Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:18, реферат
Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния (ФС) предприятия. Ведь для принятия решения необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.
Введение
1. Общее понятие о бухгалтерском учёте
1.1 Понятие о хозяйственном учёте
1.2 Виды учёта
1.3 Принципы (правила) и задачи бухгалтерского учёта
1.4 Пользователи бухгалтерской информации
2. Бухгалтерская учёт организации
2.1 Предмет и методы бухгалтерского учёта
2.2 Классификация хозяйственных средств организации
2.3 Формы организации бухгалтерского учёта
2.4 Характеристика активных, пассивных и активно-пассивных счётов
3. Бухгалтерский учёт в воинской части
3.1 Специфика работы финансовой части воинской части
3.2 Бюджетный учёт в воинской части
3.3 Поступление, учёт и списание материалов и продуктов питания
3.4 Инвентаризация имущества и обязательств
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Организация должна раскрывать избранные при формировании учётной политики способы ведения бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчётности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учёта, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учёта, принятым при формировании учётной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчётности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
В случае публикации бухгалтерской отчётности не в полном объеме информация об учётной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учётная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ № 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчётности.
Существенные способы ведения бухгалтерского учёта подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности организации за отчётный год.
Промежуточная бухгалтерская отчётность может не содержать информацию об учётной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчётности за предшествующий год, раскрывшей учётную политику.
Изменения
учётной политики, оказавшие или способные
оказать существенное влияние на финансовое
положение, движение денежных средств
или финансовые результаты организации,
подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской
отчётности.
2.4 Характеристика активных,
пассивных и активно-пассивных
счётов
Факты и события, происходящие в жизни общества, относящиеся к хозяйственной деятельности общества, отражаются в хозяйственном учёте.
Под хозяйственным учётом понимается отражение фактов хозяйственной деятельности, которую осуществляют предприятия, организации и учреждения; например, операции купли-продажи, производства продукции, осуществление расчётов через банк, начисление и выплата заработной платы и т. д.19
Одним из основных видов хозяйственного учёта является бухгалтерский учёт.
Бухгалтерский учёт представляет собой систему, обеспечивающую получение бухгалтерской информации о хозяйственной деятельности предприятия путем непрерывной и сплошной фиксации фактов хозяйственной жизни в документах, последующей их группировке и обобщении полученной информации своими способами.20 Кроме информационной функции, бухгалтерский учёт выполняет функцию контроля соблюдения действующего законодательства, нормативных документов правительственных органов, а также эффективности использования принадлежащих предприятию средств.
Следует отметить, что последних два элемента бухучёта, из выше перечисленных (счёта и двойная запись; составление бухгалтерского баланса и других форм отчётности) являются специфическими приемами, присущими только ему.
Бухгалтерский баланс представляет собой заключительный прием учёта, который позволяет в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учёта – имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату, как правило, на первое число каждого месяца (квартал, года).21
Проще говоря, баланс – это как бы моментальная фотография состояния, расположения средств в стоимостном выражении на определенный момент времени. Однако каждая последующая операция хозяйственного процесса вызовет изменения в составе и сумме каких-либо средств и (или) их источников, что повлечет за собой изменения в балансе предприятия.
Предметом бухгалтерского учёта являются средства предприятий и учреждений, вовлеченные в их хозяйственный оборот и имеющие стоимостную оценку.
Объектами бухгалтерского учёта (далее – бухучёта) являются отдельные слагаемые хозяйственных средств, процессы, связанные с кругооборотом средств, и их результаты.
Средства предприятий и учреждений (далее – хозорганов) классифицируются:
- по составу и размещению (какие средства и как они размещены);
- по источникам образования и целевому назначению (кто является собственником этих средств и для чего они предназначены).
Двойственная характеристика объектов учёта обеспечивает их соизмерение и получение на этой основе новой информации. Различия в составе и характеристике хозяйственных средств вызывают необходимость объединения их в однородные группы и организации учёта по каждой такой группе. Движение хозяйственных средств происходит в виде многочисленных хозяйственных операций (далее – хозопераций): фактов и событий, изменяющих состав и размещение средств и их источников.
В бухучёте отражаются все операции в экономической жизни хозорганов, которые имеют стоимостную оценку. Возникает необходимость отражать в бухучёте каждый хозяйственный факт во взаимной связи с изменяемыми под их воздействием хозяйственными средствами, группировать и сводить эти данные в обобщающие показатели о хозяйственной деятельности предприятия.
Систему приемов, обеспечивающую сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и обобщение в денежном выражении объектов бухучёта с целью получения требующейся бухгалтерской информации, называют методом бухучёта. Состав системы приёмов (элементов метода) рассмотрен в табл. Д.3 (прил. Д).
- первичное наблюдение;
- стоимостное измерение;
- текущая группировка результатов хозяйственной деятельности;
- итоговое обобщение учётной информации.
Первичное наблюдение и стоимостное измерение обеспечивают только регистрацию разрозненных фактов. Их нужно классифицировать, обобщить и соизмерить, т. е. получить обобщающие показатели, характеризующие состояние и движение объектов бухучёта.
Это предполагает применение взаимосвязанных информационных элементов – счётов, которые служат для получения показателей бухучёта, являются признаками классификации информации в его системе, с их помощью осуществляется текущая группировка всей информации.
Приём двойственного отражения информации (двойная запись) обеспечивает соблюдение последовательной системности в отражении информации бухучёта.
Применение счётов является одним из специфических приемов бухучёта. В экономической литературе бухгалтерские счёта обычно определяют как способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке движения средств, их источников и хозяйственных процессов. Это определение не вполне отражает характеристику счётов бухучёта. При определении характеристики счётов необходимо видеть различие между системой счётов и отдельным счётом как элементом этой системы. Независимо от техники регистрации и отражения данных счёта бухучёта являются способом классификации, отражения и соизмерения показателей о хозяйственной деятельности.
По форме счёт можно представить как лист бумаги или таблицу, в заглавную часть которой заносят название одной из статей актива или пассива баланса. Соответственно это и будет название счёта.
В каждом счёте отражаются данные о хозяйственных фактах, характерные положительным или отрицательным влиянием на величину общего показателя данного счёта. В связи этим таблицу счёта делят на две части, из которых одна предназначена для отражения увеличения, а другая – уменьшения. Эти части счёта называют: левую – дебет (от лат. debet – быть должным); правую – кредит (от лат. credit – оказывать доверие, верить).
Данные о хозоперациях, отражаемых на счёте, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые и определяют в какой части счёта (дебет – кредит) они будут зафиксированы. Если на дебете счёта отражаются хозяйственные факты, характеризующие увеличение того объекта учёта, для которого открыт данный счёт, то на его кредите – факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, на дебете – уменьшение, а на кредите – увеличение объекта учёта.
Любой хозяйственный факт получает отражение по дебету одного и кредиту другого счёта в одинаковой сумме. Двойственное отражение информации, как и балансовый метод ее обобщения, является универсальным приемом, позволяющим строить информационную систему. Подсчёт всех данных, зарегистрированных по счёту, называется его оборотом. Оборот отражает движение хозяйственных средств и их источников. Итог записей по дебету счёта – дебетовый оборот, итог по кредиту – кредитовый оборот.
Разность между суммами, проставленными на одной стороне счёта, и суммами, указанными на другой его стороне, называется остаток по счёту или сальдо. Эта сумма отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Сальдо на начало отчётного месяца называют начальным сальдо, а на конец – конечным, полученным за данный отрезок времени. Сальдо может быть дебетовым, либо кредитовым, либо нулевым. Счёт, не имеющий сальдо (оно равно нулю), называется закрытым счётом.
Открыть счёт – значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозоперации, закрыть счёт – свести его сальдо к нулю.
Внутреннее строение счёта бухучёта представлено на схеме Е.3 (см. прил. Е). Здесь показаны все три уровня отражения данных и алгоритм определения сальдо по счёту. Бухгалтерские проводки объединяются в группы по корреспондирующим счётам, из которых потом получают оборот по счёту. На практике иногда не получают оборотов по отдельным корреспондирующим счётам и тем самым снижают аналитическую ценность создаваемой на счёте информации.
Отражение количественных данных на всех информационных уровнях предполагает наличие двух матриц: одной – по дебету, другой – по кредиту (см. таблицу Ж.4 прил. Ж). В этих матрицах накапливаются данные по каждой проводке, выявляются обороты по корреспондирующим счётам и в целом по дебету и кредиту счёта, определяется результат соизмерения оборотов – сальдо по счёту. Здесь показаны те же проводки и корреспондирующие счёта, что и на схеме «Внутреннее строение счёта бухучёта».
Счёта бухучёта делятся на активные и пассивные.
Активные счёта предназначены для отражения средств предприятий, показываемых в активе баланса. Они дают показатели о наличии, составе и размещении средств. Пассивные счёта – для отражения источников собственных и заемных средств, показываемых в пассиве баланса.22
На счёта переносят не только названия определенного вида средств или источника, взятых с соответствующей статьи баланса, но и сумму, которая отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса. В активных счётах сальдо на начало месяца берется из соответствующей статьи актива баланса и отражается по дебету счёта, а в пассивных счётах – из пассива баланса, отражается по кредиту счёта.
В активных счётах операции по увеличению объекта учёта отражаются по дебету, под начальным сальдо, которое, как правило, отделяется от остальной части счёта чертой, а операции по уменьшению – на кредите счёта. В пассивных счётах, наоборот, операции по увеличению объекта учёта отражаются на кредите, а операции по уменьшению – на дебете.
Можно сделать обобщение отражения различных операций на счётах: если хозоперация вызывает увеличение какого-либо вида средств или источника, то сумму этой операции следует отражать на соответствующем счёте, на той его стороне, где записано начальное сальдо; если операция вызывает уменьшение какого-либо вида средств или источника, то сумму этой операции следует отражать на соответствующем счёте на стороне, которая противоположна той, на которой отражено начальное сальдо.
Применение
системы счётов упрощает ведение бухучёта,
т. к. требует только правильного и последовательного
отражения сумм операций на соответствующих
счётах по дебету или кредиту счёта. После
разнесения всех хозопераций за отчётный
месяц по счётам, подводятся итоги записей
сумм изменений по дебету и кредиту каждого
счёта, т. е. рассчитываются дебетовые
и кредитовые обороты. Конечное сальдо
по активным и пассивным счётам выводят
на основе следующего правила: к сальдо
на начало месяца прибавить оборот, расположенный
под сальдо (т. е. на той же стороне счёта),
вычесть оборот, расположенный на противоположной
стороне. Результат будет являться сальдо
на конец отчётного месяца и, одновременно,
сальдо на начало следующего отчётного
месяца. Это можно обобщить расчётной
формулой (1):