Автор: v**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 23:00, шпаргалка
1. Сущность, задачи бухучета, основные направления его реформирования и нормативного регулирования.
Бухучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применение(ФЗ”О бухучете” N129-ФЗ, ПБУ), другие носят рекомендательный характер(план счетов, методические указания, комментарии). Нормативные документы можно представить в виде системы: 1-й уровень: законодательные акты, Указы президента РФ, постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухучета, - 2-й уровень: стандарты(положения) по бухучету и отчетности, - 3-й уровень(методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МИНФИНА и других ведомств, - 4-й уровень(рабочие документы по бухучету самого предприятия.
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
рациональное
ведение бухгалтерского учета, исходя
из условий хозяйственной
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Методические аспекты учетной политики:
На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:
1. Выбор
используемых учетных
2. Составление
рабочего плана счетов на
3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;
4. Установление
метода оценки потребленных
5. Определение
стоимостного предела
6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;
7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;
8. Установление способа начисления износа по МБП;
9. Выбор
способа (методики) группировки и
списания затрат на
10. Установление
способа учета выпуска
11. Выбор
метода учета затрат на
12. Выбор
способа распределения
13. Формирование резервов;
14. Порядок списания затрат по ремонту;
15. Выбор метода определения выручки от реализации;
16. Порядок учета курсовых разниц;
17. Варианты распределения и использования чистой прибыли.
18. Учет
финансовых результатов при
15. Учет НМА и их амортизации (ПБУ 14/00).
В соответствии
с ПБУ 14/2000 к НМА относят имущество,
которое одновременно отвечает следующим
условиям: - не имеет материально-вещественной(
16. Аренда ОС: виды аренды, учет у арендодателя и арендатора.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования имуществом. Арендодатель учитывает сданное имущество в аренду на своем балансе в составе собственных ОС с соответствующей отметкой из выбытия в инвентарной карточке по учету ОС. В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности( расходы учитываются на сч.20,26,44 и др., а доходы на сч.90) или в составе операционных доходов и расходов( расходы и доходы учитываются на сч.91”Прочие доходы и расходы”). Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду ОС арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующими записями: Д91 К02. Начисление арендной платы отражается по Д76 и К91. Выручка от услуг по сдаче имущества в аренду отражается по Д50,51,52 и К76. Выручка от услуг по сдаче имущества в аренду облагается НДС.(Д91 К68). На стоимость арендатором капитальных вложений в арендованные средства производится дооценка ОС, которая приходуется по Д01 и К08. Арендатор учитывает арендованные ОС на забалансовом счете 001”арендованные ОС” по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре. Аналитический учет ведется по объектам ОС как у арендодателя так и у арендатора. У арендатора сумма арендной платы отражается Д25,44 и др. К76. Перечисление суммы арендной платы отражают по Д76 и К50,51,52. Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по Д97”Расходы будущих периодов” и К76. Текущие арендные платежи списываются с К97 в Д25,44 и т.д. Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в Д76 с К97 или соответствующих материальных и расчетных счетов(23,60 и др.) Лизинг- один из видов договоров аренды, особенность заключается в том, что по договору финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность имущество, указанное арендатором. Особенность лизинга- имущество сдается в аренду новое, и срок аренды заканчивается тогда, когда срок годности имущества тоже подходит к концу. Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражают на сч.08, субсчет”Приобретение объектов ОС”. Лизинговое имущество приходуется по Д03 с К08. В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя. У лизингодателя: начисление амортизации Д20 и К02, затраты лизингодателя формируются по Д20 и К10,69,70 и др. , ежемесячно учтенные на сч.20 расходы по лизинговому имуществу списывается с К этого счета в Д сч.90. Сумма лизинговых платежей учитывается по Д62 и К90. При возврате лизингового имущества его стоимость списывается с К03 в Д01. Сумма задолженности по лизинговым платежам Д76 К91, стоимость лизингового имущества Д91 К03, разница между суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества Д91 К98. Или можно оформить одной записью: Д76 К03,98-на сумму лизинговых платежей и разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества. При возврате имущества с полностью погашенной лизинговой стоимостью оно приходуется на сч.03 по условной цене 1руб. У лизингополучателя: учитывается на забалансовом счете 001”Арендованные ОС”. Начисление лизинговых платежей Д20,26,44 К76 субсчет”Задолженность по лизинговым платежам”. . Погашение задолженности Д76 К50,51,52. При выкупе лизингового имущества до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в Д97 с К76. Если по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость лизингового имущества Д08 с 76. Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с К08 в Д01. Начисленные лизингодателю платежи отражают по Д76 субсчет”Арендные обязательства” К76 субсчет”Задолженность по лизинговым платежам”. Начисление амортизации по лизинговому иамуществу осуществляется исходя из утвержденных норм амортизации и норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент выше 3. Начисленная амортизация отражается по Д20,25,26,44 и др. и К02. Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговых платежей отражают на сч.91”Прочие доходы и расходы”. При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в Д91 с К01. Сумма амортизации списывается в Д02 с К01. при выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 и 01 осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества с собственные ОС. Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в Д97 или 91 и К02. Одновременно указанная сумма отражается по Д76 субсчет”Задолженность по лизинговым платежам” и К76 субсчет “Арендные обязательства”.
18. Учет денежных средств на валютных счетах. Порядок отражения экспортно- импортных фактов хоз-ой деятельности(ПБУ 3/2000).
Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют сч. 52”Валютные счета”. По Д этого счета отражают поступление денежных средств, а по К - списание . Аналитический учет по сч.52 ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в иностранной валюте. К сч.52”Валютные счета” открывают следующие субсчета: 1. Транзитные валютные счета, 2.Текущие валютные счета, 3.Валютные счета за рубежом. Транзитный валютный счет открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в т.ч. и не подлежащие обязательной продаже. Текущий валютный счет открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По Д52-2”Текущие валютные счета” отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с Ксч.52-1”Транзитные валютные счета”, а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет минуя транзитный счет. С К52-2 валюта списывается в безналичном и наличном порядке. В безналичном порядке осуществляют по следующим направлениям: - переводы иностранной валюты в порядке расчетов на любые цели в соответствии с действующим законодательством, - продажа иностранной валюты(за исключением обязательной), - перевод иностранной валюты для зачисления на валютный счет организации за границей. Снятие наличной иностранной валюты разрешается на оплату расходов, связанных с командировками работников организации в иностранные государства, а также по специальному разрешению Банка России. Движение средств в иностранной валюте на валютных счетах за рубежом отражается на сч.52-3”Валютные счета за рубежом”. По Д отражаются: - средства в иностранной валюте, переводимые с текущих валютных счетов организаций-резидентов в уполномоченных банках РФ в пределах, установленных сметой, - неиспользованная наличная иностранная валюта, ранее снятая со счета, - %, начисляемые банком-нерезидентом на остаток средств, - средства, ранее ошибочно списанные со счета. По К отражаются: - средства, списываемые на содержание представительства, - средства, снимаемые наличными для выплаты з\п, для оплаты расходов, связанных с командированием сотрудников юридического лица-резидента по территории страны места нахождения представительства и за ее пределами, а также для оплаты других расходов, предусмотренных сметой, - суммы, переводимые на текущий валютный счет юридического лица-резидента в уполномоченном банке России, - банковские расходы по ведению счета. Обязательная продажа части валютной выручки в Валютный резерв Банка России производится по курсу рубля ЦБ РФ, действовавшей на день продажи валюты: на общую сумму валютной выручки Д52-1”Транзитный валютный счет” К 62, - га стоимость иностранной валюты, подлежащей продаже Д57 К52-1, - на рублевый эквивалент проданной валюты Д51К91, - на часть проданной валютной выручки Д91 К57, - на часть выручки, зачисленной на текущий счет Д52-2 К52-1, - начислено комиссионное вознаграждение банку Д26 или 91 К76, - уплачено комиссионное вознаграждение банку Д76 К51, - списание прибыли от продажи Д99К91. Порядок учета экспортных операций зависит от порядка реализации товаров(непосредственно самой организацией-изготовителем или через посредническую внешнеэкономическую организацию), а также от порядка оплаты за реализуемые товары. Синтетический учет экспортных операций осуществляется либо на сч.45, либо на сч.62. Счет 45 используется для учета отгруженной продукции в случае, когда договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от организации к покупателю. При осуществлении экспортных операций через внешнеторговую. Организации. Последняя завозит экспортируемые товары на свои склады а затем реализует их. Экспортная выручка поступает на транзитный счет. Из 75% чистой выручки(за минусом накладных расходов) подлежит продаже по курсу валютной биржи. Остальная часть выручки зачисляется на текущий счет организации с К транзитного счета. Порядок учета импортных операций зависит от выбранной формы расчетов с иностранным поставщиком(инкассо, аккредитив, открытый счет и т.д.), условий поставки, содержания учетных партий. Поступающие импортные товары принимают на учет по полной импортной стоимости. Она включает в себя контрактную цену товара и накладные расходы, оплаченные в иностранной валюте и в рублях. Синтетический расчет с поставщиками по оплате импортных товаров осуществляется на сч.60”расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Аналитический учет ведется отдельно по каждому поставщику. Для формирования о покупной стоимости импортных товаров целесообразно использовать сч.15”Заготовление и приобретение материальных ценностей”, открыв к нему субсчет 2 “Приобретение импортных товаров”. Учет расчетов за услуги по доставке следует осуществлять на сч.76 субсчет 1”расчеты в руб.” и 2”расчеты в иностранной валюте”. Учет расчетов с бюджетом по таможенной пошлине, акцизам и НДС осуществляется на сч.68 и соответствующих субсчетах.
19. Учет затрат и выпуска готовой продукции(работ и услуг): фактический, нормативный методы, система “стандарт-кост”.
Готовая продукция – это изделия и п\ф , полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным ТУ, принятые на склад или заказчиком. В настоящее время применяют следующие системы оценки готовой продукции: - по фактической производственной себестоимости( в основном когда выпускают крупное оборудование и транспортные средства), - по неполной(сокращенной) производственной себестоимости продукции( исчисляется по фактическим затратам без общехозяйственных расходов), - по оптовым ценам реализации( оптовые цены используют в качестве учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на сч.16.), - по плановой(нормативной) себестоимости, - по сокращенной плановой себестоимости, - по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС(при выполнении единичных заказов), - по свободным рыночным ценам(при учете товаров, реализуемых через розничную торговую сеть). Учет наличия и движения готовой продукции осуществляется на активном сч.43”Готовая продукция”. Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретаемые для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитываются на сч.41”Товары”. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг отражается на сч.43. Фактические затраты по ним списываются со счетов затрат на производство в Д90. Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в 2х вариантах: без использования сч.40”Выпуск продукции” и с использованием сч.40. При первом варианте готовую продукцию учитывают на сч.43 по фактической производственной себестоимости. Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляется бух-ой записью Д43 К20. По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с Ксч.20 в Д43 способом дополнительной бух-ой записи или способом кранное сторно. Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списывают со с.43 в Д сч.45 или сч.90 по учетным ценам. По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с Ксч.43 дополнительной записью в Дсч.45 или 90. При использовании для учета затрат на производство сч.40, синтетический учет готовой продукции осуществляется на сч.43 по нормативной или плановой себестоимости. По Д40 – отражают фактическую себестоимость продукции, по К- нормативную. Фактическую производственную себестоимость списывают с К20,23,29 в Д40. Нормативную или плановую себестоимость списывают с К40 в Д43,90*10,11,21,28,41 и др.). Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по сч.40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости от нормативной или плановой и списывают с К40 в Д90. При этом превышение фактической себестоимости над нормативной списывается дополнительной проводкой, а экономия – способом красное сторно. Счет 40 закрывают ежемесячно.