Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Предложить свои этапы решения нынешних проблем в Росси. Актуальная проблема затрагивается в моей работе, это проблема несоответствия в России прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Это признак неразвитости страны, отсталости в экономике. Как же государство решает эту проблему, и связанные с ней остальные, какие меры и законы регулируют заработную плату и как регулирование цен влияет на заработную плату? Ответы на эти непростые вопросы я постараюсь дать и проанализировать в своей курсовой работе. А так же мною предложены ряд законов и постановлений, которые подтверждают ту или иную информацию и обосновывают мои высказывания, мнения и предложенные мной методы решения данной проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Фундаментальные понятия заработной платы и цены.

1.1. Теория заработной платы…………………………………………………… 5

1.2. Понятие и сущность цены…………………………………………………… 6

Глава II. Государственное регулирование цен и заработной платы – неотъемлемые части друг друга.

2.1. Государственное регулирование заработной платы……………………… 8

2.2. Государственное регулирование цен……………………………………….11

Глава III. Пути решения проблемы (разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы) методом регулирования.

3.1. Анализ и возможные пути решения проблемы……………………………16

3.2. Контроль за соблюдением применения порядка регулируемых цен……19

Заключение……………………………………………………………………….21

Приложения………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 Российский  государственный торгово-экономический  университет 
 
 

       Специальность «Коммерция, торговое дело». 
 
 
 
 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

 ПО  КУРСУ: Экономическая теория. 

 НА  ТЕМУ: Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы. 
 
 
 
 
 

 Допущена  к защите:   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Содержание. 

 Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Фундаментальные понятия заработной платы и цены.

 1.1. Теория  заработной платы…………………………………………………… 5

 1.2. Понятие  и сущность цены…………………………………………………… 6

    Глава  II. Государственное регулирование цен и заработной платы – неотъемлемые части друг друга.

 2.1. Государственное  регулирование заработной платы……………………… 8

 2.2. Государственное  регулирование цен……………………………………….11

    Глава III. Пути  решения  проблемы (разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы) методом регулирования.

 3.1. Анализ  и возможные пути решения проблемы……………………………16

 3.2. Контроль  за соблюдением применения порядка  регулируемых цен……19

 Заключение……………………………………………………………………….21

 Приложения………………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение.

       Во всех экономических системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые  находятся между собой в определенной субординации, изменяющийся в результате эволюции конкретных условий в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой,  находясь в отношениях взаимозависимости.              В четверку главных целей госрегулирования входят: стабилизация цен и заработной платы.               Цель моей работы заключается в следующем: 1. Проследить как госрегулирование цен и заработной платы влияет на экономику и  общество. 2. Выявить плюсы и минусы госрегулирования. 3. Определить основные проблемы данной темы и методы их решения. 4. Рассмотреть инструменты регулирования цен и заработной платы. 5. На конкретном примере доказать эффективность или неэффективность данного регулирования в России. 6. Сравнить госрегулирование России и Зарубежных стран. Предложить свои этапы решения нынешних проблем в Росси. Актуальная проблема затрагивается в моей работе, это проблема несоответствия в России прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Это признак неразвитости страны,  отсталости в экономике. Как же государство решает эту проблему, и связанные с ней остальные, какие меры и законы регулируют заработную плату и как регулирование цен влияет на заработную плату? Ответы на эти непростые вопросы я постараюсь дать и проанализировать в своей курсовой работе. А так же мною предложены ряд законов и постановлений, которые подтверждают ту или иную информацию и обосновывают мои высказывания, мнения и предложенные мной методы решения данной проблемы. Моя задача показать насколько глубоко и эффективно государство стремиться улучшить экономическое развитие страны (особенно его социальные сферы) и  что конкретно предпринимает для улучшения благосостояния страны и как действуют эти законы и к чему они приводят.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Фундаментальные  понятия заработной платы и цены.

            1. Теория заработной платы.
 

          Заработная плата- это денежное выражение товара, которым является рабочая сила или цена труда. Факторы, определяющие заработную плату: стремление работодателя к прибыли, производительность труда, наличие конкурирующих групп. Термин «заработная плата» экономистами Запада используется для обозначения ставки заработной платы в единицу времени: за час, день и т.д. Таким образом, ставка заработной платы суть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это помогает четко разграничивать «заработную плату» и «общие заработки», последние зависят от ставки заработной платы и предложения труда. Необходимо провести различие между номинальной и реальной заработной    платой. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Это то, что получаем «в кассе». Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т.е. реальная заработная плата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Она зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Однако номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Формы оплаты труда: 1. сдельная; 2. повременная; 3. контрактная.  

     Существуют  две границы заработной платы: нижняя и верхняя. Нижняя граница – это  прожиточный минимум. Верхняя граница  – это Фонд Жизненных Средств (необходимый набор продуктов питания, затраты на содержание труда, затраты для своего развития). Нижняя граница заработной платы – это концепция «минимума средств существования», сводит заработную плату к физически необходимому минимуму средств существования. Однако стоимость рабочей силы не может сводиться только к этому минимуму, а включает потребности, порожденные экономическими, социальными, культурными условиями, в которых формируется армия наемного труда. В то же время определение низшей границы стоимости (цены) рабочей силы минимумом средств существования и утверждение о стремлении предпринимателя свести заработную плату к низшей границе вряд ли правомерно и экономически оправдано. Как показывает хозяйственная практика развитых стран, на рынке труда средний уровень реальной заработной платы устанавливается на гораздо более высоком уровне, чем стоимость минимума средств существования. Прожиточный минимум — уровень доходов, необходимых для приобретения человеком продуктов питания на нижней границе физиологических норм, а также для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей в одежде, обуви, оплате жилья и транспортных услуг, в предметах санитарии и гигиены. На современном рынке труда прожиточный минимум реально служит лишь нижайшей границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты       труда и его обязательность для всех работодателей.   [2, 169]                         

     1.2. Понятие и сущность цены. 

     Цена- это денежное выражение стоимости  товара. Ценой называется количество денег, за которое продается и  покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой. Но что стоит за спросом и предложением? Различные направления экономической теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы.    [7, 702]        

     Итак, мы можем сделать вывод, что же такое заработная плата, основываясь на учениях и теориях разных школ, которые рассматривали данный вопрос.  Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». Подобную модель ценообразования можно  давать двухфакторной.    [5, 418]            
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Государственное регулирование цен и заработной платы – неотъемлемые части друг друга.

       2.1.   Государственное регулирование заработной платы. 

     Государство прямо регулирует заработную плату  только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости, прежде всего от производительности труда и соотношения между спросом на рабочую силы и ее предложением. На мелких и средних предприятиях заработная плата устанавливается посредством индивидуальных контрактов и трудовых договоров. Заработная плата той части занятых, которая охвачена профсоюзами, регулируется ежегодными тарифными соглашениями между) соответствующими отраслевыми профсоюзами и союзами предпринимателей (государство может оказывать на это лишь консультативное воздействие). Однако следует иметь в виду, что в среднем по странам Запада профсоюзами охвачено лишь около 40% работающих по найму, причем в Западной Европе этот показатель несколько выше (не более 50% в среднем при значительном разбросе по отдельным странам), а в Японии и, особенно в США — ниже. Во многих развитых странах законодательство о труде включат в себя установление минимальной заработной платы. Однако на практике оно нередко не выполняется. В России же еще в конвенции Международной организации труда 1970 г.  (ст. 3) была сформулирована цель установления государством размера минимальной заработной платы (обеспечение гарантированного минимального уровня жизни), а также факторы, принимаемые во внимание при определении уровня минимальной заработной платы: потребности работников и их семей (с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных пособий и сравнительного уровня жизни других социальных групп); экономические соображения (включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости).

     Начиная с 1992 г. порядок установления минимальной  заработной платы в России предусматривает  ее единой для всей России. Ее размер (в рублях) меняется с учетом роста издержек на возмещение стоимости рабочей силы (расходы на питание, одежду, предметы домашнего обихода), а также постоянно растущих расходов на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нужды работника. Так, в 1992-2002 гг. размер минимальной заработной платы в России менялся 19 раз. На протяжении последнего десятилетия минимальный размер заработной платы в России устанавливался ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины, что непосредственно влияло на снижение уровня жизни населения. В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы. С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 133 (Приложение 1) месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Что же касается законодательного установления минимальной заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека, то согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения такого размера минимальной заработной платы прописаны специальным федеральным законом. Такой закон пока не принят. Вместо него  заработную плату и другие виды доходов от инфляционного повышения цен защищает ИНДЕКСАЦИЯ доходов населения. Порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги установлен еще в 1991 г. Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». В соответствии с вышеназванным законом индексации подлежат: • оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций,  кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги; •государственные    пенсии,    стипендии,    социальные    пособия (семьям с детьми,  по безработице,   временной  нетрудоспособности   и другие),   кроме  единовременных;  •    вклады  граждан  в  Сберегательном банке РФ;     государственные займы и иные ценные государственные бумаги,  взносы в организации государственного страхования. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в РФ по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг {без учета товаров и услуг необязательного пользования). С марта 2002 г. расчет индексов потребительских цен регулируется постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен». Ст.5 Закона «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» устанавливает следующий порядок индексации доходов: * первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда в РФ, увеличивается на индекс потребительских цен; *вторая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, увеличивается на 50% индекса потребительских цен. Таким образом, индексации подлежит часть дохода, величина которой не превышает три минимальные месячные оплаты труда в РФ. Остальной доход не индексируется. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. Индексация заработной платы осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Индексация доходов работников с фиксированной оплатой труда, а также пенсий, пособий и других социальных выплат зависит от государственных органов власти. Для этого принимаются специальные законодательные акты, регулирующие порядок индексации. Так, например, постановлением правительства Российской Федерации от 1 8 июля 2002  г. № 535 «Об утверждении коэффициентов индексации с   1   августа 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии утверждены коэффициенты индексации с 1 августа 2002г. базовой и страховой частей трудовой пенсии в размере 1,09. в мае 2002г. в 1,5 раза. В проекте бюджета РФ на 2003 г, предусмотрено увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы с1 октября 2003г. в 1,33 раза. Таким образом, можно отметить, что в России наблюдается постоянное отставание роста заработной платы от инфляции из-за неопределенности в сроках и размерах индексации.                                                                                                         [13; 25-29]    
 
 

2.2. Государственное регулирование цен. 

     Государство выступает в лице самого крупного закупщика продуктов, и заказчика  на осуществление различной рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию выполняемые виды работ. Государство нередко проводит и специальную закупочную ценовую политику в отношении продукции аграрного сектора, устанавливает фиксированные или предельны цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транспортные услуги, предоставляет льготы и осуществляет компенсационные выплаты в здравоохранении, жилищном строительств и т.п. Оно также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, например, хлеб, соль, а также на табачные изделия и винно-водочную продукцию, цены на которые в решающей степени предопределяются акцизными сборами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения (электроэнергию, газ, тепло, медикаменты/и т.п.).                   

     Государственное регулирование играет очень важную роль в регулирование цен и  заработной платы с целью предотвратить  инфляцию или уменьшить ее темпы. А инструментами государства в этом случаи выступают индекс цен и заработной платы. Инфляция как экономическая категория отражает перераспределение национального дохода между сферами общественного воспроизводства, отраслями и регионами народного хозяйства, между классами и социальными группами населения, осуществляемое через механизм изменения цен. Измерение инфляции осуществляется с помощью целого ряда показателей. Наиболее широкое применение имеют следующие: • индекс цен; • индекс покупательной способности рубля; • темпы инфляции; • индекс заработной платы; • индекс реальных доходов населения. В повседневной практике при анализе хозяйственной деятельности наиболее широкое применение находят индексы цен, темпы инфляции и индексы заработной платы. [10, 697]  Индексы цен рассчитываются государственными статистическими органами и регулярно публикуются в печати. В России индекс потребительских цен вырос по сравнению с предыдущим годом в 1991 г.— в 2,6 раза; в 1992 г.— в 26,2; в 1993г. — в 9,4, в 1994 г. — в 3,2; в 1995 г. — в3,2;в1996г.- в1,2;в1997г.- в1,1раза    [15, 10] В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые относительно легко  поддаются монетаристским ограничениям.  В  первую очередь это относится к спирали «зарплата-цены». Действие этой спирали обычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен. В России наблюдается диаметрально противоположная ситуация: заработная плата (бюджетников), пенсии, пособия растут медленнее, чем цены. Одним из факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потребительском рынке в 1998 и 1999 гг., является зависимость этого рынка от импорта. Динамика потребительских цен испытывает влияние конъюнктуры мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирования рынка и цен становится необходимым. Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения. Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам. [11, 418]

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы