Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:29, реферат
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и перспективы государственного регулирования цен и заработной платы. И
Введение……………...…………………………………………………………....3
1. Сущность и направления государственного регулирования цен…………...4
2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения…………………..…………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Индексация может быть ретроспективной и ожидаемой. В первом случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевшим место за определенный период, во втором — покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов в связи с ростом цен второй подход более предпочтителен, он требует периодического исчисления ожидаемого изменения индекса потребительских цен.
Механизм осуществления индексации тоже может быть разным: индексация всех видов доходов; индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума; индексация, ограниченная профессиональным, территориальным или официальным общегосударственным минимумом заработной платы. Размер компенсации может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (числа детей и других иждивенцев, приходящихся на одного работающего).
Очевидно, что при любом методе наиболее защищенными должны быть граждане, имеющие низкие доходы (оплату труда, пенсии), лица с относительно высокими доходами от роста потребительских цен могут быть защищены лишь частично[12].
Индексация доходов с экономической точки
зрения имеет и существенные недостатки.
Так, способствуя уменьшению разрывов
в доходах низко- и высокооплачиваемых,
она может отрицательно сказаться на стремлении
работников к более напряженному труду.
Кроме того, индексация не способствует
проведению антиинфляционных мер. Воздействие
налогообложения на политику доходов.
От того, как государство использует финансово-кредитный
и налоговый механизмы, во многом зависит
распределение вновь созданной стоимости
по факторам производства, основным из
которых является труд. Снижение реальной
заработной платы в условиях резкого падения
валового внутреннего продукта и незначительного
уменьшения численности занятых в экономике
закономерно. Существенная роль в регулировании
доходов предпринимателей и работников
наемного труда принадлежит государственной
системе налогообложения. Как показывает
анализ положения дел, социальный потенциал
налоговой системы в современной России
практически не используется. Имеется
в виду ее способность перераспределять
доходы от высокообеспеченных к средне-
и малообеспеченным слоям населения. К
тому же значительная часть населения
и вовсе уходит от уплаты налогов. В существующей
системе налогообложения не учитываются
факты сегодняшней реальности. А ситуация
такова, что тяжесть налогообложения необходимо
перенести с менее доходного населения
на более доходное, т. е. ориентироваться
на прогрессивную школу налогообложения
доходов. Однако важно соблюдать при этом
определенные ограничения, ибо, как показывает
мировой опыт, если изымается 40-45% доходов,
предприниматель теряет интерес к своему
делу. Снизив налогообложение фонда оплаты
труда и переложив его часть на получателей
доходов, можно получить дополнительную
сумму поступлений в бюджет за счет того,
что из тени выйдут те работодатели, которые
в настоящее время передают своим работникам
«в конвертах» гораздо большую заработную
плату, чем указано в платежных ведомостях,
предоставляемых налоговым органам. А
пока налоговая политика стимулирует
и закрепляет такие структуры занятости
и схемы оплаты труда, при которых непрестижным
и низкооплачиваемым оказывается труд
в секторах, определяющих лицо и перспективы
развития страны, — в промышленности,
науке, культуре[13].
Заключение
Государство осуществляет регулирование национального рынка посредством установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет достичь определённого равновесия как на макро так и на микроуровне. Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество выпуска, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и повышает равновесный объем продаж. Однако и в том, и другом случаях возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при установлении дотаций сумма последних становится больше приращения суммарных излишков участников рыночных сделок.
К снижению экономической эффективности использования производственных ресурсов ведет и директивное установление цен. Если верхний предел цены ниже ее равновесного значения, то возникают потери, связанные с образованием «черного» рынка и снижением качества продукции, а с введением нижнего предела цены выше ее равновесного значения государство вынуждено покрывать расходы на производство продукции сверх равновесного объема. Осуществляя регулирование заработной платы государство осуществляет меры, направленные на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями) и включает:
- планирование
заработной платы путем
- установление тарифных ставок и должностных окладов, порядка образования поощрительных фондов, основных принципов премирования, нормативов затрат труда, применение которых в совокупности обеспечивает единство в оплате всех видов труда;
- устранение
уравнительности и
- определение
прав и обязанностей различных
органов по установлению
- государственный
контроль за соблюдением
Список использованной литературы
1. Горелов, Н.А. Экономика труда/Н.А. Горелов. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
2. Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов. 2-е изд. – М., 2007. – 544 с.
3. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я, Иохин. – М.: Юристъ, 2005. – 861 с.
4. Камаев, В.Д. Экономическая теория / В.Д. Камаев. – М.: Владос, 2004. – 592 с.
5. Сидорович, А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Сидорович. – М.: Дело и сервис, 2005. – 832 с.
6. Сажина, М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – 456 с.
7. Николаева, Т.Е. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий / Т.Е. Николаева // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - №4
8.Токсанбаева, М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы / М.С. Токсанбаева // Экономическая наука современной России. – 2007. - №1.
Информация о работе Государственное регулирование заработной платы