Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:11, дипломная работа
В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Заработная плата рабочих и служащих предприятий и организаций представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода. Как основная форма необходимого продукта она распределяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и коллективными результатами.
По договоренности с нанимателем работнику за работу может предоставляться другой день отдыха. За работу в сверхурочное время премия начисляется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.
Оплата работы в выходные и праздничные дни. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере:
а) сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
б) оплачиваемым по часовым 9дневным) ставкам – в размере не менее двойной часовой (дневной) ставки;
в) получающим месячный оклад – в размере не менее одной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если работа проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы.
Оплата очередных отпусков. Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через 6 месяцев работы у нанимателя. В период трудового отпуска работнику гарантируется сохранение заработной платы. Условия и порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, определяется Правительством Республики Беларусь.
Оплата перерывов в работе кормящих матерей. Для кормящих матерей и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются помимо установленных дополнительные перерывы. Время этих перерывов засчитывается в счет рабочего времени и подлежит оплате. При повременной оплате кормящая мать получает полную дневную ставку, при сдельной оплате за время перерывов – средний заработок.
Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей. За время выполнения государственных и общественных обязанностей (участие в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей, экспертов или свидетелей; осуществление избирательного права и т.п.) работникам гарантируется сохраниеи места работы (должности) и среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают лицам, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование. Основанием для назначения и выплаты пособия является листок нетрудоспособности (больничный лист), выданный и оформленный в установленном порядке. В соответствии с законодательством пособие по общему правилу выплачивается в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка на последующие рабочие дни (часы) нетрудоспособности (с ростом ограничения максимальной суммы пособия согласно законодательству). Законодательство также устанавливает, что пособие в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие Дни (часы) нетрудоспособности выплачивают в следующих случаях:
- инвалидам Великой отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам;
- лицам, имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся до 18 лет);
- женщинам, уходящим в декретный отпуск др. случаях.
Пособие выплачивается
в размере 50% при временной нетрудоспособнос
Пособие выплачивается из среднедневного (среднечасового) заработка за два календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность. В заработок для исчисления пособия включаются все виды оплаты труда, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы. При этом в заработок для исчисления пособия не включаются выплаты, право на которые работник утрачивает в связи с временной нетрудоспособностью.
Ведение бухгалтерского учёта в области оплаты труда регламентировано строгими правилами и большим количеством нормативных документов, которые регулируют учёт и контроль на предприятии, перечень большинства этих документов указан в списке использованной литературы [1-14]. Остановимся более подробно на четырех из них:
1. Главный основополагающий документ нашей страны — Конституция Республики Беларусь — имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г., № 296-3 Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями) Последние изменения внесены Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4, 2/1777).
В кодексе рассматриваются следующие аспекты трудовых отношений:
1) Возникновение трудовых
отношений и порядок
2) Продолжительность рабочего
3) Трудовой распорядок и
4) Организация охраны труда (ст. 221-232).
5) Особенности регулирования
6) Ответственность за нарушение трудового законодательства (ст.462-465).
Трудовой Кодекс призван устанавливать
уровень условий труда и
3. Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». В инструкции по применению плана счетов раскрыто краткое экономическое содержание и назначение каждого счёта, определён порядок ведения синтетического учёта, приведена типовая схема корреспонденции того или иного счёта с другими синтетическими счетами.
4. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (с изменениями и дополнениями). Размер минимальной заработной платы определяется с учетом: уровня занятости и производительности труда; потребностей работника в материальных благах и услугах; экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей; сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Обобщая сказанное, можно сказать, что трудовое законодательство Республики Беларусь включает нормативные акты, к числу которых можно отнести отдельные законы, акты трудового законодательства, указы и распоряжения Президента РБ, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь, нормативные акты Минтруда Республики Беларусь и др.
Кроме того, нормативной базой являются акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем.
Трудовой кодекс РБ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
Трудовой кодекс РБ существенно повысил роль, которую призваны играть локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, применяемые работодателем.
Применение локальных нормативных актов связано, прежде всего, с управленческими функциями работодателя, его руководством процессом подбора работников, с которыми был заключен индивидуальный трудовой договор. Особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.
Целями трудового
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства); разрешению трудовых споров.
Рассмотрим также нормативно-
Ведение бухгалтерского учёта в области оплаты труда В Российской Федерации как и в Республике Беларусь регламентировано строгими правилами и большим количеством нормативных документов, которые регулируют учёт и контроль на предприятии. К основным нормативно-правовым документам в этой области относятся:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой кодекс Российской от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21.12.2001г.). Последние изменения внесены Федеральным законом от 28.07.2012 N 136-ФЗ.
В настоящее время Трудовой Кодекс Российской Федерации является основным актом трудового законодательства, регулирующим отношения участников трудового процесса (работников и работодателей) в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.
Правовое регулирование организации заработной платы и нормирования труда регламентируются, в основном, положениями раздела VI "Оплата и нормирование труда" Трудового Кодекса Российской Федерации. Положения об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ, например, в разделе XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".
Раздел VI состоит из трех глав: глава 20 "Общие положения", глава 21 "Заработная плата" и глава 22 "Нормирование труда". В главе 20 приводятся основные понятия, используемые в главах 21 и 22 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также основные государственные гарантии по оплате труда работников.
При применении положений о заработной плате ТК РФ следует исходить из того обстоятельства, что приведенные в нем нормы правового регулирования оплаты труда базируются наряду с Конституцией РФ также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н. (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н).
Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно - правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Информация о работе Буххгалтерский учет труда и заработной платы