыночными отношениями такие методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма и не только не мешают, но, напротив, способствуют повышению эффективности экономики и благосостояния населения.

     Во многих странах находят широкое распространение и считаются самыми экономическими и «бескровными» согласительные методы. Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

     В соглашениях разного уровня (в генеральном — на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы размера минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, порядок индексации доходов, продолжительность рабочего времени, возмещение вреда, гарантии трудовых прав, условия охраны труда, обеспечения жильем и др.

     Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Ее становление тормозят 2 фактора.

1. Обесценивание  рабочей силы, в результате чего заработная плата не может выполнить свою воспроизводственную функцию.

2. Неоправданная  дифференциация заработной платы  по категориям работников на  предприятиях одной и той же  отрасли, территории, а также по  отдельным отраслям и регионам[1].

     Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделение определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т. д.

     К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение малоимущих слоев населения, избирательность процедуры распределения бесплатных благ.

     Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

- политика, направленная на сокращение бюджетного  дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание денежной эмиссии;

- политика  регулирования цен и доходов,  имеющая целью увязать рост  заработков с ростом цен и  индексацией доходов, определяемая  уровнем прожиточного минимума  и согласуемая с динамикой  индекса цен.

     Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов в зависимости от роста цен.

     Индексация доходов. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

     Цель компенсации (индексации) в широком смысле можно сформулировать как политику государства в области регулирования доходов населения. В более узком смысле — это компенсация потерь населения, связанных с ростом потребительских цен. Индексироваться могут все программы социального развития и социального обеспечения: фиксированные доходы населения (пенсии, стипендии, пособия, дотации и т. д.); оплата труда; сбережения населения.

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы