Автор: v**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 23:00, шпаргалка
1. Сущность, задачи бухучета, основные направления его реформирования и нормативного регулирования.
Бухучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применение(ФЗ”О бухучете” N129-ФЗ, ПБУ), другие носят рекомендательный характер(план счетов, методические указания, комментарии). Нормативные документы можно представить в виде системы: 1-й уровень: законодательные акты, Указы президента РФ, постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухучета, - 2-й уровень: стандарты(положения) по бухучету и отчетности, - 3-й уровень(методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МИНФИНА и других ведомств, - 4-й уровень(рабочие документы по бухучету самого предприятия.
24.
Учет расчетов с бюджетом
по налоговым платежам.
Согласно НК РФ налоги и сборы деляться на: федеральные, региональные, местные.
Федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, ЕСН, пошлины, лесной, водный, на недра; региональные: налог на имущество организации, налог на недвижимость, транспортный налог, налог с продаж, региональные лицензионные сборы; местные : земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Налог на прибыль:
счет 68субсчет”Налог на прибыль”.
Для расчета налога на прибыль организации
должны вести налоговый учет, согласно
НК РФ. Налоговая база = Бухгалт. Прибыль(ф.2
стр.140+170-180) + - постоянные разницы + - временные
разницы. Постоянные разницы – Эти разницы
возникают, если момент признания расходов
(доходов) в бухгалтерском и налоговом
учете совпадает, но их величина различается.
Так, например, в Налоговом кодексе существует
ряд расходов, которые не учитываются
в налогообложении ни при каких обстоятельствах,
либо учитываются в пределах нормативов.
В то же время ПБУ 10/99 таковых ограничений
не предусматривает. Поэтому на практике
очень часто складывается ситуация, когда
фирма фактически потратила средства
и признала их расходами в бухгалтерском
учете, но уменьшить на их сумму налогооблагаемую
прибыль не может.
К нормируемым расходам относятся: - стоимость
безвозмездно переданного имущества;
- плата нотариусу; - представительские
расходы; - расходы на подготовку и переподготовку
кадров; - рекламные расходы; - расходы
на компенсацию за использование для служебных
поездок личных легковых автомобилей
и мотоциклов; - проценты по долговым обязательствам
Постоянная разница = Сумма данного вида расходов, признанная в бухгалтерском учете - Сумма данного вида расходов, признанная в налоговом учете
Ее необходимо отразить на том счете, где ведется учет актива или обязательства, по которому она возникла.
Порядок учета
постоянных разниц фирма должна выбрать
самостоятельно. Например, информацию
о них вы можете формировать в регистрах
бухгалтерского учета.
Наличие постоянных разниц приводит к
тому, что фирма вынуждена больше платить
налога на прибыль по сравнению с тем,
если бы она рассчитывала налог на прибыль
исходя не из Налогового кодекса, а из
расходов (доходов), признанных в бухучете.
Сумма такого превышения называется постоянным
налоговым обязательством. Чтобы его рассчитать,
воспользуйтесь формулой:
Постоянное налоговое обязательство = ставка налога на прибыль - постоянная разница
Учет постоянных налоговых обязательств следует вести на счете 99 "Прибыль и убытки".
Временные разницы
– В отличие от постоянных возникают,
когда момент признания расходов (доходов)
в бухгалтерском и налоговом учете не
совпадает.
Временные разницы делятся на вычитаемые
и налогооблагаемые.
Вычитаемые
временные разницы
Этот вид разниц приводит к уменьшению
налога на прибыль в будущих периодах.
То есть расходы в бухгалтерском учете
признаются раньше, чем в налоговом, а
доходы - позже.
Примерами таких ситуаций могут быть:
- фирма начислила расходы, но фактически
их не оплатила (для тех, кто использует
кассовый метод, - ст. 273 НК РФ);
- в этом году произошла переплата налога
на прибыль, и вам засчитали его в счет
будущих платежей;
- убыток прошлого периода был не использован
в этом году и перенесен на будущее.
Вычитаемая временная разница рассчитывается
так:
Вычитаемая временная разница = Сумма данного вида расходов (доходов), признанная в бухгалтерском учете - Сумма данного вида расходов (доходов), признанная в налоговом учете за тот же период
Если ее умножить на ставку налога, получится та сумма налога на прибыль будущих периодов, которую вы оплатили сейчас. Она носит название отложенный налоговый актив.
Налогооблагаемые
временные разницы
Данные разницы приводят к увеличению
сумм налога на прибыль в последующих
периодах. То есть здесь, наоборот, расходы
в бухгалтерском учете признаются позже,
чем в налоговом, а доходы - раньше.
Примерами таких ситуаций могут быть:
- фирма начислила выручку от реализации
товаров (работ, услуг), но фактически деньги
не получила (для тех, кто использует кассовый
метод);
- отсрочка или рассрочка по уплате налога
на прибыль.
Налогооблагаемые временные разницы рассчитываются
так же, как и вычитаемые, но с противоположными
знаками. При этом сумма налога на прибыль,
которую вы должны будете доплатить в
последующих периодах, называется отложенным
налоговым обязательством.
Отражать налог на прибыль бухгалтер теперь
должен так:
- начислить налог на бухгалтерскую прибыль;
- скорректировать его так, чтобы получилась
сумма, записанная в декларации.
Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток)
по-другому называется условным
расходом (доходом) по
налогу на прибыль. Для его расчета воспользуйтесь
формулой:
Условный расходом (доход) по налогу на прибыль = 24% х Бухгалтерская прибыль (строка 140 Отчета о прибылях и убытках)
Для отражения
этих сумм к счету 99 надо создать
специальный субсчет "Условный расход
(доход) по налогу на прибыль".
По итогам отчетного периода бухгалтер
сделает проводку:
Дебет 99 субсчет "Условный
расход (доход) по налогу
на прибыль" Кредит 68
- начислен условный расход по налогу на
прибыль;
или
Дебет 68 Кредит 99 субсчет "Условный
расход (доход) по налогу
на прибыль"
- начислен условный доход по налогу на
прибыль.
После этого указанную сумму нужно скорректировать:
+(-)Условный расходом (доход) по налогу на прибыль + Постоянное налоговое обязательство + Отложенный налоговый актив - Отложенное налоговое обязательство = +(-)Текущй налог на прибыль (убыток)
Условный расход = Бух-ая прибыль х 24%(Д99К68).
Отложенный налоговый актив = Вычитаемые разницы х 24%(Д09К68).
Отложенные налоговые
обязательства = Налоговычитаемые
разницы х 24%(Д68К77)
25. Порядок формирования и отражения резервов в учете и отчетности.
Расходы будущих периодов- это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Основную часть расходов составляют расходы на подготовку и освоение производства, кроме того сюда относят расходы по ремонту ОС, расходы по оплате аренды, оплата услуг связи авансом и т.д. Учет расходов будущих периодов ведется на с.97”Расходы будущих периодов”. По Д – собирают все расходы будущих периодов с к20,23,25,26,44 и др. Сроки списания расходов регламентируются законодательными и др. нормативными документами. Например, расходы по ремонту ОС списывают ежемесячно либо пропорционально объему производства по месяцам, либо пропорционально плановым затратам на ремонт ОС. Из общего состава расходов будущих периодов отдельной калькуляционной статьей по сч.20 отражают лишь расходы по подготовке и освоению производства. ПБУ 14/2000 не включает в состав НМА приобретение лицензий. В связи с этим расходы по приобретению лицензий целесообразно учитывать на сч.97. С К97стоимость лицензий в течении срока их действия списывается равномерно по месяцам на сч.26 или 44.
В соответствии
с Положением по ведению бухучета
перед составлением бух-ого баланса
за год фактическая себестоимость материальных
ценностей сравнивается с их рыночной
стоимостью. При этом если фактическая
себестоимость оказывается ниже их рыночной
стоимости, то указанные ценности отражаются
в балансе по фактической себестоимости.
Если фактическая себестоимость оказывается
выше рыночной, то ценности указываются
в балансе по рыночной. По данным бухучета
рыночную стоимость материальных ценностей
определяют вычитанием из фактической
себестоимости сумм резервов под снижение
стоимости материальных ценностей, которые
учитываются на сч.14. На общую сумму резерва
под снижение стоимости материальных
ценностей дебетуют сч.91 и кредитуют с.14.
В начале периода, следующего за периодом
в котором произведена запись, зарезервированная
сумма восстанавливается по Д14 и К91. Закрытие
сч.14 осуществляется исходя из предположения
полного расходования материальных ценностей
в следующем отчетном периоде. Остаток
на сч.14 показывает превышение фактической
себестоимости материальных ценностей
над их рыночной стоимостью только на
конец отчетного периода.
26. Финансовый и управленческий учет: цели, сравнительная характеристика, области подготавливаемой информации.
В зарубежных странах обычно бухгалтерский учет подразделяют на составные части: финансовый и управленческий учет.
Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой фирмы. Основной частью управленческого учета является производственный учет, по которым обычно понимают учет издержек производства и анализ экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами (прогнозами) и стандартами. Основная цель управленческого учета – обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете.
Сравнение финансового и управленческого учета:
Область сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
Основные потребители информации | Сторонние организации и лица | Различные уровни внутрифирменного управления |
Виды систем бухгалтерского учета | Система двойной записи | Используется любая система |
Свобода выбора | Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета | Нет норм и ограничений |
Используемые измерители | Денежная единица, по курсу, действовавшему в момент совершения хозяйственной операции | Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения |
Группировка затрат | По элементам затрат | По статьям калькуляции |
Основной объект учета | Организация в целом | Структурные подразделения организации |
Периодичность составления отчетности | Периодически на регулярной основе | По мере надобности, не обязательно на регулярной основе |
Степень надежности информации | Требуется объективность | Зависит от того, для какой цели она предназначена. При необходимости используются точные данные. |
Степень надежности информации | Требуется объективность | Зависит от того, для какой цели она предназначена. При необходимости используются точные данные. |
Обязательность ведения | Строго обязателен | Не обязателен |
Рассмотрение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что его назначение сводится к следующему:
-представление
необходимой информации
-исчисление
фактической себестоимости
-определение
финансовых результатов по
27. Затраты: классификация, методы и организация учета. Калькулирование себестоимости.
Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течении года; полнота отражения в учете всех хоз-ых операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений; регламентация состава себестоимости продукции. В крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции используют сч.20, 23”Вспомогательные производства”, 25 ”Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 28”Потери от брака”, 97”Расходы будущих периодов”, 46”Выполненные этапы по незавершенным работам”, 40”Выпуск готовой продукции”. По дебету указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные расходы на собирательно-распределительных счетах25,26,28,97 затраты списываются на счета основного и вспомогательного производств. С К20 и 23 списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции. Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенной производство. В малых организациях для учета затрат используют как правило сч.20,26,97 или только сч.20. Объекты калькуляции –отдельные изделия, группы изделий, п\ф, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется по объектам калькуляции. Для каждого объекта необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные(тонны, метры, и др.) и условно-натуральные ед., исчисленные с помощью коэффициентов(тысяча условных банок консервов). Затраты на производство группируют: - по месту из возникновения, - по видам продукции, - по видам расходов, - по отношению к себестоимости. По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и по статьям затрат. Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов: материальные затраты(сырье, материалы и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные(косвенные). Прямые затраты – это те, которые на основании первичных документов можно прямо отнести на затраты определенного вида продукции. Накладные или косвенные – одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции(освещение, отопление). Их включают в затраты при общей суммы по окончании месяца путем распределения. В зависимости от объема производства различают переменные и условно-постоянные затраты. Переменные – такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. Условно- постоянные – затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, и поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или коэффициентным способом. При нормативном способе фактически израсходованные материалы распределяются по видам продукции пропорционально расходу их по норме. При коэффициентном способе основой распределения является коэффициент содержания, показывающий соотношение потребления сырья и материалов по каждому изделию.