Государственное регулирование цен и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. В современных условиях регулирующее воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом, регулирование экономики осуществляется на двух уровнях – на макроуровне (субъект – государство) и на микроуровне (субъект – частные фирмы). От того, как ведет экономическую политику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1 Цена. Система цен и их классификация……………………………………. 4
2 Государственное регулирование цен………………………………………… 7
3 Государственное регулирование заработной платы……………………… 10
Заключение………………………………………………………………………. 15
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

контрольная макроэкономика.doc

— 90.50 Кб (Скачать)
 

Государственное регулирование цен  и заработной платы 
 
 
 

 

   Содержание 

Введение………………………………………………………………………… 3
 
1 Цена. Система цен и их классификация…………………………………….
4
2 Государственное регулирование  цен………………………………………… 7
3 Государственное регулирование  заработной платы……………………… 10
Заключение………………………………………………………………………. 15  
Список  использованных источников………………………………………....... 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. В современных условиях регулирующее воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом, регулирование экономики осуществляется на двух уровнях – на макроуровне (субъект – государство) и на микроуровне (субъект – частные фирмы). От того, как ведет экономическую политику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.

  Государственные органы в зависимости от сложившейся  хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

  В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления. 
 
 
 
 
 

  1 Цена. Система цен и их классификация 

  Стоимость и цена - понятия родственные, но не тождественные. Стоимость выражает затраты (издержки) на производство товара и формируется в сфере производства.

  Цена - это модифицированное денежное выражение  стоимости товара, проявляется на рынке и может отклоняться от его стоимости под воздействием спроса и предложения, полезности, редкости, моды, инфляции и др. факторов.

 В рыночной экономике цена выполняет пять основных функций.

  Первая  функция - учетная, которая проявляется  в процессе измерения общественно необходимых затрат труда на производство продукции, показывая во что обходится производство той или иной продукции. В условиях рынка и ограниченности природных и других ресурсов товаропроизводителям постоянно приходиться решать какие затраты на производство продукции более выгодны. Возникает проблема альтернативных издержек производства. Товаропроизводитель сталкивается с так называемой «ценой упущенных возможностей».

    Вторая функция - стимулирующая, заключается в воздействии цены на эффективность производства, на обновление ассортимента продукции, применение новых технологий, повышение качества продукции. Данная функция тесно переплетается с первой.

  Третья  функция - распределительная, регулирующая. В условиях рынка распределительная функция цены проявляется и регулировании спроса и предложения и изменении потребительского предпочтения. При снижении цен потребитель покупает больше, как пищи, так и одежды, переключаясь на более дорогие продукты и наоборот. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода, расширенное воспроизводство и финансирование сферы нематериального производства.

  Четвертая функция цены - функция рыночного  равновесия сбалансированности производства и потребления. При нарушении равновесия между спросом и предложением цена сигнализирует об этом и требует принятия необходимых мер по их преодолению.

  Пятая функция цены - информационная. Цена дает знать потребителям о предложении товаров со стороны продавцов и о том, сколько они хотят получить за свою продукцию, с другой стороны продавцы узнают о платежеспособности покупателей или избытке производственных ресурсов. Такая информация, словно барометр, определяет состояние конъюнктуры в экономике для всех, кто проявляет деловую активность.

  Все цены в зависимости от сфер их применения, характер действия и механизма формирования делятся на несколько групп.

  Виды  цен в зависимости  от сфер торговли и  отраслей сферы производства:

Оптовые цены.

  Оптовыми  ценами называются цены, по которым  продукции реализуется крупными партиями, в условия оптовой торговли. Скуп относятся:

  - оптовая цена предприятия, по  которой предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям, минуя оптовые склады и базы;

  - оптовая цена промышленности, по которой предприятия 
реализуют свою продукцию через оптовые склады и базы;

  • сметная цена применяется при расчете смет на строительство различных объектов;
  • закупочная цена применяется для государственных закупок у предприятий, организаций, населения.

  Тарифы (расценки) на услуги связи, грузового  транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, воздушного), теплосетей, электросетей, систем водоснабжения.

  Розничные цены это цены для продажи товаров и услуг населению, в розницу.

  Розничная цена на предоставляемые услуги домашним хозяйствам и отдельному человеку называется тарифом. Сюда относятся тарифы на услуги связи пассажирского транспорта, культурно-бытовые услуги, услуги жилищно-коммунальной сферы, электро- и теплосетей, системы водоснабжения и канализации.

  Цены по характеру регулирования, времени и месту действия:

  -постоянные;

  -временные; 

  -свободные; 

  -фиксированные;

  -лимитные;

  -гибкие; 
     -договорные;

        -зональные. Зональная цена применяются на продукцию 
сельского хозяйства различных природно-климатических зон   
страны.

  - прейскурантная цена - это справочная цена, публикуемая в каталогах, бланках заказов и которая наносится на ценовые бирки готовой продукции.

Цены по характеру  их применения на рынке.

  Цена  внедрения на рынок. Чтобы завоевать рынок, цена устанавливается ниже издержек производства.

  Психологичекая цена, это такая цена, которая устанавливается чуть ниже какой - нибудь круглой суммы. Например, 99 тиынов или 199 тенге и создает у потребителя чисто психологическое впечатление более низкой цены.

  Цена  «снятия сливок»  Применяется в странах Запада при продаже нового или усовершенствованного продукта по более высокой цене в расчете на потребителей, готовых купить данный продукт по этой цене.

  Престижная  цена, это цена на изделия очень высокого качества, обладающих какими - то особыми непревзойденными свойствами [1]. 
 

2 Государственное регулирование цен 

  Регулируемые  цены - это цены по ограниченному перечню товаров, которые должны устанавливаться местными органами  
власти, особенно на продукцию предприятий - естественных  
монополий. Для этих цен органами ценообразования определяется  
только порядок их установления или предел отклонения. В рамках свободного сектора экономики действуют свободные    рыночные цены, устанавливаемые на всю не охваченную этими ценами продукцию. 
Свободные цены - цены, устанавливаемые на основе спроса и предложения, или цены, определяемые продавцом и покупателем. Цена свободная, если она не подвергается регулированию со    стороны государства, если ее составляющие, такие как затраты и прибыль, не искажены всякого рода несвободами и налогами, льготами, дотациями, ограничениями рентабельности и др. В первом случае цена подвергается прямому, во втором - косвенному регулированию.

  В ходе развития мелкого и среднего бизнеса, предпринимательства, формирования элементов рыночной инфраструктуры сфера действия свободных рыночных цен расширилась. В настоящее время доля свободных цен достигает 70-80% объема покупок товаров и услуг. Ядром рынка являются свободные цены. И хотя большинство стран с развитой рыночной экономикой обязательно регулируют цены, без свободных рыночных цен не может работать механизм саморегуляции, нельзя добиться сбалансированности экономики и соориентировать производителя на спрос потребителя. И тем не менее во всех странах с развитой рыночной экономикой допускается и государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен в условиях рынка осуществляется в определенной последовательности:

  1. Наблюдение за ценами со стороны правительственных органов. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и их социальных партнеров - выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы объяснить, как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Наблюдением за ценами снимаются центральные статистические агентства.

  2. Косвенное воздействие на цены. Оно состоит в том, что вводятся или отменяются те или иные количественные или таможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки, варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денег и т.п.

  3. Государственное вмешательство в процесс ценообразования. Здесь практически имеется в виду санкционирование правительственными органами завышение издержек производства: в себестоимость включаются завышенные амортизационные списания и отчисления и другие фонды. В результате в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цены».

  4. Лидерство в ценах. Такое явление наблюдается в тех сферах производства товаров или услуг, где значительна доля государства. Если в отрасли представлены государственные и частные предприятия и государство оказывается в состоянии в конъюнктурно или структурно-политических целях воздействовать на цены по принадлежащим ему предприятиям, последние, контролируя заметную долю рынка, при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять их уровень в целом по отрасли. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным покупателем и заказчиком, например но многих видах строительства, в производстве вооружения и других товаров для нужд армии. В такой ситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами -производителями товаров и услуг «контрактные цены», которые становятся затем базовыми для отрасли.

  5. Прямое государственное воздействие на цены. Его оказывают государственные субсидии (пособия в денежной и натуральной форме, предоставляемые за счет средств бюджета), снижаются издержки индивидуальных производителей в рамках подоотрасли или региона. Одна из таких субсидий – снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаются путем специальных доплат производителю и потребителям. Эффективным средством прямого регулирования цен является называемый налог на добавленную стоимость. Государственное воздействие на внешнеторговые цены ведется  
государственным поощрением экспорта через освобождение. 
экспортеров от налогов, а в некоторых странах - с помощью 
экспортных субсидий, предоставления льготных кредитов и 
транспортных тарифов. Одним из  самых эффективных 
инструментов прямого государственного регулирования внутренних 
цен являются ограничения импорта, а также таможенные пошлины. 
Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а 
также прямое воздействие на цену импортируемого товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения  и 
ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению и 
на импортируемые товары, за которыми следуют цены на продукцию 
отечественного производства.

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы