Бухгалтерский учет

Автор: v**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 23:00, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность, задачи бухучета, основные направления его реформирования и нормативного регулирования.

Бухучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применение(ФЗ”О бухучете” N129-ФЗ, ПБУ), другие носят рекомендательный характер(план счетов, методические указания, комментарии). Нормативные документы можно представить в виде системы: 1-й уровень: законодательные акты, Указы президента РФ, постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухучета, - 2-й уровень: стандарты(положения) по бухучету и отчетности, - 3-й уровень(методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МИНФИНА и других ведомств, - 4-й уровень(рабочие документы по бухучету самого предприятия.

Работа содержит 1 файл

шпоры бухучет.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

 

20. Использование бухгалтерской информации в целях принятия управленческих решений.

 Завершающим этапом учетного процесса является бух. отч. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие  имущественное и финансовое положение  предприятия, а также результат  хоз. деятельности за отчетный период.

 Т.о. отчетность - это система показателей фин.- хоз. деятельности предприятия.

 В условиях формирования и развития рыночных отношений  возрастает значение объективной и достоверной бух. отчетности. Анализ показателей отчетности позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, величину собств. капитала предприятия и заемных средств.

 Данные  бух отчетности позволяют выявить  фин. положение предприятия, его  платежеспособность и доходность.

 1 - Бух  отчетность дает возможность  более глубоко заглянуть во  внутренние и внешние отношения хоз субъекта и предприятия, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам.

 2 - Внешние  пользователи бух информации  по данным отчетности получают  возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить фин. положение потенциальных партнеров.

 3 - По  данным отчетности руководитель  предприятия отчитывается перед  учредителями и прочими структурами управления и контроля. Тщательный анализ отчетности позволяет раскрыть причины недостатков в работе предприятия, выявить резервы и наметить пути улучшения его деятельности. Т.о. значение очень велико.

 Ответственность за организацию БУ несут как лица, ведущие БУ, привлеченные со стороны. Руководитель предприятия имеет право привлекать к ведению БУ других лиц. Ответственность за совершение всех хоз операций несет руководитель и главбух.

 В том  случае, если хоз операция является незаконной, то главбух не имеет права ее отражать в БУ. Однако при наличии письменного указания руководителя предприятия, документ принимается к исполнению. Ответственный в данном случае – только руководитель.

 Главбух, в соответствии с Положением, имеет  права и обязанности:

 1. право  распоряжаться фин. ресурсами  предприятия

 2. давать  предложения по назначению и  увольнению матер. ответст. лиц

 3. право  подписывать фин документы, а  также отчетность

 4. право  вносить предложения руководству  предприятия по улучшению хоз-фин  деятельности, а также снижению налогообложения в соответствии с законодательством

 При освобождении главбуха проводится сдача дел.

 В соответствии с Положением, должность главбуха можно совмещать с должностью кассира.

 В 4 разделе имеются указания по составлению бух отч, ее перечень, порядок представления отч и сроки представления квартальной и годовой отчетности.

 

21. Сегментарная отчетность: сущность, значение, правило построения и возможности использования. 

    информация  по сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации; информация по операционному сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов: назначению товаров, работ, услуг; процессу производства товаров, выполнения работ; оказанию услуг; потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; методам продажи товаров и распространения работ, услуг; системам управления деятельностью организации (если применимо).

Операционный  или географический сегмент считается  отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

выручка от продажи  внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

финансовый результат  деятельности данного сегмента (прибыль  или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

активы данного  сегмента составляют не менее 10 процентов  суммарных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным пунктом 9 настоящего Положения.

При формировании доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента необходимо учитывать следующее:

а) выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:

проценты и  дивиденды, кроме случаев, когда  такие доходы являются предметом  деятельности отчетного сегмента;

доходы от продажи  финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;

чрезвычайные  доходы.

При формировании информации о выручке (доходах) отчетного  сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен.

Основа ценообразования  на указанные передачи и изменения этой основы подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности организации;

б) расходами  отчетного сегмента не являются:

проценты, кроме  случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение  доходов от финансовой деятельности;

расходы, связанные  с продажей финансовых вложений, кроме  случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;

налог на прибыль;

общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся  к организации в целом;

чрезвычайные  расходы;

в) финансовый результат  отчетного сегмента для представления  в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства;

г) в обязательства  отчетного сегмента не включается задолженность  по налогу на прибыль.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие  информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Выделение первичной  и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности. 

 

22. Учет собственного  капитала.

Собственный капитал состоит их уставного  капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, целевого финансирования. Учет уставного капитала осуществляется на сч.80”Уставный капитал” , счет пассивный, сальдо этого счета должно соответствовать размеру уставного капитала, зарегистрированного в учредительных документах. Уставный капитал, в сумме предусмотренный учредительными документами, отражают по К80 и Д75”Расчеты с учредителями”. Фактическое поступление вкладов учредителей отражается по К75 с Д08,10,12,50,51, и др.  При увеличении УК организации кредитуют сч.80 и дебетуют сч. Источников увеличения УК: 83,84,75 и др. При уменьшении УК дебетуют сч.80 и кредитуют сч.75,81. Помимо уставного капитала в состав собственного капитала включается резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование. Резервный капитал создают в обязательном порядке АО и совместные организации в соответствии с законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом организации. В АО он может быть не менее 15% , а в совместных предприятиях – 25%. Отчисления в резервный капитал производят за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. При этом сумма отчислений в резервный капитал и другие фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли. Для получения информации о наличии и движении капитала используют счет 83”Резервный капитал”, отчисления в резервный капитал отражаются по К82 и Д84”Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)”. Использование резервного капитала отражается по Д82 и К счетов – потребителей резервного капитала: 84,66 и т.д.Добавочный капитал в отличие от уставного капитала подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Он показывает общую долю всех участников. Добавочный капитал складывается: - эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, и дополнительной эмиссией акций, - прироста стоимости имущества при переоценке, - курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями вкладов в УК организации. Добавочный капитал учитывается на сч.83»Добавочный капитал” к которому могут быть открыты субсчета: 1.Прирост стоимости имущества по переоценке, 2. Эмиссионный доход, 3. Курсовые разницы и т.д. При переоценке имущества его стоимость увеличивается и отражается Д01К83. Уменьшение стоимости активов при переоценке отражается по Д83К01. Средства добавочного капитала могут быть направлены на: - увеличение УК, - погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся в результате переоценки, - распределение между учредителями организации. Для получения информации  о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации используют сч.84”Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток). Сумму чистой прибыли отчетного года списывают заключительными оборотами декабря в К84 с Д99’Прибыли и убытки”. Распределение прибыли осуществляется на основании решения общего собрания акционеров в АО, собрания участников общества. На суммы начисленных доходов учредителям делают запись Д84К70 и 75. Отчисления в резервный капитал отражают Д84К82. Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря вД84 с К99. Убытки отчетного года списываются с К84 в Д сч. 82,75,80. К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские, подготовку кадров, содержание детских учреждений и т.д. Источниками целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального или местного бюджета. Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утвержденными сметами. Для учета средств целевого назначения используется счет 86”Целевой финансирование”. Поступление средств отражается по К данного счета, а расходование – по Д. Аналитический  учет ведут по сч.86 по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления. Поступающие бюджетные средства подразделяются на две категории: 1. Направляемые на финансирование капитальных вложений, 2. Используемые для оплаты текущих расходов. При первом варианте оформляются бухгалтерские записи Д51,55 и др. К86. Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в Д08,10 и других счетов учета имущества и К86. При втором варианте принятия к учету бюджетных средств отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам Д76К86. Фактическое поступление бюджетных средств отражают по Д51,55,10 и др. К76.

 

23. Доходы и расходы  организации (ПБУ9/99 и 10/99).

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением сумм вкладов в УК. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления подразделяются на: - доходы от обычных видов деятельности, - прочие поступления(операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы). Доходами от обычной деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Доходы от обычных видов деятельности отражают на сч.90”Продажи”. К нему могут быть открыты субсчета: 1.Выручка, 2.Себестомость продаж, 3.НДС, 4.Акцизы, 5.Прибыль\убыток от продаж.

Расходами организации  признается уменьшение экономических  выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственниками имущества по их решению. Согласно ПБУ 10\99 не признается расходами организации выбытие активов, связанное с: 1. приобретением ВА. 2. Вложениями в УК других организаций. 3. Приобретением акций АО и иных ценных бумаг не для перепродажи. 4. Перечислением средств и взносов, связанных с благотворительностью. И т.д. Расходы классифицируются на 4 группы: 1. Расходы по обычным видам деятельности. 2. Операционные расходы. 3. Внереализационные расходы. 4. Чрезвычайные расходы. ПБУ 10\99 обозначены правила для признания расходов в отчете о прибылях и убытках. 1. Требует соответствия расходов полученным доходам или увязки между произведенными расходами и поступлениями. 2. Устанавливает необходимость обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена или определяется косвенным путем. 3. Подлежат признанию независимо от предыдущих правил расходы, признанные в отчетном периоде, когда по ним можно определенно утверждать о неполучении экономических выгод или поступления активов.  Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют сч.91”Прочие доходы и расходы”. К этому счету открываются субсчета: 91-1”Прочие доходы”, 91-2”Прочие расходы”, 91-9”Сальдо прочих доходов и расходов”.  По окончании отчетного года субсчета закрываются внутренними записями на субсчет 91-9. Финансовый результат определяют по сч.99”Прибыли и убытки”. По К(доходы) по Д(убытки). Хозяйственные операции отражают с нарастающим итогом с начала года. Конечный результат отражается в качестве сальдо на конец года и характеризует размер прибыли (К) или убытка(Д). По окончании отчетного года счет 99 закрывается, а его результат списывается на сч.84.

Информация о работе Бухгалтерский учет